Судья: Волобуева Е.А. д. № 12-264/2022
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
г. Самара 04 мая 2022 года
Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Комфорт» Меджидова З.А. на постановление судьи Самарского районного суда г.Самары от 10 марта 2022 года, которым
ООО «Комфорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей
установил
Постановлением судьи Самарского районного суда г.Самары от 10 марта 2022 ООО «Комфорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В настоящей жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, директор ООО «Комфорт» Меджидов З.А. ставит вопрос об отмене постановления.
В судебное заседание защитник ООО «Комфорт» не явился. Просит рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав представителя Управления Роспотребзора по Самарской области Максимову К.Ю., возражавшую против доводов жалобы, исследовав дополнительно представленный ООО «Комфорт» документы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, действия (бездействие), указанные в ч. 1 указанной статьи, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
В силу ст. 29 ч. 3 указанного Закона, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 1.1 пункта 1 постановление N 3 "О проведении профилактических прививок отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области" предусмотрено: обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам "риска") граждан, подлежащих обязательной вакцинации:
работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей:
- работников образовательных учреждений;
- работников медицинских организаций;
- работников социальной сферы;
- работников в сфере обслуживания (торговли, общественного питания; транспорта общего пользования, такси; клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг; театров, кинотеатров, концертных залов).
В подпункте 3.1 пункта 3 указано: руководителям организаций, предприятий, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Самарской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления в срок до 07.08.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.09.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.
Пунктом 4 постановления предусмотрено, что руководители организаций, предприятий, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Самарской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, несут ответственность за неисполнение настоящего Постановления и определяют категории работников, подлежащих вакцинации в соответствии с действующим законодательством.
Как усматривается из представленных материалов дела, 02.09.2021г. ООО «Комфорт» не обеспечен охват вакцинацией работников от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) - из общего количества работающих, прикрепленных к медицинским организациям Самарской области 4 человека, количество вакцинированных работников – 1 человек, что составляет 25 % от общего числа сотрудников прикрепленных к медицинским организациям Самарской области (по данным Единой медицинской информационно-аналитической системы Самарской области на 26.09.2021г.) что является нарушением требований: нарушением п. 6 части 1 ст. 51 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10 ФЗ от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных и болезней», приказа Минздрава России от 21.03.2014 № 125н.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Комфорт» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В ходе производства по делу защитник Общества оспаривал виновность юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения, заявляя в числе прочего, что Обществом предпринимались все меры по соблюдению инкриминируемых ему нарушений.
Судом первой инстанции данные доводы оставлены без должного внимания и признаны несостоятельными.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется названным выше Федеральным законом N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу статьи 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения хозяйствующими субъектами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, в том числе правил, которыми предусмотрено установление вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, санитарно-защитной зоны.
В силу пункта 6 части 1 статьи 51 указанного Закона РФ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (Далее «СанПиН 3.3686-21»).
Пунктом 64 СанПиН 3.3686-21 установлено, что профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
РР· пункта 66 СанПиН 3.3686-21 следует, что решение Рѕ проведении иммунизации населения РІ рамках календаря профилактических РїСЂРёРІРёРІРѕРє РїРѕ эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации совместно СЃ органом исполнительной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ сфере охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ граждан СЃ учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.Р’ силу статьи 10 Федерального закона в„– 157-ФЗ РѕС‚ 17.09.1998 Рі. (ред. РѕС‚ 02.07.2021) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», профилактические РїСЂРёРІРёРІРєРё РїРѕ эпидемическим показаниям проводятся гражданам РїСЂРё СѓРіСЂРѕР·Рµ возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции РїРѕ выработке Рё реализации государственной политики Рё нормативно-правовому регулированию РІ сфере здравоохранения. Решения Рѕ проведении профилактических РїСЂРёРІРёРІРѕРє РїРѕ эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Самарской области от 15.07.2021 г. № 3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области» необходимо обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам "риска") граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей: работников образовательных учреждений; работников медицинских организаций; работников социальной сферы; работников сферы ЖКХ; работников сферы энергетики; работников в сфере обслуживания (торговли, общественного питания, транспорта общего пользования, такси, клиентских подразделений финансовых организаций, театров, кинотеатров, концертных залов, спортивных сооружений, фитнес-центров, организаций, оказывающих услуги почтовой связи, гостиничные услуги, бытовые услуги, в том числе прачечные, парикмахерские, химчистки и иные подобные услуги).
В силу подпункта 3.1 пункта 3 указанного Постановления руководителям организаций, предприятий, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Самарской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления необходимо в срок до 07.08.2021 г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.09.2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.
РР· пункта 4 Постановления следует, что руководители организаций, предприятий, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность РЅР° территории Самарской области, РІ сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, несут ответственность Р·Р° неисполнение настоящего Постановления Рё определяют категории работников, подлежащих вакцинации РІ соответствии СЃ действующим законодательством.
В силу положений части 1 статьи 11 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензий на медицинскую деятельность.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению.
Согласно части 1 статьи 8 Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Перед проведением профилактической прививки лицу, подлежащему вакцинации, или его законному представителю разъясняется необходимость иммунопрофилактики инфекционных болезней, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, а также последствия отказа от проведения профилактической прививки и оформляется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которое также хранится в медицинской организации.
Министерство труда и социальной защиты РФ 23.07.2021 года издало разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных.
В приложении к указанным разъяснениям Министерством также даны рекомендации работодателям о порядке проведения профилактических прививок.
Согласно указанным рекомендациям работодателю необходимо определить перечень работников по организации профилактических прививок, издать приказ об организации проведения профилактических прививок, ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).
В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
Вместе с тем, из постановления Главного государственного санитарного врача по Самарской области от 15.07.2021 г. № 3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области» не следует обязанность работодателя отстранять от работы работника, выразившего отказ от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний.
РР· материалов дела представленных РІ СЃСѓРґ апелляционной инстанции следует, что РІСЃРµ сотрудники РћРћРћ «Комфорт» уведомлены Рѕ необходимости вакцинации РѕС‚ РЅРѕРІРѕР№ коронавирусной инфекции. Таким образом, РјРѕР¶РЅРѕ прийти Рє выводу Рѕ том, что обществом были предприняты РІСЃРµ зависящие РѕС‚ него меры РїРѕ соблюдению требований действующего законодательства.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РїРѕ результатам рассмотрения жалобы РЅР° постановление РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении выносится РІ том числе решение РѕР± отмене постановления Рё Рѕ прекращении производства РїРѕ делу РїСЂРё наличии хотя Р±С‹ РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· обстоятельств, предусмотренных СЃС‚. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, Р° также РїСЂРё недоказанности обстоятельств, РЅР° основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Самарского районного суда г.Самара от 10.03.2022, вынесенное в отношении ООО «Комфорт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление судьи Самарского районного суда г.Самары от 10 марта 2022 года, вынесенное в отношении ООО «Комфорт», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу директора ООО «Комфорт» Меджидова З.А. удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке и сроки, установленные статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова