Судья: Маркова Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело № 33-5329
26 апреля 2016 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Гороховик А.С.,
судей - Евдокименко А.А. и Улановой Е.С.,
при секретаре – Устяк Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Заворохина К.А. на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 16 февраля 2016 года, которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении исковых требований Заворохина К.А..»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., возражения на жалобу представителя ответчика – Мэрии г.о. Тольятти – Попковой Н.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец – Заворохин К.А., обратился в суд с иском о возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы к Мэрии г.о. Тольятти в обоснование своих требований указав, что он и его супруга в мае 2011 года были признаны нуждающимися в жилых помещениях в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и включены ответчиком в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Между тем распоряжением заместителя Мэра г.о.Тольятти от 28 сентября 2015 года истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в связи с не предоставлением в полном объеме документов, подтверждающих признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях. Истец считает отказ ответчика в выдаче названного свидетельства незаконным, по следующим основаниям. До обращения к ответчику с заявлением о принятии молодой семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях истцу действительно на праве собственности принадлежал жилой дом общей площадью 123 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> его супруге Заворохиной Е.И. – однокомнатная квартира, общей площадью 32,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> Указанные жилые помещения были отчуждены в декабре 2010 года, то есть до обращения с заявлением к ответчику о включении в состав семей-участников программы. С учетом не истечения пятилетнего срока после отчуждения перечисленных жилых помещений ответчик отказал истцу в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Между тем органу местного самоуправления истцом при подаче заявления в 2011 году представлялись все сведения о наличии у семьи истца собственности. Действия истца и его супруги по отчуждению принадлежавших им жилых помещений были вынужденными и не имели целью намеренное ухудшение жилищных условий, поэтому действия ответчика по отказу в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются незаконными. На основании изложенного истец просил суд обязать ответчика мэрию г.о.Тольятти выдать истцу свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, как участнику подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – Заворохин К.А. считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Заворохина К.А. судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением №3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 и последующие годы участницей подпрограммы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил.
Согласно п.6 Правил участницей данной программы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Аналогичные требования к молодой семье, претендующей по получение социальной выплаты, предъявляются пунктами 6 и 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что социальная выплата на улучшение жилищных условий молодых семей не может предоставляться произвольно, а обусловлена, в том числе нуждаемостью молодой семьи в улучшении жилищных условий, по основаниям предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса РФ, вместе с тем, при определении нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий должны учитываться требования ст. 53 Жилищного кодекса РФ, поскольку названные нормы права определяют не только критерии принятия граждан на соответствующий учет, но и в своей правовой взаимосвязи определяют условия отказа в таком принятии.
Из материалов дела видно, что 10 мая 2011 года истец - Заворохин К.А. обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о признании его с составом семьи 2 человека нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 12 мая 2011 года Заворохин К.А. с составом семьи два человека (супруга Заворохина Е.И.) был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы. Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 21 сентября 2015 года внесены изменения в распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти от 12 мая 2011 года, Заворохиным отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях и признании участниками подпрограммы на 2011-2015 годы. При принятии указанного решения органом местного самоуправления действия истца и его супруги Заворохиной Е.И. по отчуждению в декабре 2010 году принадлежащих им на праве собственности жилых помещений общей площадью 155,8 кв.м. расценены, как намеренное ухудшение жилищных условий, после которого не истек пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. Распоряжением органа местного самоуправления от 28.09.2015 года Заворохину К.А. отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Судом первой инстанции также установлено, что до принятия на соответствующий учет у Заворохина К.А. в собственности имелось жилое помещение – индивидуальный жилой дом общей площадью 123 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, а у супруги истца Заворохиной Е.И. – однокомнатная квартира, общей площадью 32,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> Жилое помещение, принадлежащее Заворохиной Е.И., было отчуждено ею по договору купли-продажи 7 декабря 2010 года, а 24 декабря 2010 года Заворохиным К.А. было произведено дарение принадлежавшего ему жилого дома в пользу матери истца.
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку в ходе судебного достоверно установлено, что до декабря 2010 года каждый из членов семьи истца был обеспечен жилым помещением общей площадью 77,9 кв.м. на каждого, что существенно превышало установленную учетную норму 12 кв.м. (Постановление Мэра г.о.Тольятти от 5 октября 2005 года №141-1/п), то есть на момент включения семьи Заворохиных в число участников подпрограммы в 2011 году не истек пятилетний срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, следовательно, имелись препятствия к принятию семьи истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как, право быть принятым на соответствующий учет у истца могло возникнуть только после 24 декабря 2015 год, а не с мая 2011 года.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца и его супруги намерений искусственно создать условия для постановки на соответствующий учет судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку жилые помещения были отчуждены непосредственно перед обращением истца в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, при этом, жилой дом был подарен близкому родственнику истца – его матери, а кроме того, денежные средства, полученные от продажи однокомнатной квартиры, не были использованы семьей истца для улучшения жилищных условий.
Не может судебная коллегия признать убедительными доводы апелляционной жалобы о нарушении ответчиком установленного законом порядка снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи истца, поскольку соответствующее решение органа местного самоуправления соответствует положениям статьи 56 Жилищного кодекса РФ, так как ответчиком при проверке жилищных условий истца были выявлены сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием для постановки семьи истца на соответствующий учет с 10 мая 2011 года.
Несостоятельными находит судебная коллегия и остальные доводы апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм законодательства, вместе с тем, все они сводятся к доводам изложенным в обосновании непризнания иска и судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 16 февраля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Заворохина К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -