Дело 2а-678/2022 (2а-3921/2021)
91RS0019-01-2021-007496-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2022 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Сердюк И.В.,
при секретаре Самохине Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе административное дело по административному исковому заявлению прокурора Симферопольского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Гвардейскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым, председателю Гвардейского сельского совета – главе Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкину Игорю Вячеславовичу, заинтересованное лицо: Комитет по противодействию коррупции Республики Крым о признании бездействия Гвардейского сельского совета незаконным, отмене решения, понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
В декабре 2021 года в Симферопольский районный суд Республики Крым поступило административное исковое заявление прокурора Симферопольского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Гвардейскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым, Чичкину Игорю Вячеславовичу о признании бездействия Гвардейского сельского совета незаконным, отмене решения, понуждении совершить определенные действия, мотивированное тем, что прокуратурой Симферопольского района ранее проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции председателем Гвардейского сельского совета Симферопольского района – главой Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Чичкиным И.В., по результатам которой установлены нарушения, требующие принятия мер по их урегулированию.
Решением Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 07.11.2014 №19 Чичкин И.В. избран на должность председателя Гвардейского сельского совета – главы Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, переизбран в должности решением указанного органа местного самоуправления № 1 от 20.09.2019.
Установлено, что Чичкин И.В. при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год не указал находящиеся в его собственности нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес>, а также земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, являющийся собственностью супруги Чичкина И.В. – ФИО5, что свидетельствует о наличии нарушений, связанных с сокрытием имущества.
Главе Республики Крым Аксенову С.В. 18.06.2018 прокуратурой Симферопольского района направлена информация об инициировании проверки по указанным фактам и принятия мер в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно информации Комитета по противодействию коррупции Республики Крым от 05.10.2018 №02/3674, поступившей в прокуратуру района 11.10.2018 за №26-761в-2018, доводы, указанные в информации прокуратуры Симферопольского района, нашли свое подтверждение, за нарушение коррупционных нарушений Главой Республики Крым принято решение о направлении в орган местного самоуправления заявления о досрочном прекращении полномочий Чичкина И.В.
Гвардейским сельским советом Симферопольского района Республики Крым по результатам рассмотрения заявления Главы Республики Крым Аксенова С.В. о досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым – главы Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкина И.В. принято решение от 16.11.2018 №257, которым полномочия председателя Гвардейского сельского совета – главы Администрации Гвардейского сельского поселения Чичкина И.В. досрочно не прекращены.
Пунктом 2 решения к председателю Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым – главе Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкину И.В. применено взыскание в виде выговора.
Учитывая изложенное, прокуратурой района 14.02.2019 в Симферопольский районный суд направлено исковое заявление с требованиями решение 69 заседания 1 созыва Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 16.11.2018 №257 о рассмотрении заявления Главы Республики Крым Аксенова С.В. о досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым – главы Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкина И.В. признать недействительным, обязать Гвардейский сельский совет Симферопольского района Республики Крым принять меры к устранению нарушений требований федерального законодательства о противодействии коррупции путем принятия решения о досрочном сложении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым – главы Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкина И.В. 28.03.2019 требования прокуратуры района удовлетворены частично – решение Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 16.11.2018 №257 признано незаконным. В удовлетворении требований в части прекращения полномочий Чичкина И.В. отказано.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 14.08.2019 решение Симферопольского районного суда от 28.03.2019 отменено в части отказа в удовлетворении требований прокурора района. На Гвардейский сельский совет возложена обязанность по принятию мер к устранению нарушений требований федерального законодательства о противодействии коррупции путем принятия решения о досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым – главы Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкина И.В. В остальной части решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 28.03.2019 оставлено без изменений.
Вместе с тем до настоящего времени, в нарушении требований ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ заявление Главы Республики Крым надлежащим образом, с учетом позиции о мере дисциплинарной ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия, изложенной в апелляционном определении Верховного суда Республики Крым от 14.08.2019, не рассмотрено.
Гвардейским сельским советом во исполнение апелляционного определения Верховного суда Республики Крым от 14.08.2019 принято решение от 13.07.2021 №120 о даче поручения председателю Гвардейского сельского совета второго созыва о внесении изменений и дополнений в распоряжение Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 20.09.2019 №02/01-12 о «О прекращении полномочий главы муниципального образования Гвардейского района Республики Крым – председателя Гвардейского сельского совета – главы Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, которое противоречит требованиям статьи 74.1. Федерального закона №131-ФЗ, в связи с чем подлежит отмене.
Согласно п.1 решения прекращено исполнение полномочий главы муниципального образования Гвардейское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым – председателя Сельского совета первого созыва – главы Администрации Гвардейского сельского поселения 20 сентября 2019 года. При этом в мотивировочной части апелляционного определения Верховного суда Республики Крым от 14.08.2019 установлена единственная мера дисциплинарной ответственности, подлежащая применению в отношении председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым – главы Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкина И.В. – увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия. При этом на Гвардейский сельский совет Симферопольского района возложена обязанность принять меры к устранению нарушений требований федерального законодательства о противодействии коррупции путем принятия решения о досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым – главы Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкина И.В. Указанное решение должно быть принято в отношении председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым – главы Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкина И.В. вне зависимости от его деятельности в первом либо втором созыве депутатов представительного органа Гвардейского сельского поселения Симферопольского района.
Прокуратурой района 23.08.2021 в адрес представительного органа внесено представление, в удовлетворении требований которого отказано. Конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, Гвардейским сельским советом Симферопольского района до настоящего времени не приняты.
Продолжение деятельности председателем Гвардейского сельского совета Симферопольского района – главой Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Чичкиным И.В., нарушившего закон, влечёт угрозу соблюдения прав, свобод и интересов граждан, проживающих на территории сельского поселения. Указанные обстоятельства послужили основание для обращения с данным иском в суд.
Протокольным определением от 12 января 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по противодействию коррупции Республики Крым.
Протокольным определением от 03 февраля 2022 года ответчик Чичкин И.В. заменен на председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым – главу Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкина И.В.
В судебном заседании помощник прокурора Симферопольского района Республики Крым Клочко В.В. заявленные административные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, акцентировав внимание суда на то, что до настоящего времени Гвардейским сельским советом Симферопольского района не исполнен судебный акт – апелляционное определение Верховного суда Республики Крым, требования исполнительного документа.
Представитель административных ответчиков по доверенности №01/01-09 о 10.01.2022 Саблин Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям и доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, указав, что доводы административного истца не убедительны, не указаны основания для отмены обжалуемого решения Гвардейского сельского совета, вопрос уже разрешен судами.
Представитель Чичкина И.В., адвокат Компанейцев С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований по основаниям и доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, обратив внимание суда на то, что настоящий спор – это злоупотребление правом со стороны прокуратуры Симферопольского района, не указан пункт статьи 74.1 федерального закона о противодействии коррупции, который был нарушен советом; избрание и переизбрание имеют одинаковый корень, но имеют различную природу. Рассматривается опасный прецедент: по существу прокуратура обратилась с разъяснением решения суда. Решение суда фактически исполнено, нет спора о праве.
Также представителем Чичкина И.В., адвокатом Компанейцевым С.В. в судебном заседании заявлено ходатайство о вынесении в ходе принятия решения по делу частного определения в адрес прокуратуры, направить в Следственный комитет документы, подтверждающие злоупотреблением правом – обращение с иском, по сути - разъяснить решение судов, которое отклоняется судом как необоснованное.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, заявлений об отложении дела слушанием не подавали. За подписью председателя Комитета по противодействию коррупции Республики Крым А. Анохина поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Комитета по противодействию коррупции Республики Крым, а также пояснения.
В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие неявившихся участников процесса, учитывая их надлежащее извещение.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (бездействия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что в адрес Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым прокуратурой Симферопольского района Республики Крым внесено представление об устранении нарушений Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 23.08.2021 №Прдр-20350022-318-4/1553-20350022, в котором содержится требование о безотлагательном рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры. О дате, времени и месте рассмотрения представления сообщить в Прокуратуру Симферопольского района. Принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий им способствующих. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к предусмотренной законом ответственности. Представление мотивировано тем, что до настоящего времени, в нарушении требований статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ заявление Главы Республики Крым надлежащим образом, с учетом позиции о мере дисциплинарной ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия, изложенной в апелляционным определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14.08.2019, не рассмотрено (л.д.11-12).
Установлено, что решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 28 марта 2019 года по гражданскому делу № 2-1094/2019 исковое заявление прокурора Симферопольского района Республики Крым к Гвардейскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым, третье лицо Чичкин Игорь Вячеславович о признании незаконным решения 69 сессии 1 созыва Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 16 ноября 2018 года № 257, о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворено частично.
Суд решил: Признать незаконным решение 69 сессии 1 созыва Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 16 ноября 2018 года № 257 «О рассмотрении заявления Главы Республики Крым Аксёнова Сергея Валерьевича «О досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым – главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкина Игоря Вячеславовича от 13 ноября 2018 года № 1/30556/01-20/5/ДСП». В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д.76-86).
Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 14.08.2019 решение Симферопольского районного суда от 28.03.2019 отменено в части отказа в удовлетворении требований прокурора района. На Гвардейский сельский совет возложена обязанность по принятию мер к устранению нарушений требований федерального законодательства о противодействии коррупции путем принятия решения о досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым – главы Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкина И.В. В остальной части решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 28.03.2019 оставлено без изменений (л.д.87-99).
Судом установлено, что решением 3-й сессии 1 созыва Гвардейского сельского совета от 07 ноября 2014 года № 19 Чичкин И.В. был избран главой Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
В ходе проведенной прокуратурой Симферопольского района Республики Крым проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции муниципальными служащими, а также лицами, замещающими муниципальные должности Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым было установлено, что председателем Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым – главой администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкиным И.В. при представлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год не были указаны нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес> а, а также по адресу: <адрес>.
При этом согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, представленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 26 апреля 2018 года за № 91-00-4001/5001/2018-7226, в собственности Чичкина И.В. находится нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес>, а также расположенные по адресу: <адрес>.
Также в ходе проверки было установлено, что в собственности супруги главы администрации Гвардейского сельского поселения – Чичкиной В.А. находится земельный участок площадью 424 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, информация о котором на официальном сайте Гвардейского сельского совета Симферопольского района отсутствует.
Как усматривается из письма Комитета по противодействию коррупции Республики Крым от 05 октября 2018 года № 02/3674 в ходе проведенной проверки было установлено, что Чичкиным И.В., замещающим должность председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым - главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, предоставлены недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные 2015, 2016, 2016 годы, что дает основания применения к нему мер юридической ответственности в соответствии с федеральным законодательством. По результатам проверки на имя Главы Республики Крым подготовлен доклад (№ 02/138дсп от 25 сентября 2018 года) об установлении фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В соответствии с положениями Закона Республики Крым от 14 марта 2018 года № 479-ЗРК/2018 «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений» Главой Республики Крым в Гвардейский сельский совет Симферопольского района Республики Крым было внесено заявление от 13 ноября 2018 года № 1/30556/01-20/5/ДСП о досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым – главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкина И.В.
По результатам рассмотрения указанного заявления Главы Республики Крым 16 ноября 2018 года на 69 заседании 1-го созыва Гвардейским сельским советом Симферопольского района Республики Крым было принято решение № 257 не прекращать досрочно полномочия председателя Гвардейского сельского совета – главы администрации Гвардейского сельского поселения Чичкина И.В., применив к нему взыскание в виде выговора. При этом указанное решение было подписано непосредственно председателем Гвардейского сельского совета Чичкиным И.В., присутствующим на заседании согласно протокола в качестве председательствующего и принимавшего участие в голосовании при разрешении данного вопроса.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Установлено, что в адрес прокуратуры Симферопольского района Республики Крым за подписью главы Гвардейского сельского поселения И.В. Чичкина направлено письмо от 05.10.2021 №2651/02-18 на № Прдр-20350022-318-4 от 23.08.2021, в котором указано, что представление об устранении нарушений Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» рассмотрено с участием представителя прокуратуры Симферопольского района Симферопольского района. 01.10.2021 на рассмотрение 41 заседания Гвардейского сельского совета 2 созыва было вынесено представление от 23.08.2021.
Представительным органом муниципального образования Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым принято решение 41 заседания 2 созыва Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 01.10.2021 №134 «О рассмотрении представления прокурора Симферопольского района ФИО10 «Об устранении нарушений Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которым в удовлетворении представления от 23.08.2021 решено отказать (л.д.13).
Как усматривается из решения 41 очередного заседания Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым 2 созыва от 01.10.2021 №134 «О рассмотрении представления прокурора Симферопольского района ФИО10 «Об устранении нарушений Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Гвардейский сельский совет решил в удовлетворении представления прокурора Симферопольского района ФИО10 «Об устранении нарушений Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 23.08.2021 № Прдр-20350022-318-4, оказать (л.д.13, оборот сторона, 55).
Установлено, что решением 37 внеочередного заседания Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым 2 –го созыва от 13 июля 2021 года №120 «О даче поручения председателю Гвардейского сельского совета второго созыва о внесении изменений и дополнений в Распоряжение Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 20.09.2019 №02/01-12 «О прекращении полномочий главы муниципального образования Гвардейское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым – председателя Гвардейского сельского совета – главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым», Гвардейский сельский совет решил поручить председателю Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым второго созыва Чичкину Игорю Вячеславовичу внести изменение в пункт 1 Распоряжения Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 20.09.2019 №02/01-12 «О прекращении полномочий главы муниципального образования Гвардейское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым – председателя Гвардейского сельского совета – главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым», изложив его в следующей редакции: «Во исполнение Решения Симферопольского районного суда Республики Крым по делу 2-1094/2019, вступившего в законную силу 14.08.2019, и во исполнение Апелляционного определения Верховного суда Республики Крым от 14.08.2019 по делу №33-6802/2019, прекращаю исполнение полномочий главы муниципального образования Гвардейское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым – председателя Гвардейского сельского совета первого созыва – главы администрации Гвардейского сельского поселения 20 сентября 2019 года» (л.д. 14-15, 56-57).
Как усматривается из распоряжения Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 13 июля 2021 года № 38/01-12 «О внесении изменений и дополнений в Распоряжения Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 20.09.2019 №02/01-12 «О прекращении полномочий главы муниципального образования Гвардейское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым – председателя Гвардейского сельского совета – главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым», во исполнение Решения 37 внеочередного заседания Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым 2 –го созыва от 13 июля 2021 года №120, с целью исполнения Решения Симферопольского районного суда Республики Крым по делу 2-1094/2019, вступившего в законную силу 14.08.2019, и во исполнение Апелляционного определения Верховного суда Республики Крым от 14.08.2019 по делу №33-6802/2019, а именно: возложить обязанность на Гвардейский сельский совет Симферопольского района Республики Крым принять меры к устранению нарушений требований федерального законодательства о противодействии коррупции путем принятия решения о досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района – главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Чичкина И.В., пункт 1 Распоряжения Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 20.09.2019 №02/01-12 «О прекращении полномочий главы муниципального образования Гвардейское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым – председателя Гвардейского сельского совета – главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» изложен в следующей редакции: «Во исполнение Решения Симферопольского районного суда Республики Крым по делу 2-1094/2019, вступившего в законную силу 14.08.2019, и во исполнение Апелляционного определения Верховного суда Республики Крым от 14.08.2019 по делу №33-6802/2019 прекращаю полномочия главы муниципального образования Гвардейское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым – председателя Гвардейского сельского совета первого созыва – главы администрации Гвардейского сельского поселения 20 сентября 2019 года. В остальном Распоряжение Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 20.09.2019 №02/01-12 оставить без изменения (л.д.58-59).
В соответствии со статьями 1 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.
Статьей 24 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
Таким образом, административному ответчику необходимо было рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры.
Представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Право прокурора требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности, в том числе дисциплинарной основано на положениях пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». На соответствующее лицо возложена обязанность рассмотреть данное требование прокурора и о результатах его рассмотрения сообщить в прокуратуру.
Как установлено судом представление представительным органом было рассмотрено и принято решение в отказе в его удовлетворении.
В силу части 1 статьи 178 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным административным истцом требований.
Статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются: 1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона; 2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; 3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд; 4) несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»; 5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.
В соответствии с пунктами 7.2 и 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При выявлении в результате названной проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления (часть 11 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В силу части 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как установлено и не оспаривалось участниками процесса, решением Гвардейского сельского совета 2-го созыва от 20.09.2019 Чичкин И.В. избран председателем Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым второго созыва – главой администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, полномочия председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым первого созыва – главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым прекращены.
Прекращение полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым первого созыва – главы Администрации Гвардейского сельского совета аннулирует все правовые последствия, которые были связаны с осуществлением им муниципальной должности (за исключением привлечения к административной и уголовной ответственности).
На основании изложенного оценивая представленные суду доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также учитывая, что в адрес Гвардейского сельского совета Симферопольского района 23 августа 2021 года внесено представление №Прдр-20350022-318-4/1553-20350022, суд полагает, что требования административного истца о признании бездействия Гвардейского сельского совета Симферопольского района, выразившееся в отказе от удовлетворения требований представления прокуратуры Симферопольского района от 23.08.2021 №Прдр-20350022-318-2021/1553-2035002 незаконным, отмене решения Гвардейского сельского совета Симферопольского района от 13.07.2021 №120 «О даче поручения председателю Гвардейского сельского совета второго созыва о внесении изменений и дополнений в Распоряжение Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 20.09.2019 №02/01-12 «О прекращении полномочий главы муниципального образования Гвардейское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым – председателя Гвардейского сельского совета – главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» не подлежат удовлетворению.
Что касается требования об обязании Гвардейский сельский совет Симферопольского района Республики Крым удовлетворить требования представления прокуратуры Симферопольского района от23.08.2021 №Прдр-20350022-318-2021/1553-2035002, по результатам его рассмотрения возложить обязанность на Гвардейский сельский совет Симферопольского района Республики Крым принять меры по устранению нарушений требований федерального законодательства о противодействии коррупции путем принятия решения о досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района – главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкина И.В., суд отмечает следующее.
Статьей 36 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен перечень случаев досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, в том числе и за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным кого совета от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Частью 4.5 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что при выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Таким образом, процедура досрочного прекращения полномочий председателя сельского совета предполагает инициирование вопроса компетентным органом (лицом).
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требования об обязании Гвардейский сельский совет Симферопольского района Республики Крым удовлетворить требования представления прокуратуры Симферопольского района от23.08.2021 №Прдр-20350022-318-2021/1553-2035002, по результатам его рассмотрения возложить обязанность на Гвардейский сельский совет Симферопольского района Республики Крым принять меры по устранению нарушений требований федерального законодательства о противодействии коррупции путем принятия решения о досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района – главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкина И.В., суд не находит.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Симферопольского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Гвардейскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым, председателю Гвардейского сельского совета – главе Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкину Игорю Вячеславовичу, заинтересованное лицо: Комитет по противодействию коррупции Республики Крым о признании бездействия Гвардейского сельского совета незаконным, отмене решения, понуждении совершить определенные действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым.
Судья И.В. Сердюк
Мотивированное решение составлено и подписано 04 февраля 2022 года