Решение по делу № 66а-39/2019 от 12.11.2019

Дело № 24OS0000-01-2019-000421-55

    № 66а-39/ 2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Новосибирск                                     10 декабря 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Сумачаковой Н.И.,

судей Ненашевой Е.Н., Захарова Е.И.,

при секретаре Крикуновой Е.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-487/2019 по апелляционной жалобе Ехлакова В, Михайловой А, Калицкого М, Сергеева А, Константинова Е, Игнатьевой М на решение Красноярского краевого суда от 29 августа 2019 года, которым административным истцам отказано в удовлетворении исковых требований (с учетом их уточнения) о признании не действующим в части решения Шушенского поселкового Совета депутатов от 29 марта 2019 года № 64чр-131 «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края».

Заслушав доклад судьи Ненашевой Е.Н., объяснения представителя административных истцов Кузьмина В.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Кузнецовой О.Н., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Медведевой М.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Ехлаков В.Н., Михайлова А.И., Калицкий М.П., Сергеев А.В., Константинов Е.Г., Игнатьева М.В. обратились с административным иском (с учетом уточнений) о признании не действующими пунктов 1.2, 1.5-1.13, 1.16, 1.17, 1.19, 1.22-1.25, 1.29, 1.30, 1.33, 1.34, 1.36, 1.37, 1.39, 3 Решения № 64чр-131 «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края».

Требования административного иска с учетом уточнений мотивированы тем, что 15 марта 2019 года были проведены публичные слушания по вопросу обсуждения проекта решения Шушенского поселкового Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края», по вопросу упразднения администрации поселка Шушенское, как органа исполнительной власти, передачи исполнения полномочий администрации поселка Шушенское администрации Шушенского района.

По результатам проведенных публичных слушаний была принята резолюция, в которой участники публичных слушаний рекомендовали принять решение о внесении изменений и дополнений в Устав. Также было одобрено заключение о результатах публичных слушаний от 15 марта 2019 года по проекту решения, в котором имелось указание на поступление 11 марта 2019 года письменного предложения жителя посёлка Шушенское Михайловой А.И. о нецелесообразности ликвидации администрации поселка Шушенское и возложении полномочий на администрацию Шушенского района, а также с просьбой не принимать Устав в данной части. К предложению прилагался список с подписями более 100 жителей поселка Шушенское.

В связи с тем, что заявление Михайловой А.И. с более чем 100 подписями других жителей поселка Шушенское организационной комиссией было отклонено и не было включено в список предложений, подлежащих обсуждению в ходе публичных слушаний, ее голос и голоса других более чем 100 жителей поселка Шушенское необоснованно не были учтены при подсчете голосов по проекту муниципального нормативного правового акта, что впоследствии привело к принятию административным ответчиком оспариваемого Решения № 64чр-131 вопреки мнению большинства жителей поселка Шушенское.

Кроме того, при проведении публичных слушаний отсутствовала необходимая регистрация его участников, что также свидетельствует о нарушении процедуры проведения публичных слушаний.

Решением Красноярского краевого суда от 29 августа 2019 года административным истцам в удовлетворении иска (с учетом уточнений) отказано.

Административными истцами Ехлаковым В.Н., Михайловой А.И., Калицким М.П., Сергеевым А.В., Константиновым Е.Г., Игнатьевой М.В. на указанное решение подана апелляционная жалоба, в которой истцы просят об отмене постановленного решения и принятии нового об удовлетворении административного искового заявления.

В числе доводов апелляционной жалобы административные истцы, со ссылкой на неправильное определение судом предмета иска и обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения, указывают на ошибочность выводов суда об отсутствии нарушений процедуры проведения публичных слушаний по проекту оспариваемого нормативного правового акта, в том числе в части порядка отклонения организационной комиссией письменного Предложения Михайловой А.И., содержащего в числе приложения подписи более чем 100 жителей поселка Шушенское, с просьбой не принимать решение о внесении изменений в Устав поселка Шушенское в предлагаемом для публичного обсуждения виде.

Полагают, что судом первой инстанции неверно сделан вывод о том, что письменное предложение Михайловой А.И. не подлежало рассмотрению организационной комиссией по существу, с принятием по нему соответствующего решения, а не заключения, и последующим вынесением на обсуждение участников публичных слушаний, как и вывод о том, что мнение Михайловой А.И. и мнение иных жителей поселка, подписавшихся под ее предложением не подлежало учету в числе голосов участников слушаний, голосовавших против принятия предлагаемого проекта оспариваемого решения.

Также в качестве доводов апелляционной жалобы указано, что судом оставлен без внимания довод административных истцов об имевшем место нарушении процедуры публичных слушаний в виде отсутствия регистрации их участников.

Участвующим в деле прокурором, а также представителем административного ответчика - Шушенского поселкового Совета депутатов Кузнецовой О.Н., Главой поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края по доводам апелляционной жалобы представлены возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов Ехлакова В.Н. и Константинова Е.Г. – Кузьмин В.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, административное исковое заявление удовлетворить, указав дополнительно, что письменное предложение Михайловой А.И. отвечало требованиям, предъявляемым пунктом 4 статьи 7 Положения об организации и проведении публичных слушаний в поселке Шушенское, утвержденного решением Шушенского поселкового Совета депутатов от 28.07.2017 № 39-64 «Об утверждении Положения об организации и проведения публичных слушаний в поселке Шушенское» (далее Положение об организации и проведении публичных слушаний в поселке Шушенское), в связи с чем оно должно было быть зарегистрировано, рассмотрено организационной комиссией по существу с принятием по нему соответствующего решения, а не заключения, и вынесено на обсуждение участников публичных слушаний. Однако, данное предложение было необоснованно отклонено как не отвечающее по содержанию требованиям, предъявляемым к письменным предложениям по проектам, обсуждаемым на публичных слушаниях, в результате чего голос Михайловой и голоса иных более чем 100 жителей поселка, присоединившихся к ее предложению, не были учтены 15 марта 2019 года в числе голосов участников публичных слушаний, голосовавших против принятия предлагаемой резолюции. Также пояснил, что нарушение прав административных истцов заключается в том, что, несмотря на реализованное ими право на личное участие в публичных слушаниях 15 марта 2019 года и право на участие в голосовании (проголосовали против предложенной резолюции о рекомендации представительному органу местного самоуправления принять проект оспариваемого решения «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края»), им, тем не менее, не была предоставлена возможность проголосовать за предложение Михайловой А.И.

Представитель Шушенского поселкового Совета депутатов Кузнецова О.Н. в судебном заседании просила об оставлении решения Красноярского краевого суда от 29.08.2019 без изменения, апелляционную жалобу истцов – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно, в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившие на нее возражения, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования (части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Шушенский поселковый Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, состоящим из 15 депутатов, избираемым на основе всеобщего равного и прямого избирательного права по избирательной системе мажоритарного типа по многомандатным избирательным округам при тайном голосовании сроком на 5 лет (пункт 1 статьи 8, пункты 1, 2 статьи 20 Устава), к исключительной компетенции которого относится принятие Устава поселения и внесение в него изменений и дополнений (подпункт 1 пункта 1 статьи 25 Устава).

Порядок принятия устава муниципального образования, внесения в него изменений, регистрации и опубликования регламентированы положениями частей 4-10 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решением Шушенского поселкового Совета депутатов от 15 октября 2001 года № 08-36- вн принят Устав муниципального образования поселок Шушенское Шушенского района Красноярского края (далее - Устав), зарегистрированный Управлением Министерства юстиции по Красноярскому краю 14 ноября 2001 года за № ru245421012005001 и опубликованный в установленном законом порядке.

Решением Шушенского поселкового Совета депутатов от 29 марта 2019 года № 64чр-131 «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края», зарегистрированным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю 15.04.2019 за номером RU 245421012019001 и опубликованным в газете «Ведомости органов местного самоуправления поселка Шушенское» № 9 (239) от 26 апреля 2019 года, а также 24 апреля 2019 года на официальном сайте муниципального образования «www. шушенское.org», в Устав внесены следующие изменения и дополнения:

Пунктом 1.2 Решения № 64чр-131 пункты 2 и 3 статьи 8 Устава изложены в новой редакции:

«2. Глава поселка Шушенское - высшее выборное должностное лицо муниципального образования, избираемое Советом депутатов из своего состава. Глава поселка исполняет полномочия председателя Шушенского поселкового Совета депутатов.

3. Администрация поселка не формируется.

Все полномочия Администрации поселка Шушенское, предусмотренные Федеральными законами, законами края, настоящим Уставом иными муниципальными правовыми актами - исполняет Администрация Шушенского района в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 1.5 Решения № 64чр-131 статья 10 Устава изложена в новой редакции:

«Статья 10. Органы местного самоуправления, обладающие правами юридического лица

1.Шушенский поселковый Совет депутатов наделяется правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом.

2. Поселковый Совет депутатов как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям».

Пунктом 1.6 Решения № 64чр-131 в статью 13 Устава пункт 1 после слова «высшее» дополнен словом «выборное», данная статья дополнена пунктом 1.1, а пункт 4 изложен в новой редакции:

«1.1. Глава муниципального образования осуществляет свои полномочия на постоянной основе»;

- пункт 4 статьи 13 изложить в следующей редакции:

«4. Глава поселка Шушенское избирается Шушенским поселковым Советом депутатов из своего состава на срок полномочий Шушенского поселкового Совета депутатов и исполняет полномочия председателя Шушенского поселкового Совета депутатов».

Пунктом 1.7 Решения № 64чр-131 глава 3 Устава дополнена статьей 13.1 «Формирование конкурсной комиссии в Шушенском районе» следующего содержания:

«При формировании конкурсной комиссии в Шушенском районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается Шушенским районным Советом депутатов, одна четвертая – Шушенским поселковым Советом депутатов, а половина – Губернатором Красноярского края».

Пунктом 1.8 Решения № 64чр-131 исключен пункт 1 статьи 15 Устава.

Пунктом 1.9 Решения № 64чр-131 статья 16 Устава изложена в новой редакции, в соответствии с которой к полномочиям Главы поселка отнесено исполнение полномочий Председателя поселкового Совета депутатов (подпункт 7 пункта 1 статьи 16 Устава); право требовать созыва внеочередного заседания поселкового Совета депутатов (подпункт 9 пункта 1 статьи 16 Устава).

Пунктом 1.10 Решения № 64чр-131 статья 17 Устава изложена в новой редакции:

«1. В случае досрочного прекращения полномочий Главы поселка либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно осуществляет заместитель Председателя поселкового Совета депутатов. В случае если заместитель Председателя поселкового Совета депутатов отсутствует или не назначен, указанные полномочия исполняет иной депутат по решению поселкового Совета депутатов.

2. В случае временного отсутствия Главы поселка (отпуск, болезнь, командировка и т.д.) его полномочия, за исключением полномочий по отмене правовых актов Главы поселка, исполняет заместитель Председателя поселкового Совета депутатов, а если заместитель отсутствует либо не назначен – иной депутат по решению поселкового Совета депутатов».

Пунктом 1.11 Решения № 64чр-131 глава 3 Устава дополнена статьей 18.1 «Правовые акты Главы поселка» следующего содержания:

«1. Глава поселка в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности поселкового Совета депутатов.

2. Глава поселка издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами.

3. Правовые акты Главы поселка, кроме указанных в пункте 4 настоящей статьи, вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не определено иное.

4. Нормативные правовые акты Главы поселка, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает поселок Шушенское, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования.

5. Правовые акты Главы поселка могут быть отменены или их действие может быть приостановлено им самим, в случае изменения перечня его полномочий - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Красноярского края, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Красноярского края)».

Пунктом 1.12 Решения № 64чр-131 исключен пункт 3 статьи 20 Устава.

    Пунктом 1.13 Решения № 64чр-131 статья 21 Устава изложена в следующей редакции:

1. Работу Совета депутатов организует его председатель. Глава поселка исполняет полномочия председателя Совета депутатов.

2. Председатель Совета депутатов:

1) представляет поселковый Совет депутатов в отношениях с населением, органами и должностными лицами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями;

2) созывает сессии, определяет и доводит до сведения депутатов и населения время и место проведения заседаний сессии, а также проект повестки дня;

3) созывает, в том числе по собственной инициативе, требованию группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа избранных депутатов или по требованию не менее 10% жителей поселка внеочередную сессию;

4) осуществляет руководство подготовкой сессий и заседаний сессий Совета;

5) ведет заседания сессий Совета депутатов в соответствии с правилами, установленными Регламентом Совета;

6) подписывает протоколы заседаний сессий Совета;

7) оказывает содействие депутатам Совета в осуществлении ими своих полномочий;

8) от имени Совета подписывает исковые заявления, заявления, жалобы, направляемые в суд или арбитражный суд;

9) решает иные вопросы, возложенные на него законодательством Российской Федерации и Красноярского края, настоящим Уставом, Регламентом Совета депутата»

Пунктом 1.16 Решения № 64чр-131 в статье 25 Устава исключен подпункт 12 пункта 1; в пункте 2 исключены слова «и администрации»; пункт 3 изложен в новой редакции:

«3. Заслушивает ежегодный отчет Главы поселка о результатах его деятельности, а также отчет Главы Шушенского района о деятельности по вопросам исполнения полномочий администрации поселения, в том числе о решении вопросов, поставленных поселковым Советом депутатов».

Пунктом 1.17 Решения № 64чр-131 пункт 8 статьи 26 Устава изложен в следующей редакции:

«8. Организационное, материально-техническое, правовое обеспечение деятельности поселкового Совета депутатов осуществляет администрация района».

Пунктом 1.19 Решения № 64чр-131 исключен пункт 2 статьи 28 Устава; пункты 1 и 3 изложены в следующих редакциях:

«1.Шушенский поселковый Совет депутатов осуществляет контроль за исполнением полномочий администрации поселка администрацией Шушенского района и ее должностных лиц.»;

«3. Шушенский поселковый Совет депутатов ежегодно заслушивает отчет Главы поселка о результатах его деятельности, отчет Главы района о деятельности по вопросам исполнения полномочий администрации поселка в истекшем году».

Пунктом 1.22 Решения № 64чр-131 статья 32 Устава изложена в следующей редакции:

«1.Администрация поселка не образуется в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Полномочия администрации поселка, предусмотренные федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами исполняет Администрация Шушенского района».

    Пунктом 1.23 Решения № 64чр-131 исключена статья 33 Устава.

    Пунктом 1.24 Решения № 64чр-131 абзац 1 пункта 1 статьи 34 Устава изложен в следующей редакции:

    «Администрация Шушенского района, исполняя полномочия администрации поселка».

    Пунктом 1.25 Решения № 64чр-131 исключена статья 35 Устава.

    Пунктом 1.29 Решения № 64чр-131 подпункт 1 пункта 2 статьи 42 Устава изложен в следующей редакции:

    «поселкового Совета депутатов или Главы поселка – по вопросам местного значения».

    Пунктом 1.30 Решения № 64чр-131 в пункте 4 статьи 44 Устава исключено слово «поселка».

    Пунктом 1.33 Решения № 64чр-131 пункт 2 статьи 51 Устава изложен в новой редакции, в соответствии с которой в собственности поселка может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Также пунктом 1.33 Решения № 64чр-131 изложена в новой редакции статья 52 Устава:

«Статья 52. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

1. Администрация Шушенского района от имени поселка владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и краевыми законами, настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами поселкового Совета депутатов.

2. Администрация Шушенского района вправе передавать имущество поселка во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и Красноярского края, органам местного самоуправления иных муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, решениями поселкового Совета депутатов.

3. Поселок Шушенское может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования.

Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений поселка осуществляет администрация Шушенского района.

Администрация Шушенского района определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначают на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности.

4. Руководители муниципальных предприятий и учреждений направляют отчеты о деятельности данных предприятий и учреждений в администрацию Шушенского района, не позднее 1 квартала года следующий за отчетным.

Администрация Шушенского района, осуществляющая функции и полномочия учредителя, в течение 5 дней назначает дату для заслушивания отчетов. По результатам заслушивания принимается решение об итоговой оценке деятельности соответствующего предприятия или учреждения.

По решению поселкового Совета депутатов отчеты о деятельности муниципальных предприятий и учреждений могут заслушиваться на заседаниях поселкового Совета депутатов».

    Пунктом 1.34 Решения № 64чр-131 в пункте 2 статьи 54 Устава слова «представляется Главой поселка» заменены словами «представляется Администрацией Шушенского района».

    Пунктом 1.36 Решения № 64чр-131 в пункте 2 статьи 56 Устава слова «Администрация поселка не позднее 1 марта года» заменены словами «Администрация района не позднее 1 мая года».

    Пунктом 1.37 Решения № 64чр-131 исключены статьи 59 – 65 Устава.

Пунктом 1.39 Решения № 64чр-131 статья 68 Устава дополнена пунктом 4 следующего содержания:

«4. Положения пункта 2 статьи 8, пункта 4 статьи 13, статей 16, 17, 18.1, 21, пункта 3 статьи 25, пункта 3 статьи 28, пункта 3 статьи 34 настоящего Устава в редакции Решения от 29.03.2019 года № 64чр – 131 «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края» применяются в отношении порядка избрания Главы поселка и изменения перечня его полномочий применяются к Главе поселка, избранному после вступления в силу указанного Решения».

В соответствии с пунктом 3 Решения № 64чр-131 изменения и дополнения, внесенные в статью 8, статью 10, пункт 4 статьи 13, статью 13.1, статьи 16, 17, 18.1, статью 21, пункты 2 и 3 статьи 25, пункт 8 статьи 26, пункт 1 статьи 28, статьи 32, 33, 34, 35, пункт 4 статьи 44, статью 52, пункт 2 статьи 54, пункт 2 статьи 56, а также главу 11 Устава поселка Шушенское, вступают в силу после истечения срока полномочий поселкового Совета депутатов, принявшего настоящее Решение.

Судом апелляционной инстанции также установлено, что оспариваемое решение Шушенского поселкового Совета депутатов от 29 марта 2019 года № 64чр-131 «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края» принято уполномоченным органом в установленной форме, опубликовано в установленном порядке, и по этим основаниям не обжалуется.

Согласно положениям части 1, пункта 1 части 3, части 4 статьи 28, части 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 6 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься вопросы по проекту устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.

Из материалов дела следует, что решением Шушенского поселкового Совета депутатов от 28 июля 2017 года № 39-64 было утверждено Положение об организации и проведении публичных слушаний в поселке Шушенское, которое действовало на момент проведения публичных слушаний по проекту решения Шушенского поселкового Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края».

На основании пункта 1 части 3 статьи 28, части 4 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

В силу части 5 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Аналогичные нормативные положения содержатся в пунктах 2, 3 статьи 66 Устава.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом, а после их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (части 6 и 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

При рассмотрении дела установлено, что 1 и 8 февраля 2019 года состоялись совместные заседания постоянных комиссий Шушенского поселкового Совета депутатов, на которых обсуждался проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав.

Постановлением Главы поселка Шушенское от 14 февраля 2019 года № 50 на 15 марта 2019 года назначены публичные слушания по проекту решения Шушенского поселкового Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края» (пункт 1); создана и утверждена организационная комиссия, на которую возложена организация по подготовке и проведение публичных слушаний (пункты 2, 4); определено место приема предложений по проекту решения (пункт 6), а также разрешены иные организационные вопросы (т. 1 л.д. 179-184).

Вышеуказанное постановление Главы поселка Шушенское от 14 февраля 2019 года № 50, проект решения Шушенского поселкового Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края», а также решение Шушенского поселкового Совета депутатов от 14 февраля 2019 года № 62вн-126 «Об утверждении Порядка учета предложений по проекту решения Шушенского поселкового Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края, порядка участия граждан в его обсуждении» были опубликованы в газете «Ведомости органов местного самоуправления поселка Шушенское» № 2 (232) от 14 февраля 2019 года.

В этой связи судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, с которым также соглашается суд апелляционной инстанции, о том, что органом местного самоуправления были выполнены требования части 4 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 статьи 66 Устава, поскольку, как ими и предписано, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав был официально опубликован одновременно с установленным порядком учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также с порядком участия граждан в его обсуждении - не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в Устав.

В соответствии со статьей 7 Положения об организации и проведении публичных слушаний в поселке Шушенское лица, участвующие в публичных слушаниях, вправе направлять в Шушенский поселковый Совет депутатов, Главе администрации поселка, ответственным за организацию и проведение публичных слушаний (далее – уполномоченный орган), письменные предложения по проекту нормативного правового акта, вынесенному на публичные слушания.

Предложения по проекту муниципального нормативного правового акта, вынесенному на публичные слушания, выражаются в форме предложений или мнений по предмету публичных слушаний с указанием их обоснования (пункт 1).

Уполномоченный орган не включает в перечень предложений по проекту муниципального нормативного правового акта, вынесенному на публичные слушания, предложения, не соответствующие требованиям, установленным настоящим Положением (абзац 2 пункта 5).

Согласно пункту 1.5 Порядка учета предложений по проекту решения Шушенского поселкового Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края, предложения об изменениях и дополнениях к проекту Устава, проекту изменений в Устав должны содержать аргументированное обоснование.

Предложения об изменениях и дополнениях к проекту Устава, проекту изменений в Устав должны соответствовать действующему законодательству (пункт 3.2 Порядка учета предложений).

Судом установлено, что 15 марта 2019 года состоялись публичные слушания по проекту вышеуказанного решения, ход и результаты которых отражены в протоколе, из которого следует, что из 86 участников публичных слушаний 45 человек проголосовали за рекомендацию принять вынесенный на публичные слушания проект решения, 29 – против, 3 - воздержались. По результатам публичных слушаний составлены протоколы и заключения, которые были официально опубликованы.

Довод апелляционной жалобы о том, что при проведении публичных слушаний отсутствовала регистрация участников, изложен в жалобе безотносительно к обстоятельствам наступивших в связи с этим негативных последствий для административных истцов (нарушения их прав), и не свидетельствует о незаконности оспариваемого муниципального нормативного правового акта.

Кроме того из объяснений представителя административных истцов, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что административные истцы непосредственно принимали участие в публичных слушаниях, участвовали в обсуждении проекта оспариваемого муниципального правового акта, голосовали против предложения рекомендовать принять проект оспариваемого решения, за которое, тем не менее, проголосовало большинство участников публичных слушаний. Факт учета мнения административных истцов при голосовании самими административными истцами не оспаривается, материалами дела не опровергается, и, напротив, подтверждается данными об учтенном количестве участников слушаний, проголосовавших против предлагаемой резолюции (29 голосов «против»). При этом административными истцами не оспаривается указанный в протоколе состоявшихся публичных слушаний количественный состав их участников и правильность отображения в нем выполненного подсчета голосов участников слушаний («за», «против», «воздержалось»).

Доводы апелляционной жалобы о том, что при проведении публичных слушаний не было учтено заявление Михайловой А.И. с замечаниями и предложениями по проекту вносимых изменений в Устав муниципального образования, также подлежат отклонению судебной коллегией, исходя из следующего.

Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.

Применительно к административным истцам соблюдение их прав подтверждается самим фактом их участия в открытых обсуждениях в рамках публичных слушаний, факт реализации которых представитель административных истцов подтвердил в суде апелляционной инстанции.

В силу изложенного вывод суда первой инстанции о соблюдении уполномоченным органом местного самоуправления порядка организации и проведения публичных слушаний является правомерным.

Доводы апелляционной жалобы в указанной части также являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушение процедуры публичных слушаний, выразившихся в необоснованном отклонении письменного предложения Михайловой А.И. без его рассмотрения организационной комиссией в порядке, предусмотренном положениями пункта 6 статьи 7 Положения об организации и проведения публичных слушаний в поселке Шушенское, утвержденного решением Шушенского поселкового Совета депутатов от 28.07.2017 № 39-64, с вынесением по нему соответствующего решения (рекомендовать учесть или рекомендовать отклонить соответствующее предложение), ссылки на которое приведены в жалобе, не является существенным и достаточным для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим. При этом, довод апелляционной жалобы о необходимости учета голоса Михайловой А.И. и жителей поселка Шушенское, выполнивших свои подписи в приложении к ее письменному предложению, в числе голосов участников публичных слушаний, голосовавших против предложенной резолюции по проекту заключения, отклоняется судебной коллегией как основанный на неверном толковании материального закона, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, подача письменных предложений по проекту муниципального нормативного правового акта, вынесенного на публичные слушания, не подменяет непосредственного участия в публичных слушаниях.

То обстоятельство, что выполненные в приложении к предложению Михайловой А.И. подписи жителей поселка Шушенское не отвечают требованиям, установленным положением абзаца 2 пункта 1 статьи 7 Положения об организации и проведении публичных слушаний в поселке Шушенское, а также не образуют коллективного обращения, в данном случае правового значения не имеет, поскольку, возможность учета при голосовании на публичных слушаниях мнения лиц, не принимавших в них личного участия, муниципальными нормативными актами не предусмотрена.

Таким образом, установив, что оспариваемое административными истцами решение, принятое в целях приведения Устава поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края в соответствие с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениям указанного Федерального закона или иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, не нарушает прав и законных интересов административных истцов, суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

То обстоятельство, что административное исковое заявление (как первоначальное, так и уточненное), не содержит сведений о том, каким нормативным правовым актам большей юридической силы противоречат правовые нормы, содержащиеся в Решении Шушенского поселкового Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское» от 29.03.2019 № 64чр-131, на законность судебного акта не влияет, учитывая, что судом первой инстанции самостоятельно проведена его проверка на соответствие положениям закона и иным нормативным правовым актам, имеющих большую юридическую силу.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административных истцов в суде первой инстанции, которой суд дал необходимую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Красноярского краевого суда от 29 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ехлакова В, Михайловой А, Калицкого М, Сергеева А, Константинова Е, Игнатьевой М – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

66а-39/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Калицкий Михаил Петрович
Прокуратура Красноярского края
Ехлаков Владимир Николаевич
Игнатьева Марина Викторовна
Константинов Евгений Геннадьевич
Сергеев Александр Валентинович
Михайлова Александра Исмаиловна
Ответчики
Шушенский поселковый Совет депутатов Красноярского края
Другие
Глава поселка Шушенское Красноярского края
Суд
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Ненашева Е.Н.
Дело на сайте суда
5ap.sudrf.ru
12.11.2019Передача дела судье
10.12.2019Судебное заседание
19.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2019Передано в экспедицию
10.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее