Дело № 33 – 10455/2023
Суд первой инстанции дело № 2-1167/2023
УИД 59RS0035-01-2023-001128-93
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Бабиновой Н.А.
судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.
при ведении протокола помощником судьи Рожковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 19.09.2023 гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Соликамского суда Пермского края от 24.05.2023.
Заслушав доклад судьи Бабиновой Н.А., пояснения прокурора Рычкой А.Б., возражавшей относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Соликамский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов Андреевой Т.А. с исковым заявлением к Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края, Министерству социального развития Пермского края с требованием о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований указал, что Соликамской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации при осуществлении Межрайонным территориальным управлением № 7 Министерства социального развития Пермского края государственного управления в сфере предоставления гарантий социальной защиты отдельным категориям населения края по вопросам социальной поддержки, социального обслуживания и социальной помощи, в том числе по обеспечению инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не предусмотренными федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно. Проверкой установлено, что 29.06.2022 проведена медико-социальная экспертиза гражданина (№ 564.24.59/2022), по результатам которой Андреева Т.А. признана инвалидом третьей группы, ей составлена индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (ИПРА) № 435.24.59/2022, которой Андреева Т.А. признана нуждающейся в получении ТСР в виде вибробудильника. 03.08.2022 Андреевой Т.А. подано заявление о предоставлении ей технического средства реабилитации в виде будильника на основании пункта 2.2 Приказа Минсоцразвития Пермского края от 17.02.2014 № СЭД-33-05-59-198. Андреева Т.А. поставлена в очередь для получения технических средств реабилитации, не предусмотренных федеральным перечнем ТСР, предоставляемых бесплатно на основании индивидуальной программы реабилитации (абилитации) за счет средств бюджета Пермского края. На момент проверки Андреева Т.А. техническими средствами реабилитации не обеспечена. Соликамской городской прокуратурой 17.03.2023 в адрес руководителя МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края прокурору предоставлен ответ, согласно которому отсутствие обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации обуславливается отсутствием финансирования со стороны Министерства социального развития Пермского края. Просит обязать МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края обеспечить Андрееву Т.А. техническим средством реабилитации – вибробудильником в срок до 01.09.2023, а также в срок до 01.07.2023 обязать Министерство социального развития Пермского края обеспечить финансирование указанных мероприятий в необходимом объеме.
Решением Соликамского городского суда Пермского края от 24.05.2023 исковые требования Соликамского городского прокурора, действующего в интересах Андреевой Т.А., к Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворены. На Межрайонное территориальное управление № 7 Министерства социального развития Пермского края возложена обязанность в срок до 01.09.2023 обеспечить Андрееву Т.А. *** года рождения техническим средством реабилитации - вибробудильником. На Министерство социального развития Пермского края возложена обязанность в срок до 01.07.2023 обеспечить финансирование указанных мероприятий в необходимом объеме.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство социального развития Пермского края полагает решение незаконным и подлежащим отмене. В жалобе указал, что при вынесении решения суд не принял во внимание, что согласно приказа Министерства от 17.05.2023 №33-01-03-361 «О внесении изменений в лимиты бюджетных обязательств на реализацию мероприятия «Обеспечение инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не предусмотренными федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно» на 2023-2025 годы, утвержденных приказом Министерства от 20.12.2022 №33-01-03-1208 Министерством осуществлено финансирование для приобретения технических средств реабилитации. Полагает, что права Андреевой Т.А. не нарушены, поскольку на момент принятия судом решения Министерство социального развития Пермского края обеспечило финансированием МТУ №7 Министерства социального развития Пермского края в полном объеме для предоставления технического средства реабилитации.
В возражениях на доводы апелляционной жалобы Соликамский городской прокурор полагает решение не подлежащим отмене, поскольку права инвалида Андреевой Т.А. были восстановлены 01.06.2023, то есть после постановленного судом решения.
Истец Андреева Т.А., представители ответчиков МТУ №7 Министерства социального развития Пермского края, Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, причины неявки не указали, об отложении дела не просили. Представитель Министерства социального развития Пермского края просил о рассмотрении дела в отсутствие совего представителя.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия нашла возможным рассмотрение дела при данной явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу положений ст. 11.1 приведенного Федерального закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Согласно пункту 1.2 Приказа Министерства социального развития Пермского края от 17.02.2014 № СЭД-33-05-59-198 следует, что техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, обеспечиваются инвалиды I, II, III групп, дети-инвалиды.
В соответствии с положениями пункта 1.4 названного Приказа обеспечение инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджета Пермского края.
На основании пункта 1.5 Приказа Межрайонные территориальные управления Министерства социального развития осуществляют постановку инвалидов, детей-инвалидов на учет для предоставления технических средств реабилитации, ведение реестра заявившихся на технические средства реабилитации инвалидов, детей-инвалидов, представление в Министерство списка инвалидов, детей-инвалидов, подавших заявление на получение технических средств реабилитации, с указанием заявленного средства реабилитации 1 раз в квартал, закуп технических средств реабилитации в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в пределах лимитов бюджетных обязательств в соответствии с региональным перечнем, выдачу технических средств реабилитации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.06.2022 по результатам медико-социальной экспертизы № 564.24.59/2022 Андреева Т.А. признана инвалидом третьей группы.
Андреевой Т.А. федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы оформлена индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) № 435.24.59/2022, из которой следует, что Андреева Т.А. признана нуждающейся в получении технического средства реабилитации в виде вибробудильника.
03.08.2022 Андреева Т.А. обратилась в МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края с письменным заявлением о предоставлении ей технического средства реабилитации в виде вибробудильника на основании пункта 2.2 Приказа Минсоцразвития Пермского края от 17.02.2014 № СЭД-33-05-59-198.
МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края Андреева Т.А. поставлена в очередь для получения технического средства реабилитации, не предусмотренного федеральным перечнем ТСР, предоставляемого бесплатно на основании индивидуальной программы реабилитации (абилитации) за счет средств бюджета Пермского края.
Андреева Т.А. техническим средством реабилитации – вибробудильник - не была обеспечена.
Соликамской городской прокуратурой 17.03.2023 в адрес руководителя МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, допущенных в отношении истца.
МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края прокурору направлен ответ, из которого следует, что отсутствие обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации обусловлено отсутствием финансирования со стороны Министерства социального развития Пермского края.
Судом первой инстанции установлено, что на дату рассмотрения гражданского дела Андреева Т.А. техническим средством реабилитации - вибробудильник - не обеспечена, доказательств выделения денежных средств из бюджета Пермского края на реализацию мероприятий в отношении истца Андреевой Т.А. на момент рассмотрения дела не представлено.
На основании пункта 1.7 Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 № 7-п и пункта 1.5 Положения о Межрайонном территориальном управлении № 7 Министерства социального развития Пермского края, утвержденного приказом Министерства социального развития Пермского края от 25.05.2015 № СЭД-33-01-03-266 – финансирование деятельности Министерства и его территориальных органов осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Согласно положениям статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3.2. Положения о Министерстве социального развития Пермского края, Министерство осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств бюджета Пермского края и получателя субвенций их федерального бюджета, внебюджетных и иных источников на реализацию возложенных на Министерство полномочий.
Разрешая требования, судом сделан верный вывод о том, что именно Министерство социального развития Пермского края формирует и утверждает государственное задание МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края, являясь по отношению к учреждению главным распорядителем бюджетных денежных средств, в связи с чем имеются правовые основания для возложения на Министерство социального развития Пермского края обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу о том, что при разрешении спора установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. Доказательств иного в материалах дела не содержится, суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, они подробно мотивированы, судом дана оценка каждому доводу стороны истца. Остальные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию, занятую ответчиком в суде первой инстанции.
Учитывая, что на момент обращения с иском в суд отсутствовали сведения о предоставлении Андреевой Т.А. технического средства реабилитации, у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении иска в связи с чем доводы жалобы апеллянта об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку МТУ №7 Минсоцразвития Пермского края обеспечено финансированием, подлежат отклонению. Вопреки доводам представителя ответчика об обеспечении финансированием МТУ №7 Минсоцразвития Пермского края, при рассмотрении дела доказательств, подтверждающих получение Андреевой Т.А. технического средства реабилитации не представлено.
Судом первой инстанции доводам стороны ответчика дана правильная оценка, с которой коллегия соглашается, поскольку они не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, фактически выражают несогласие с выводами суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, - не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Таким образом, мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
01.06.2023 решение Соликамского городского суда Пермского края от 24.05.2023 исполнено в полном объеме, с Андреевой Т.А. заключен договор №72 безвозмездного пользования имуществом о передаче ссудополучателю вибробудильника в количестве 1 шт. Факт передачи Андреевой Т.А. технического средства реабилитации подтверждается также актом приема-передачи от 01.06.2023. Поскольку Андреевой Т.А. 01.06.2023 техническое средство реабилитации получено, решение Соликамского городского суда Пермского края от 24.05.2023 не подлежит приведению в исполнение.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Соликамского городского суда Пермского края от 24.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края – без удовлетворения.
Решение суда в исполнение не приводить.
Председательствующий
Судьи