Дело № 2-4324/21
УИД 50RS0015-01-2021-007161-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года г. Истра
Московская область
Истринский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Путынец И.А.,
при секретаре Сучковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к МОУЦРР – Детский сад №14 «Аленький цветочек» об отмене приказа, предоставлении рабочего места, взыскании денежных средств, расходов, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
П. (далее – истец) обратилась в суд с иском к МОУЦРР – Детский сад №14 «Аленький цветочек» (далее – работодатель, ответчик) об отмене приказа, предоставлении рабочего места, взыскании денежных средств, расходов, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время П. осуществляет трудовую деятельность в МОУЦРР – Детский сад № «Аленький цветочек», в должности педагог-психолог.
Работодатель ДД.ММ.ГГГГ ознакомил П. с приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-К «Об отстранении от работы», согласно которому истец была отстранена от исполнения трудовых обязанностей в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции. Уведомление об отстранении от трудовых обязанностей истцу вручено не было. При этом ответчик не истребовал у истца медицинских документов, не назначил медицинский осмотр с целью установления имеющихся противопоказаний к постановке указанной прививки.
П. считает действия работодателя по отстранению ее от работы незаконными, понуждающими ее к увольнению. Истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к работодателю с претензией по возникшему спору, которая была оставлена без ответа.
С учетом изложенного, просит суд отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика прекратить противоправные действия по принуждению П. к постановке профилактических прививок против коронавирусной инфекции COVID-19; обязать ответчика предоставить П. рабочее место в МОУЦРР – Детский сад № «Аленький цветочек» и допустить до него, предоставив технические возможности и оборудование для надлежащего исполнения должностных обязанностей, обеспечить соответствующими условиями труда, сохранив право на перерывы для отдыха и питания; взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в сумме 43686 рублей в счет дней вынужденного прогула и произвести расчет на момент вынесения решения суда; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 150000 рублей и расходы на оплату юридических услуг в размере 75500 рублей.
В судебном заседании П., а также ее представитель по доверенности А. (л.д. 99-101) поддержали заявленные требования в полном объеме, просили удовлетворить. Указали, что принудительная вакцинация нарушает Конституцию Российской Федерации.
Представители ответчика МОУЦРР – Детский сад № «Аленький цветочек» заведующая Ш. (л.д.59) и представитель по доверенности Л. (л.д.60) возражали против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.61-65).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации признает неотъемлемым правом каждого человека право на охрану здоровья (статья 41), на благоприятную окружающую среду (статья 42).
Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающего действие на территории Российской Федерации федеральных санитарных правил, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 39).
Санитарные правила согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (статья 1).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (статья 2 вышеуказанного Закона).
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» утверждает нормативные и другие документы, регламентирующие осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Устанавливая правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, Федеральный закон от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусматривает проведение профилактических прививок в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
В соответствии со статьей 5 данного Федерального закона граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.
Отсутствие профилактических прививок влечет: запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок; временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Главным государственным санитарным врачом по Московской области в рамках исполнения п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 18.3 СП 3.1/3.2.3 146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», приказа Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» 16 июня 2021 года издано Постановление № 3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», которым постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в том числе в сфере образования.
Указанным постановлением установлен предельный срок организации проведения профилактических прививок: до 17 июля 2021 года – первым компонентом или однокомпонентной вакциной, до 15 августа 2021 года – вторым.
Установленный порядок направлен на защиту жизни и здоровья населения, позволяет соблюсти баланс интересов как лиц, решивших провести вакцинацию в целях защиты от угрозы возникновения и распространения эпидемии, так и лиц, воспользовавшихся предоставленным законом правом и отказавшихся от профилактической прививки. Несоблюдение оспоренного требования создает угрозу жизни или здоровью граждан.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года
№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Ст. 11 вышеуказанного Федерального закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с ч.1 ст. 30 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 2 ст. 4 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактика инфекционных заболеваний осуществляется работодателями, в частности путем осуществления программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, которые доступны для всех граждан и проводятся бесплатно.
Прививки от COVID-19 включены в национальный календарь профилактических прививок, утвержденный Приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125-н, который к обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции с приоритетом 1-го уровня относит взрослых граждан, работающих по отдельным профессиям и должностям, в том числе работников образовательных организаций.
Из диспозиции ст.ст 209, 212 ТК РФ следует, что работодатель обязан обеспечить для работников условия труда и охраны труда, в том числе и путем проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, т.е. организационных, медико-санитарных и иных мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и их ликвидацию.
В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время П. осуществляет трудовую деятельность в МОУЦРР – Детский сад №14 «Аленький цветочек», в должности педагог-психолог.
В рамках реализации постановления Главного государственного санитарного врача по Московской области от 16 июня 2021 года № 3, Вице-губернатором Московской области – руководителем Администрации Губернатора Московской области 16 июня 2021 года, главам городских округов Московской области направлено письмо, содержащее поручение в срок до 15 июля 2021 года провести вакцинацию муниципальных служащих, а также работников подведомственных органам местного самоуправления учреждений и издать локальный правовой акт по прилагаемой к письму форме (л.д.85-88).
Главой г.о. Истра Московской области 18 июня 2021 года издано распоряжение № 224-р «О проведении профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (л.д.89-90).
МОУЦРР – Детский сад №14 «Аленький цветочек» 17 июня 2021 издан приказ № 16-А о проведении в срок до 15 июля 2021 года профилактической вакцинации первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 августа 2021 года – вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции.
Указанным приказом до сотрудников МОУЦРР – Детский сад №14 «Аленький цветочек» доведены положения п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и ст. 76 ТК РФ.
П. отказалась поставить подпись в приказе на листке ознакомления, о чем в материалах дела имеется соответствующий акт (л.д.80).
Истец ДД.ММ.ГГГГ уведомила работодателя о том, что отказывается от прохождения вакцинации (л.д.94).
Руководителем МОУЦРР – Детский сад №14 «Аленький цветочек» ДД.ММ.ГГГГ издан приказ №-К об отстранении П. от работы, в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции. Допуск к работе П. разрешен после прохождения обязательной вакцинации (п. 2 приказа). С данным приказом истица ознакомлена, о чем на приказе имеется ее собственноручная подпись.
П. ДД.ММ.ГГГГ направила в адрес работодателя повторное заявление об отказе в прохождении вакцинации (л.д.76-77).
Истцом в материалы дела не представлено доказательств того, что она имеет медицинские противопоказания к прохождению вакцинации против новой коронавирусной инфекции. Более того, в судебном заседании П. пояснила, что отказывается от прохождения вакцинации осознанно, это является ее гражданской позицией.
Поскольку П., являясь работником образовательного учреждения, подлежит обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции с приоритетом 1-го уровня, от прохождения вакцинации отказалась, суд приходит к выводу, что работодатель, учитывая вышеуказанные нормы права, правомерно отстранил П. от работы без начисления заработной платы. Процедура отстранения от работы работодателем соблюдена, приняты необходимые локальные акты, истец предупреждалась неоднократно о последствиях не прохождения вакцинации.
При этом действительно, действующим законодательством не предусмотрено обязательной вакцинации для всех граждан, а только для определенных групп, контактирующих с населением в рамках исполнения ими служебных обязанностей, в связи с большим риском заражения. Данная мера принята для обеспечения безопасности граждан, в связи с чем лица, не прошедшие вакцинацию, отстраняются от работы на период до отмены данной нормы или постановки прививки, в связи с чем П. может продолжить работу при условии прохождения вакцинации.
В судебном заседании представители работодателя пояснили, что допуск сотрудника, не прошедшего вакцинацию, влечет за собой привлечение МОУЦРР – Детский сад №14 «Аленький цветочек» к административной ответственности, таким образом действия работодателя основаны не на его желании, а продиктованы необходимостью соблюдения законодательства.
Учитывая, что права истца оспариваемым приказом не нарушены, суд отказывает П. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований П. к МОУЦРР – Детский сад №14 «Аленький цветочек» об отмене приказа, предоставлении рабочего места, взыскании денежных средств, расходов, компенсации морального вреда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Истринский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А. Путынец