Дело № 2- 1946/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воркута Республика Коми 6 ноября 2018 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего Гюлумян А.Г.,
при секретаре Зайцевой Я.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мануха Виталия Андреевича к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее администрация МО ГО «Воркута») об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда,
установил:
Манух В.А. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута» о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда, соответствующее установленным техническим и санитарным нормам общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указал, что после смерти матери Манух В.А. в 1998 г. был включен в список детей-сирот, над ним была установлена опека. С 1998г по настоящее время он имеет регистрацию по адресу: г<адрес>. В настоящее время проживание по указанному адресу невозможно, поскольку в жилом помещении не имеется входной двери, отсутствует холодное и горячее водоснабжение, задолженность по оплате коммунальных услуг составляет более 150 000руб. По мнению истца в 2003г. администрация МОГО «Воркута» обязана была предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда. Однако, находясь местах лишения свободы с 2009г. Манух В.А. не смог реализовать свои права, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В письменном отзыве администрация МОГО «Воркута» требования не признала, указав, что истец до достижения 23 летнего возраста с заявлением о включении его в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений, не обращался, достигнув 23 лет и не встав на учет, право на получение жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда утратил, доказательств наличия уважительности причин, при которых истец не имел возможности своевременно встать на учет, не представил. Жилое помещение, расположенное по адресу г.<адрес> непригодным для проживания не признавалось, жильцы указанной квартиры с заявлением по вопросу обследования не обращались, многоквартирный дом <адрес> г.Воркуты аварийным и подлежащим реконструкции не признан.
Истец извещен надлежащим образом, в суд не явился, поскольку отбывает наказание в ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, в суд представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Разрешая спор, суд исходит из следующего.
Согласно п.8 ч.1. ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, утративший силу с 01 января 2013 г., предусматривали право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01 января 2013 г., в статье 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право лиц данной категории на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ положения статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространены на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
В соответствии с п.1. ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. (п.3. ст8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей")
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в том числе, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (п.4 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей")
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Согласно Порядку установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 28.03.2016 N 152, установление факта невозможности проживания граждан в ранее занимаемых жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (ст.2).
Установление факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении осуществляется на основании заявления об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, а также необходимых документов, которые представляются гражданином или его законным представителем в органы местного самоуправления самостоятельно (ст.3 Порядка).
В перечень документов, необходимых для установление факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении в связи тем, что жилое помещение непригодно для постоянного проживания или не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации включено заключение межведомственной комиссии, образованной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, о признании в порядке, установленном указанным Положением, жилого помещения непригодным для постоянного проживания п.п.12 п.3).
Как следует из записи акта о рождении №282 от 28 августа 1985 года рождения Манух В.А. родился <дата>г., его отцом является М, матерью - М.1
М умер 05 сентября 1994г., Манух С.А. 15 ноября 1997г., о чем представлены записи актов о смерти ... от <дата>г.,... от <дата>г. соответственно.
Постановлением главы администрации г.Воркуты №613 от 04 июня 1998г. опекуном над несовершеннолетним Манухом В.А. назначен МСИ, за несовершеннолетним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу г<адрес>.
В апреле 2005г между ответчиком и МАС заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу г.ФИО1, <адрес>. Внуки Манух В.А. (истец), М.И.А. вселены в жилое помещение совместно с нанимателем.
Право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г<адрес> <адрес> не зарегистрировано, о чем в материалы дела представлена справка АО «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ»,выписка из ЕГРП.
Манух В.А. достиг совершеннолетия <дата>г., 23 лет- <дата>г.
Между тем абз. 4 ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливает возрастной критерий определения категории граждан, имеющих право на меру социальной поддержки по обеспечению жилым помещением - от 18 до 23 лет.
Упомянутое в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, п. 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" сохранение права на обеспечение жилыми помещениями за данными лицами по достижении ими возраста 23 лет касается тех лиц, которые обратились за постановкой на учет до достижения этого возраста.
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет. Поскольку достижение указанного возраста влечет утрату права на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилого фонда, восстановление же срока постановки на льготный жилищный учет федеральным законом не предусмотрено, требование Мануха В.А. об обеспечении жильем специализированного фонда удовлетворению не подлежит.
Доводы истца о непригодности жилого помещения, расположенного по адресу г.Воркута, ул.Крупская, д.23, кв.56, закрепленного за ним, для разрешения настоящего спора значения не имеют, поскольку предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда ввиду невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении из-за его непригодности является гарантией для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, статусом которых по достижении 23-летнего возраста истец не обладает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска Мануха Виталия Андреевича к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения (9 ноября 2018 г.)
Председательствующий: