Дело № 2-1497/2018 копия
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2018 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Рязанцевой Л.В.,
с участием истца Симонова М.А.,
представителя ответчика администрации города Лысьвы Вотиновой Ю.И.,
при секретаре Макаровой М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску Симонова Максима Александровича к администрации города Лысьвы Пермского края о взыскании выкупной цены за жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Симонов М.А. обратился в суд с иском к администрации г.Лысьвы Пермского края о взыскании выкупной цены за жилое помещение. В обоснование иска указал, что являлся собственником жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес> По заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации г.Лысьвы № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, где расположена квартира истца, был признан аварийным и подлежащим сносу. В октябре 2018 года дом по <адрес> в <адрес> снесли, другого жилья истец не имеет. Временно проживает в однокомнатной квартире матери ФИО4 по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец признан малоимущим и поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении. После сноса дома, решение об изъятии жилого помещения и земельного участка до настоящего времени ответчиком не принято, не принято и решение об определении выкупной стоимости жилого помещения истца. Данные обстоятельства нарушают его жилищные права, поскольку до настоящего времени возможность приобрести другое жилое помещение без получения компенсации, у истца отсутствует. В судебном заседании ФИО2 на исковых требованиях настаивал по изложенным в заявлении доводам.
Представитель администрации города Лысьвы Пермского края Вотинова Ю.И. относительно исковых требований не возражала. Пояснила, что постановлением администрации города Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании акта обследования многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Лысьвенского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.12.1998 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в целях обеспечения безопасности граждан и возможного возникновения риска внезапного обрушения строительных конструкций, на основании Постановления администрации города Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ №, управлением инфраструктурой администрации города Лысьвы был осуществлен снос аварийного много квартирного <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Лысьвы в рамках реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 г.г. утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан на 2018-2020 г.г., в указанный перечень включен и дом по <адрес> с установленным сроком выплаты денежных средств за изымаемое жилое помещение – 1 квартал 2020.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Так, согласно статье 32 (часть 10) Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно частям 1-3 и 6-7 указанной статьи жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ч.1). Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством (ч.2). Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.3). Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение (ч.6). При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч.7).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Симонов М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.10). Согласно данных паспорта (л.д.12), Симонов М.А. с ДД.ММ.ГГГГ значится зарегистрированным по <адрес>4 в <адрес>.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.11,72-74).
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.71).
Постановлением администрации города Лысьвы № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15,80) принято решение о расселение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Уведомлением начальника отдела по учету, распределению, обмену жилой площади администрации города Лысьвы № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), Симонов М.А. принят на учет нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением главы администрации города Лысьвы № от ДД.ММ.ГГГГ (75-79) утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2020, в реестре программы, в том числе значится дом по <адрес> в <адрес>. Постановлением администрации <адрес> края № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.82-87) в указанную муниципальную адресную программу внесены изменения.
Постановлением администрации города Лысьвы № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о возложении обязанности на управление инфраструктуры администрации города Лысьвы осуществить снос аварийного многоквартирного <адрес> в <адрес>, а после осуществления работ по сносу указанного дома исключить жилые помещения из Единого реестра муниципальной собственности МО «Лысьвенский городской округ» (л.д.81).
Как следует из указанных выше обстоятельств, ответчиком процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушена, в связи со сносом жилого дома возможность соблюдения такой процедуры утрачена. На момент рассмотрения данного дела принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение в результате распорядительных действий ответчика было фактически изъято из его владения без предоставления равноценного возмещения.
Между тем в соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Несоблюдение органом местного самоуправления установленной законом процедуры, что имеет место по настоящему делу, не должно умалять права истца и препятствовать их восстановлению.
Однако, до настоящего времени, ответчик выкупную цену истцу не выплатил, что свидетельствует о его бездействии.
При таком положении, у истца имеются правовые основания требовать от ответчика выкупную цену за изъятое жилое помещение.
Согласно разъяснению Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.20014 при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Определяя размер выкупной цены, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, суд руководствуется отчетом об оценке ООО «Оценка», согласно которому, рыночная стоимость спорной квартиры по <адрес> в <адрес>, включая стоимость общего имущества в многоквартирном доме, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 1 039 912 рублей.
Суд считает, что оснований не доверять данному отчету у суда не имеется, поскольку он соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценщик ФИО6 является членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, ее ответственность застрахована в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ и в соответствии с ст. 4 указанного Федерального закона она вправе давать заключения об оценке.
Более того, суд учитывает, что данное заключение отражает рыночную стоимость изымаемого жилого помещения на день вынесения решения суда, содержит объективные данные об имуществе. Доказательств несостоятельности выводов эксперта или некомпетентности эксперта, стороной ответчика суду не представлено, как и не представлено иных сведений о стоимости спорного имущества.
Таким образом, с ответчика в пользу истца следует взыскать выкупную цену за изъятое жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере 1 039 912 рублей.
В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату государственной пошлины и оплату услуг представителя (ст.94 ГПК РФ).
Как следует из счета на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ и акта № от ДД.ММ.ГГГГ от 30.01.2018(л.д.18-19), истцом произведена оплата услуг оценщика ФИО6 в размере 2 500 рублей. Указанные расходы связаны с собиранием доказательств по делу, в связи с чем, их следует отнести к судебным издержкам в силу ст. 94 ГПК РФ, и взыскать с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Симонова Максима Александровича удовлетворить.
Взыскать с администрации города Лысьвы Пермского края в пользу Симонова Максима Александровича выкупную цену изымаемого жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> в размере 1 039 912 руб., а также судебные расходы в сумме 2 500 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись: Л.В. Рязанцева
Копия верна: Судья: