РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Еланцы 24 июня 2024 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н., при секретаре Бортосовой З.Ю.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Ольхонского района Иркутской области Михайловой О.А.,
ответчика индивидуального предпринимателя Цыкунова С.В.,
представителя ответчика Лутошкиной О.Н. – Цыкуновой Е.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия <данные изъяты> год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-209/2024 по исковому заявлению прокурора Ольхонского района Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования к Индивидуальному предпринимателю Цыкунову С.В., Лутошкиной О.Н. о запрете использования земельных участков не по целевому назначению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ольхонского района Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования обратился в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю Цыкунову С.В., Лутошкиной О.Н. о запрете использования земельных участков не по целевому назначению.
Просит (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ) запретить индивидуальному предпринимателю Цыкунову С.В., Лутошкиной О.Н. использование земельных участков с кадастровыми номерами: № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства не по целевому назначению для эксплуатации гостевого дома <данные изъяты>, для сдачи в аренду гостевых домов для временного проживания граждан до внесения изменений в Правила землепользования и застройки <адрес> муниципального образования.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района с привлечением специалистов Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> и Байкальской территории, ТУ Росимущества в <адрес>, службы <адрес>, <адрес> муниципального образования, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» проведена проверка на предмет выявления в <адрес> муниципальном образовании объектов, расположение которых противоречит требованиям земельного законодательства.
В ходе проверки установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами: № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства расположен гостевой дом <данные изъяты>, жилые помещения сдаются в аренду для временного проживания граждан.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ, площадь участка <данные изъяты> кв.м., категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, границы установлены в соответствии с действующим законодательством. Указанный участок принадлежит на праве собственности гр. Лутошкиной О.Н., о чем в ЕГРН имеется регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ, площадь участка <данные изъяты> кв.м., категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, границы установлены в соответствии с действующим законодательством. Указанный участок также принадлежит на праве собственности гр. Лутошкиной О.Н., о чем в ЕГРН имеется регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ №.
Осмотр земельных участков с кадастровыми номерами № показал, что участки огорожен единым забором, используются как единая территория, свободный доступ третьих лиц ограничен, в пределах огороженной территории расположен: двухэтажный жилой дом с указателем гостевой дом <данные изъяты>, каркасное здание, обшитое сайдингом, летняя терраса, баня, хозяйственное строение, железный мостик, беседка. При въезде на территорию информационные указатели отсутствуют, только табличка с адресом.
Информация о гостевом доме <данные изъяты> размещена в сети Интернет на сайте: <данные изъяты>.
В ходе проверки с использованием спутниковой геодезической аппаратуры <данные изъяты> (заводской №, №, свидетельство о проверке № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ действительно до ДД.ММ.ГГГГ), методом спутниковых геодезических измерений был произведен обмер по фактическому использованию земельного участка.
Аналитическим методом в программном продукте ГИС <данные изъяты> вычислена площадь дополнительно используемого земельного участка <данные изъяты> кв.м.
На земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном смежно с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым номером № расположено ограждение, присоединяющее указанный земельный участок.
Сведения в ЕГРН о постановке на государственный кадастровый учет, о праве или ограничении права на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный смежно с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым номером №, в чью-либо пользу отсутствуют.
По результатам проверки выявлены признаки нарушения ст. 25, ст. 26, ст. 42 Земельного кодекса РФ, выразившиеся:
- в самовольном занятии земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного смежно с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым номером №, путем огораживания, ограничения свободного доступа третьих лиц;
- в использовании земельных участков с кадастровыми номерами № и № не в соответствии с установленным видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», а именно под туристическое обслуживание, что является нарушением требований ст. 42 Земельного кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом между Лутошкиной О.Н. и Цыкуновым С.В. о передаче в безвозмездное пользование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Несоблюдение Цыкуновым С.В., Лутошкиной О.Н. законодательства «Об охране окружающей среды», Земельного кодекса РФ влечет нарушение интересов Российской Федерации. Действиями Лутошкиной О.Н. нарушаются интересы администрации <адрес> муниципального образования, т.к. самовольное занятие земельного участка лишает возможности осуществлять полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.
В рамках настоящей проверки прокуратурой района проведена проверка правомерности включения в состав градостроительных регламентов жилых зон правил землепользования и застройки <адрес> муниципального образования вида разрешенного использования земельных участков «Гостиничное обслуживание» (код 4.7), по результатам которой выявлены нарушения.
Из информации Службы архитектуры <адрес> следует, что в соответствии с частью 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
В правилах землепользования и застройки <адрес> муниципального образования, утвержденных решением Думы <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Думы <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №) имеются выделенные территориальные зоны: «Многофункциональная общественно-деловая зона» и «Подзона многофункциональной общественно-деловая зоны», в составе градостроительных регламентов которых одним из основных видов разрешенного использования земельных участков является «Гостиничное обслуживание» (код 4.7).
Таким образом, в целях создания условий для легализации предпринимательства и противодействия теневой экономике вид разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7) следует включить в перечень условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотрев в качестве особенности применения градостроительного регламента исключение нового строительства.
В связи с выявленными противоречиями требованиям земельного и градостроительного законодательства Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в администрацию <адрес> муниципального образования.
Органами местного самоуправления представление рассмотрено, принимаются меры к устранению нарушений закона. В связи с изложенным в исковых требованиях указано о приведении вида разрешенного использования в соответствии с нормами земельного законодательства.
Старший помощник прокурора Ольхонского района Иркутской области Михайлова О.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании ответчик индивидуальный предприниматель Цыкунов С.В., представитель ответчика Лутошкиной О.Н. – Цыкунова Е.С. исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Третьи лица – представители администрации Шара-Тоготского муниципльного образования, Управления Росреестра по <адрес>, администрации <адрес> муниципального образования, службы архитектуры <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с положением статьи 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии сторон, извещенных о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.
Суд, выслушав процессуального истца, ответчика, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использованием и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением (Определение Конституционного суда РФ от 28.09. 2017 №-О).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки на предмет выявления объектов, расположение которых противоречит требованиям земельного законодательства, установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами: № расположен гостевой дом <данные изъяты>.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями по результатам проверки выявлены нарушения с. 25, ст. 26, ст. 42 Земельного кодекса РФ, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного смежно с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым номером №, путем огораживания, ограничения свободного доступа третьих лиц; в использовании земельных участков с кадастровыми номерами № не в соответствии с установленным видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», а именно под туристическое обслуживание, что является нарушением требований ст. 42 Земельного кодекса РФ, за что ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Осмотр земельных участков с кадастровыми номерами № показал, что участки огорожены единым забором, используется как единая территория, свободный доступ третьих лиц ограничен, в пределах огороженной территории расположен двухэтажный жилой дом с указателем гостевой дом <данные изъяты>, каркасное здание, обшитое сайдингом, летняя терраса, баня, хозяйственное строение, железный мостик, беседка. При въезде на территорию информационные указатели отсутствуют, только табличка с адресом.
Информация о гостевом доме <данные изъяты> размещена в сети Интернет на сайте: <данные изъяты>.
По результатам обработки в программном продукте ГИС <данные изъяты> и <данные изъяты> данных, полученных в результате произведенного обмера и данных содержащихся в ЕГРН.
Аналитическим методом в программном продукте ГИС <данные изъяты> вычислена площадь дополнительно используемого земельного участка <данные изъяты> кв.м.
На земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном смежно с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым номером № расположено ограждение, присоединяющее указанный земельный участок.
Сведения в ЕГРН о постановке на государственный кадастровый учёт, о праве или ограничении права на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный смежно с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым номером №, в чью-либо пользу отсутствуют.
В ходе судебного заседания ответчики наличие и расположение вышеуказанных строений и построек подтвердили.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <адрес> муниципального образования вынесено представление об устранении нарушений в сфере градостроительного законодательства.
Согласно ответу администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № на представление, планируется внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки <адрес> муниципального образования, в том числе в части замены понятия «сельский туризм» на «туризм», согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ «Виды и состав территориальных зон», классификатора видов разрешенного использования земельных участков. Ориентировочный срок внесения и утверждения изменений ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма Службы архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении возможности использования земельных участков в границах территориальной зоны «Ж» следует, что размещение в жилых зонах гостиниц, равно как и иных зданий (помещений) в них, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них, прямо законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрено. Согласно описанию вида разрешенного использования земельного участка «Жилая застройка» здания (помещения в них), используемые с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (гостиницы, дома отдыха) к жилой застройке не относятся. Вид разрешенного использования земельных участков «Гостиничное обслуживание» с видами разрешенного использования земельных участков, допустимыми к размещению в жилых зонах не сочетается. Выбранный органом местного самоуправления способ обеспечения оказания субъектами малого предпринимательства услуг по кратковременному размещению туристов за счет включения в градостроительный регламент жилой зоны такого вида разрешенного использования земельного участка, как «Гостиничное облуживание» является ненадлежащим и противоречащим требованиям законодательства о градостроительной деятельности, предъявляемым к составу территориальных зон. В целях обеспечения осуществления на территории муниципального образования указанных услуг целесообразно выделить на карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки общественно-деловые зоны, в составе градостроительных регламентов которых предусматривать соответствующий вид разрешенного использования земельных участков – «Гостиничное обслуживание».
Согласно информации Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащейся в отзыве, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, имеет уточненную площадь <данные изъяты> кв.м., поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов, имеет 2 вида разрешенного использования: 1) для индивидуального жилищного строительства; 2) под гостиничное обслуживание (внесен ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано право собственности Лутошкиной О.Н. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, имеет уточненную площадь <данные изъяты> кв.м., поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов, имеет 2 вида разрешенного использования: 1) для индивидуального жилищного строительства; 2) под гостиничное обслуживание (внесен ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано право собственности Лутошкиной О.Н. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Из договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Лутошкиной О.Н. передает Цыкунову С.В. в безвозмездное пользование жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, для сдачи в аренду и/или наем.
В соответствии с ч. 5 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Согласно ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
Положением ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в том числе, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 (далее по тексту - Классификатор) описание вида разрешенного использования земельного участка «Жилая застройка» (код 2.0) - размещение жилых домов различного вида. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7.1. Здания (помещения в них), используемые с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (гостиницы, дома отдыха) к жилой застройке не относятся.
Классификатором установлено только три вида разрешенного использования земельного участка, включенных в содержание вида разрешенного использования «Жилая застройка» (код 2.0), предполагающих размещение объектов капитального строительства, непосредственно не предназначенных для проживания человека «Обслуживание жилой застройки» (код 2.7), «Хранение автотранспорта» (2.7.1) и «Размещение гаражей для собственных нужд» (2.7.2).
Вид разрешенного использования «Обслуживание жилой застройки» (код 2.7) предполагает размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1 «Коммунальное обслуживание», 3.2 «Социальное обслуживание», 3.3 «Бытовое обслуживание», 3.4 «Здравоохранение», 3.4.1 «Амбулаторно-поликлиническое обслуживание», 3.5.1 «Дошкольное, начальное и среднее общее образование», 3.6 «Культурное развитие», 3.7 «Религиозное использование», 3.10.1 «Амбулаторное ветеринарное обслуживание», 4.1 «Деловое управление», 4.3 «Рынки», 4.4 «Магазины», 4.6 «Общественное питание», 5.1.2 «Обеспечение занятий спортом в помещениях», 5.1.3 «Площадки для занятий спортом», если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны.
Указанный выше перечень видов разрешенного использования земельных участков, а также виды разрешенного использования «Хранение автотранспорта» (2.7.1) и «Размещение гаражей для собственных нужд» (2.7.2) полностью согласуется с функциональным назначением объектов, указанных в части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являющихся допустимыми к размещению в жилых зонах.
Вид разрешенного использования земельных участков «Гостиничное обслуживание» (код 4.7) в соответствии с классификатором включен в содержание вида разрешенного использования «Предпринимательство» (код 4.0).
Согласно ч. 5 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации для размещения объектов предпринимательской деятельности предназначены общественно-деловые зоны.
Положение ч. 6 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации непосредственно допускает включение гостиниц в перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах.
Таким образом, вид разрешенного использования земельных участков «Гостиничное обслуживание» (код 4.7) с видами разрешенного использования земельных участков, допустимыми к размещению в жилых зонах не сочетается.
Давая системный анализ вышеуказанных положений закона о градостроительной деятельности, гостиницы, равно как и иные здания (помещения в них), используемые с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них, подлежат размещению в общественно-деловых зонах, размещение указанных зданий в жилых зонах недопустимо, поскольку такой вид деятельности никаким образом не связан с обслуживанием жилой застройки и с ней не сочетается.
Вместе с тем в Правилах землепользования и застройки <адрес> муниципального образования не выделены общественно-деловые зоны на карте градостроительного зонирования, в составе градостроительных регламентов, предусматривающих соответствующий вид разрешенного использования земельных участков «Гостиничное обслуживание» (код 4.7).
Доводы административных ответчиков о том, что проведена государственная регистрация вида разрешенного использования 4.7 «гостиничное обслуживание» в отношении принадлежащих им земельных участков на основании действующих правил землепользования и застройки <адрес> муниципального образования, что органы прокуратуры должны обратиться в суд с иском к администрации <адрес> муниципального образования о несоответствии правил землепользования и застройки <адрес> муниципального образования, являются несостоятельными в связи со следующим.
Как указано выше, в связи с выявленными противоречиями требованиям земельного и градостроительного законодательства Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в администрацию <адрес> муниципального образования. Нормативно-правовой акт противоречит требованиям действующего законодательства.
Органами местного самоуправления представление рассмотрено, принимаются меры к устранению нарушений закона. В случае несогласия администрации поселения с представлением, прокуратура может обжаловать нормативно-правовой акт в судебном порядке. В настоящее время оснований для обжалования не усматривается, поскольку администрацией принимаются меры по приведению нормативно-правового акта в соответствие с законом.
В соответствии с требованиями ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Прокурор самостоятельно определяет меру реагирования, которая может быть применена, в связи с чем было внесено представление, а не предъявлен иск.
Объекты строительства, используемые для сдачи в аренду неразрывно связаны с землей. Жилые дома используются для извлечения выгоды, соответственно и земельные участки используются для указанных целей. Жилые дома и земельные участки вправе граждане использовать для предпринимательских целей, но при этом должны быть соблюдены требований действующего законодательства. Вид разрешенного использования должен быть приведен в соответствие с действующим законодательством. Внесение изменений в Правила землепользования и застройки вносятся органами местного самоуправления. Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании заявления ответчика.
Несоблюдение требований действующего законодательства при использовании земельного участка приводит к разрушению почвенного покрова земельного участка, хозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие на землю.
Невыполнение требований природоохранного законодательства в силу ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом установлено использование спорных земельных участков не в соответствии с установленным видом разрешенного использования, доказательств обратного суду не представлено, вследствие чего исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с указанным, суд полагает необходимым взыскать с ответчиков индивидуального предпринимателя Цыкунова С.В., Лутошкиной О.Н. на основании ст. 333.19 НК РФ госпошлину по требованию неимущественного характера в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Запретить индивидуальному предпринимателю Цыкунову С.В., ОГРНИП №, Лутошкиной О.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженке <адрес>, паспорт №, выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, использование земельных участков с кадастровыми номерами: № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства не по целевому назначению для эксплуатации гостевого дома <данные изъяты>, для сдачи в аренду гостевых домов для временного проживания граждан до внесения изменений в Правила землепользования и застройки <адрес> муниципального образования.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Цыкунова С.В., ОГРНИП №, Лутошкиной О.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, паспорт №, выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, в доход местного бюджета государственную госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 28.06.2024.
Судья Л.Н. Холодова