№ 5-3469/2021
24RS0048-01-2021-006938-83
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Красноярск,
пр. Ульяновский, 4 «и» 12 ноября 2021 года
Судья Советского районного суда города Красноярска Жихарева И.С.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Нагапетяна Н.А.,
защитника Нагапетяна Н.А. – адвоката Ештокина В.Б.,
представителя Красноярской таможни: уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований Красноярской таможни Баськова А.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении Нагапетяна Нарека Аршаковича, родившегося <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Нагапетян Н.А. совершил административное правонарушение при следующих обстоятельствах.
В силу ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Ответственность по указанной норме КоАП РФ наступает за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть.
Порядок и условия перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования определены Главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», а также Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., подписанным в г. Минске 10.10.2014 г. (дата вступления в силу Договора 02.01.2015 г).
Согласно п. 2 ст. 1 ТК ЕАЭС (приложение 1 к Договору о таможенном кодексе) таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (далее - Договор о Союзе).
В соответствии со статьей 6 Договора о ТК ЕАЭС настоящий договор имеет преимущественную силу над иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Евразийского экономического союза, за исключением Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.
В силу п.п. 47 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС товарами ЕАЭС являются находящиеся на таможенной территории ЕАЭС товары: 1) полностью произведенные на таможенной территории ЕАЭС; 2) приобретшие статус товаров ЕАЭС либо признанные товарами ЕАЭС в соответствии с ТК ЕАЭС либо до его вступления в силу.
Согласно п. 1 ст. 5 ТК ЕАЭС территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию Евразийского экономического союза. Пределы таможенной территории ЕАЭС являются таможенной границей ЕАЭС.
Транспортные средства, зарегистрированные в государстве - члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС, в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.
В соответствии с Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (далее - Договор о присоединении) Республика Армения присоединилась в Договору о ЕАЭС, а также к другим международным договорам, входящим в право ЕАЭС.
В соответствии со статьей 1 Договора о присоединении применение Республикой Армения отдельных норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. и других международных договоров, указанных в приложении № 1 к настоящему Договору, осуществляется в соответствии с условиями и переходными положениями согласно приложению № 3 к настоящему Договору и с учетом договоренностей по применению Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении товаров по перечню согласно приложению № 4 к настоящему Договору.
Положения, регулирующие условия и переходные положения в части, касающейся статуса автомобилей для личного пользования, ввозимых из Республики Армения на территорию государств - членов ЕАЭС, определены пунктами 30-37 Приложения № 3 к Договору о присоединении.
Порядок ввоза, а также необходимость уплаты таможенных пошлин, налогов зависят от того, каким статусом обладает ввозимый физическими лицами для личного пользования автомобиль, а именно статусом иностранного товара, или товара ЕАЭС.
При определении статуса автомобиля необходимо учитывать, что исходя из положений Договора о присоединении, а именно пунктов 13, 31 Приложения № 3 к Договору о присоединении, транспортное средство имеет статус товара Союза при наличии хотя бы одного из следующих условий: ввезено в Республику Армения до 10.10.2014 г.; ввезено в Республику Армения после 10.10.2014 г. с уплатой ставок таможенных пошлин, налогов, установленных приложением 5 к Соглашению от 18.06.2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу выпуском» (данное Соглашение утратило силу с 29.03.2018 г. и в настоящее время применяется приложение 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее - Решение от 20.12.2017 г. № 107), либо когда истечет 3 года после его ввоза в Республику Армения без уплаты вышеуказанных ставок таможенных пошлин, налогов после начала применения Республикой Армения ставок (с 01 января 2020 года), установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (далее - ЕТТ ЕАЭС) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, либо после уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в Решении от 20.12.2017 г. № 107.
Также транспортное средство обладает статусом товара Союза в случае, если оно ввезено в Республику Армения после подписания Договора о присоединении и в отношении такого автомобиля таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС.
В иных случаях транспортное средство обладает статусом иностранного товара.
В соответствии с п. 35 приложения № 3 к Договору о присоединении автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения (то есть обладающие статусом иностранного товара), зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.
Согласно п. 32, п. 34 приложения № 3 к Договору о присоединении в случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, не уплачены в бюджет Республики Армения в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением от 20.12.2017 г. № 107, до ввоза на территории других государств – членов Евразийского экономического союза, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании таких автомобилей в бюджет того государства - члена Евразийского экономического союза, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, в которое прибыли такие автомобили.
В соответствии с п. 33 приложения № 3 к Договору о присоединении в отношении автомобилей, обладающих статусом иностранного товара, при их ввозе на территории других государств - членов ЕАЭС проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном ТК ЕАЭС, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС, с учетом пунктов 34 и 35 настоящего Приложения.
Учитывая изложенное, отчуждение, передача в пользование, распоряжение ввезенного на территорию Российской Федерации автомобиля, обладающего статусом иностранного товара, лицом, постоянно проживающим в Республике Армения, допускается только при условии его таможенного декларирования в таможенных органах и уплаты разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением от 20.12.2017 г. № 107.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 258, п. 4 ст. 272 и п. 2 ст. 281 ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Согласно ч. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров (п. 1); представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (п. 2); уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом (п. 4).
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (ч. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС).
Как следует из представленных материалов, 22.09.2019 г. гражданин РФ Нагапетян Н.А., постоянно проживающий в Республике Армения, ввез на территорию РФ через КПП «Верхний Ларс» пограничного управления Республики Северная Осетия-Алания, принадлежащий ему на праве собственности автомобиль «SUBARU FORESTER 2.5», идентификационный номер (VIN) JF2SJABC6GH469299, 2015 года выпуска, регистрационный знак Республики Армения AM 24 ОО 700, без таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей, после чего в нарушение требований ст.104 ТК ЕАЭС и п. 34, п. 35 приложения № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года, передал данный автомобиль, обладающий статусом иностранного товара, в пользование и распоряжение Ерицяна О.А.
По данному факту в отношении Нагапетян Н.А. уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Красноярской таможни составлен протокол об административной правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, который передан на рассмотрение в Советский районный суд г. Красноярска.
Нагапетян Н.А. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что данный автомобиль посторонним лицам не передавался, в связи с чем, обязанность по его декларированию не возникла. Автомобиль использовался его близким родственником – отцом супруги Ерицяном О.А., исключительно для личных и семейных нужд. Кроме того, в целях защиты своих прав по ранее произошедшему дорожно-транспортному происшествию с участием автомобиля «SUBARU FORESTER 2.5», Нагапетяном Н.А. была выдана доверенность на имя Ерицяна О.А., поскольку сам Нагапетян Н.А. был вынужден временно выехать за пределы Российской Федерации.
Защитник Нагапетяна Н.А.– адвокат Ештокин В.Б. в судебном заседании поддержал доводы Нагапетяна Н.А., представил письменные пояснения, в которых просил прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием события административного правонарушения. Со ссылками на нормы ТК ЕАЭС, Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указывает, что перемещение товаров для личного пользования между территориями государств Российской Федерации и Республике Армения осуществляется свободно, без применения таможенного декларирования и таможенного контроля. Полагает, что материалами дела подтверждается, что автомобиль, хоть и был передан под управление отца супруга Ерицяна О.А., однако использовался исключительно в интересах их семьи и личных нужд Нагапетяна Н.А., а именно, для поездок с супругой Нагапетяна Н.А. в больницу, за продуктами, а также Ерицян О.А. представлял интересы последнего для соблюдения его прав в ходе разрешения спора по ранее произошедшему дорожно-транспортному происшествию.
Представитель Красноярской таможни: уполномоченный по особо важным делам отдела административных расследований Красноярской таможни Баськов А.В., просил привлечь Нагапетяна Н.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде конфискации транспортного средства, явившегося предметом административного правонарушения. Представил письменные пояснения, в которых указал, что доводам, приведенным Нагапетяном Н.А. и его защитником, была дана надлежащая оценка при составлении протокола об административном правонарушении. Кроме того, указывает, что в отношении данного транспортного средства применяются правила ввоза легковых автомобилей, сохранивших статус иностранных товаров, с территории Республики Армения на территорию других государств – членов ЕАЭС, в соответствии с которыми такие автомобили возможно ввозить без уплаты таможенных пошлин только лицам, постоянно проживающим в республики Армении, каким является Нагапетян Н.А. Ввоз и использование таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах, уплаты таможенных пошлин и налогов. Поскольку автомобиль «SUBARU FORESTER 2.5» Нагапетяном Н.А. был передан в управление другому лицу, то данный автомобиль подлежал таможенному декларированию.
Исследовав представленные материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, нахожу вину Нагапетяна Н.А. в недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, установленной и подтверждающейся:
- письмами Дорожной полиции Республики Армения исх. №7-7-50253 от 16.11.2020 года с прилагаемыми документами (Том №1, л.д. 73-78) и исх. №7-7-55034 от 10.12.2020 года с прилагаемыми документами (Том №1, л.д. 79-84); письмом Комитета Государственных доходов Республики Армения исх. №15-4/72337-2020 года от 17.11.20 года с прилагаемыми документами (Том №1, л.д. 89-105); письмами ГУ МВД России Красноярскому краю исх. №26/8/31-26591 от 20.11.2020 года (Том №1, л.д. 119-120) и исх.
№26/10/17-30447 от 31.12.2020 года (Том №1, л.д. 126-127); свидетельством об учете ТС №№ от 12.12.2019 года (Том №1, л.д. 9); доверенностью 24 АА №3883094 от 10.01.20 года, оформленной в Российской Федерации, Красноярский край, зарегистрированной в №24/146-н/24-2020-1-36 (Том №1, л.д. 10); страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, серия №, срок страхования с 19.12.2019 года по 18.09.2020 года, дата заключения договора 19.12.2019 года (Том №1, л.д. 11); страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, серия № срок страхования с 09.10.2020 года по 08.10.2020 года, дата заключения договора 09.10.2020 года (Том №1, л.д. 14); докладной запиской оперативно-аналитического отделения (Красноярской таможни) №12-07-07/0149 от 13.10.2020 года (Том №1, л.д. 40); протоколом №18810224201080393200П об административном правонарушении от 13.10.2020г. (Том №1, л.д. 43); постановлением №18810224201080393200 по делу об административном правонарушении от 13.10.2020 года (Том №1, л.д. 41-42); постановлением №18810224201080393196 по делу об административном правонарушении от 13.10.2020 года (Том №1, л.д. 44-45); требованием о прекращении противоправных действий от 13.10.2020 года. (Том №1, л.д. 46); протоколом опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Н.А. Нагапетяна от 13.10.2020 года (Том №1, л.д. 47-49); протоколом опроса свидетеля О.А. Ерицяна от 13.10.2020 года (Том №1: л.д. 61-62); протоколом №10606000-1355/2020 изъятия вещей и документов от 13.10.2020 года с приложением (Том №1, л.д. 1-7); товароведческой экспертизой, в которой установлена рыночная стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения (т. 1 л.д. 148-154) и другими материалами.
Данные доказательства являются достоверными и допустимыми, в соответствии с требованиями ст.26.2 КоАП РФ.
По смыслу пунктов 13, 31, 33 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (приложения № 3) ввезенный на территорию Республики Армения из третьих стран автомобиль «SUBARU FORESTER 2.5» и помещенный после подписания Договора под таможенный режим ввоза для свободного обращения, в отношении которого таможенная пошлина уплачена по ставкам, отличающимся от установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, в Российской Федерации признается иностранным товаром.
Следовательно, в отношении данного автомобиля, при его ввозе на территорию Российской Федерации (других государств - членов Евразийского экономического союза) проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В случае если таможенные пошлины в отношении такого автомобиля не были уплачены в бюджет Республики Армения в размере, предусмотренном Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, до ввоза на территории других государств – членов Евразийского экономического союза, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании автомобиля в бюджет того государства - члена Евразийского экономического союза, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, в которое прибыл автомобиль.
Приобретенный Нагапетяном Н.А. в Республике Армения, а затем ввезенный в Российскую Федерацию автомобиль задекларирован не был, в связи с чем, передав его в пользование и распоряжение путем оформления доверенности другим лицам он совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Утверждения стороны защиты о том, что автомобиль был предназначен для личных нужд, опровергаются материалами дела, в том числе доверенностью №24 АА 3883094 от 10.01.2020 года, согласно которой Нагапетян Н.А. уполномочивает гр. Ерицяна Д.О., Ерицяна О.А. пользоваться и распоряжаться автомобилем марки «SUBARU FORESTER 2.5», в том числе заключать и расторгать договоры купли-продажи указанного транспортного средства за цены и на условиях по своему усмотрению и так далее, а также протоколом осмотра свидетеля Ерицяна О.А., который пояснил о том, что данный автомобиль, был ему передан, в связи с необходимостью передвигаться по городу для выполнения работы, то есть его передача не связана с личными нуждами Нагапетяна Н.А.
Более того, из буквального толкования закона следует, что передача автомобиля любому иному лицу, допускается только при условии его таможенного декларирования в таможенных органах. Степень родства такого лица в данном случае правового значения не имеет.
Вопреки доводам защиты, коллизии между нормами права в данном случае не возникает, поскольку Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 10.10.2014 установлены специальные нормы по отношению к Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, закрепляющие правила по декларированию товаров, уплате таможенных платежей в переходный период.
Ходатайство защитника Ештокина В.Б. об исключении письменных возражений представителя таможенного органа относительно доводов защиты, как недопустимого доказательства, удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд должностного лица, составившего протокол, для выяснения возникших вопросов, ответы на которые были изложены в письменном виде и приобщены к материала дела.
Действие (бездействие) Нагапетян Н.А. квалифицирую по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ как недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
При назначении наказания Нагапетяну Н.А. считаю необходимым учесть характер административного правонарушения и личность виновного. Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а также отягчающих ее, не установлено. Оснований для признания правонарушения малозначительным либо прекращения производства по делу не имеется.
Оценив имеющиеся данные, в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений, полагаю необходимым назначить Нагапетяну Н.А. наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Обязанности по передаче конфискованного имущества в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом следует возложить на Красноярскую таможню.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Нагапетяна Нарека Аршаковича, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде конфискации транспортного средства, явившегося предметом административного правонарушения, - автомобиля марки «SUBARU FORESTER 2.5», идентификационный номер (VIN) №, 2015 года выпуска, регистрационный знак Республики Армения AM 24 ОО 700.
Возложить обязанности по передаче конфискованного имущества в Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом на Красноярскую таможню.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии.
Судья Жихарева И.С.