Решение по делу № 33а-4993/2020 от 16.07.2020

Судья Шушпанова О.В.                                          Дело № 33а-4993/2020

2а-653/2020

64RS0043-01-2019-006378-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 сентября 2020 года                                           город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Чаплыгиной Т.В.,

судей Домниной А.В., Литвиновой М.В.,

при ведении протокола помощником судьи Смысловой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования «Город Саратов» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области о признании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области от 02 декабря 2019 года незаконным и его отмене

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 26 марта 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Домниной А.В., объяснения представителя административного истца Косаревой С.В., представителя административного ответчика Гареевой М.Х., обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

администрация муниципального образования (далее – МО) «Город Саратов» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Саратовской области) о признании предписания Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 02 декабря 2019 года незаконным и его отмене.

Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что согласно указанному предписанию администрации МО «Город Саратов» надлежит организовать и провести сплошную дератизацию в прилегающих к природному очагу ГЛПС – природный парк «Кумысная поляна» постройках в зимний период (декабрь) и на прилегающих к ним территориях, особенно при неустойчивой погоде с оттепелями и морозами, до 18 декабря 2019 года (п.1);    провести контроль эффективности дератизационных мероприятий в обеззараженной зоне, при неудовлетворительных результатах повторить обработку, до 25 декабря 2019 года (п.2); о проделанной работе проинформировать в письменном виде территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в городе Саратове, до 27 декабря 2019 года (п.3).

Однако администрация МО «Город Саратов» и администрации районов МО «Город Саратов» не являются балансодержателями жилых зданий и построек, расположенных на территории, прилегающей к лесопарку «Кумысная поляна», а также предписано организовать и провести сплошную дератизацию в зимний период, который обусловлен периодом с 01 декабря по 01 марта, тогда как в предписании указан срок до 18 декабря 2019 года, тем самым пункт противоречит сам себе.

Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 26 марта 2020 года административные исковые требования удовлетворены частично. Пункт 2 предписания от 02 декабря 2019 года, выданного Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области, признан незаконным в части установленных сроков исполнения.

Не согласившись с постановленным судебным актом, администрация               МО «Город Саратов» подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования в полном объеме. Мотивируя свои требования, административный истец указывает, что администрация МО «Город Саратов» должна обеспечить именно организацию проведения сплошной дератизации, поскольку провести ее непосредственно не имеет возможности ввиду того, что на указанной в предписании территории находятся жилые дома и иные помещения, балансодержателем которых администрация МО «Город Саратов» не является. Таким образом, судом неверно определены полномочия административного истца.

На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили.                Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области в адрес администрации МО «Город Саратов» вынесено предписание от 02 декабря 2019 года «О выполнении работ по дератизации на территории муниципального образования «Город Саратов».

Администрации МО «Город Саратов» предписано выполнить следующие мероприятия:

1) организовать и провести сплошную домовую дератизацию в прилегающих к природному очагу ГЛПС – природный парк «Кумысная поляна» постройках в зимний период (декабрь) и на прилегающих к ним территориях, особенно при неустойчивой погоде с оттепелями и морозами. Срок исполнения: до 18 декабря 2019 года;

2) провести контроль эффективности дератизационных мероприятий в обеззараженной зоне, при неудовлетворительных результатах повторить обработку. Срок исполнения: до 25 декабря 2019 года;

3) о проделанной работе проинформировать в письменном виде территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в городе Саратове. Срок исполнения: до 27 декабря 2019 года.

Указанное предписание основано на результатах экспертного заключения <данные изъяты> от 18 ноября 2019 года, согласно которым эпизоотологическая ситуация продолжает оставаться напряженной.

Обжалуемое предписание выдано во исполнение требований СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом»,                         СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

На основании ч. 1 ст. 49 ФЗ № 52 должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В силу положений ч. 2 ст. 50 ФЗ № 52 при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе, о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 44 ФЗ № 52 и п. 10 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 июня 2013 года № 476, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе, выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Из изложенного следует, что в полномочия главного государственного санитарного врача входит выдача предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Согласно п. 7.2 СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 года № 38 (далее - СП 3.1.7.261410) дератизационные мероприятия - комплекс профилактических и истребительных мер, осуществление которых позволяет снизить численность грызунов на территории природных и антропургических очагов ГЛПС методами и средствами дератизации.

Согласно п. 2.1 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 сентября 2014 года № 58 (далее - СП 3.5.3.3223-14), дератизационные мероприятия включают в себя комплекс организационных, профилактических, истребительных мер, проводимых юридическими и физическими лицами, с целью ликвидации или снижения численности грызунов и уменьшения их вредного воздействия на человека и окружающую его среду.

П. 7.3 СП 3.1.7.261410 установлено, что мероприятия по профилактике ГЛПС организуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований:

- организацию и проведение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на территории населенных пунктов, лесопарковых зон (парков, скверов), кладбищ, оздоровительных учреждений (в т.ч. баз отдыха), сельскохозяйственных объектов, мест массового отдыха и пребывания населения;

- профилактические дератизационные мероприятия против мышевидных грызунов на расчищенных территориях осенью и весной;

- проведение работ по обеспечению грызунонепроницаемости общественных и жилых зданий и проведение в них дератизационных мероприятий;

- проведение дератизации на объектах сельского хозяйства на территориях, эндемичных по ГЛПС, в планово-систематическом режиме;

- проведение сплошной домовой дератизации в прилегающих к природным очагам ГЛПС постройках в осенний период (октябрь - декабрь), особенно при неустойчивой погоде с оттепелями и морозами, а также санитарную очистку и дератизацию (весной и осенью) в садово-огородных кооперативах;

- организацию работы по гигиеническому воспитанию населения в средствах массовой информации о мерах профилактики ГЛПС, о проявлениях и последствиях ГЛПС, условиях заражения и обеспечения индивидуальными средствами защиты.

В соответствии с п. 3.1 СП 3.5.3.3223-14 организацию и проведение дератизационных мероприятий обеспечивают: органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления; юридические лица; граждане, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно п. 3.2 СП 3.5.3.3223-14 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны обеспечивать организацию и проведение: дератизации в весенний и осенний периоды в лесопарковой зоне, на территории природных очагов, благоустройство территории населенного пункта; дератизационных обработок жилых зданий, помещений, сооружений, балансодержателями которых они являются, и прилегающей к ним территории.

Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что уполномоченными лицами по проведению сплошной домовой дератизации в прилегающих к природному очагу ГЛПС – природный парк «Кумысная поляна» постройках в зимний период и на прилегающих к ним территориях являются органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 22, ст. 33 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649, администрация муниципального образования «Город Саратов», является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.

Кроме того, распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 04 июня 2019 года № 179-р «Об организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом», принятого в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории муниципального образования «Город Саратов», главам администраций районов муниципального образования «Город Саратов» дано распоряжение:

1.1. Организовать и провести барьерную дератизацию против мышевидных грызунов 50-метровой зоны, прилегающей к природному парку «Кумысная поляна».

1.2. Организовать и провести дератизационные обработки жилых зданий, помещений, сооружений, в отношении которых администрации районов муниципального образования «Город Саратов» являются держателями объектов имущественной части муниципальной казны муниципального образования «Город Саратов», на прилегающих к ним территориях.

1.3. Организовать и провести санитарную очистку территории районов муниципального образования «Город Саратов» - парков, скверов, мест массового отдыха и пребывания населения, кладбищ, ликвидацию свалок, в том числе в лесопарковой зоне, прилегающих территорий к садоводческим некоммерческим товариществам, гаражно-строительным кооперативам.

1.4. Организовать и провести дератизационную обработку против грызунов на территории парков, скверов, мест массового отдыха и пребывания населения, кладбищ, мест несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов.

1.5. Организовать проведение информационно-разъяснительной работы с населением с использованием средств массовой информации, а также с использованием листовок, бюллетеней, стендов о мерах профилактики геморрагической лихорадки с почечным синдромом и необходимости проведения борьбы с грызунами.

1.6. Разместить баннеры на въездах в природный парк «Кумысная поляна» с информацией о профилактике геморрагической лихорадки с почечным синдромом и необходимости ограничения посещения лесной зоны г. Саратова.

Указанным распоряжением администрации МО «Город Саратов» как исполнительно-распорядительного органа, принятым до момента вынесения оспариваемого предписания, администрациям районов переданы полномочия, которые, в свою очередь, переданы в установленном порядке органу местного самоуправления города, связанные с выполнением мероприятий по предупреждению заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, в том числе по организации и проведению барьерной дератизации против мышевидных грызунов, по организации и проведению санитарной очистки территории района (парков, скверов, мест массового отдыха и пребывания населения, кладбищ, ликвидацию свалок, в том числе в лесопарковой зоне, прилегающих территорий к садоводческим некоммерческим товариществам, гаражно-строительным кооперативам), а также по проведению информационно-разъяснительной работы с населением с использованием средств массовой информации, а также с использованием листовок, бюллетеней, стендов о мерах профилактики геморрагической лихорадки с почечным синдромом и необходимости проведения борьбы с грызунами с размещением баннеров на въездах в природный парк «Кумысная поляна» с информацией о профилактике геморрагической лихорадки с почечным синдромом и необходимости ограничения посещения лесной зоны города Саратова.

Полномочий по организации и проведению сплошной домовой дератизации в прилегающих к природным очагам ГЛПС постройках в осенний период (октябрь - декабрь), особенно при неустойчивой погоде с оттепелями и морозами, а также санитарную очистку и дератизацию (весной и осенью) в садово-огородных кооперативах в адрес администраций районов муниципального образования не передавалось и п. 7.3.1 СП 3.1.7.2416-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом» указанное мероприятие отнесено к организации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Мероприятия по профилактике ГЛПС, которые должны организовать юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, руководители садово-огородных кооперативов перечислены в п. 7.3.3 указанного СП и включают в себя благоустройство территорий организации, участков и прилегающих территорий; организацию и проведение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на принадлежащей им территории, обеспечение грызунонепроницаемости зданий и построек; проведение профилактических дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на расчищенных территориях осенью и весной.

Кроме того, ранее выданные предписания в адрес администраций районов муниципального образования «Город Саратов» (л.д. 81-93, 133-138 т. 1 – в адрес Администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов», л.д. 94-101, 116-132 т. 1 – в адрес Администрации Ленинского района МО «Город Саратов», л.д. 142-162 т. 1 – в адрес Администрации Октябрьского района МО «Город Саратов», л.д. 163-213 т. 1 – в адрес Администрации Заводского района МО «Город Саратов», л.д. 235-250 т. 1, л.д. 1-12 т. 2 – в адрес администрации Кировского района МО «Город Саратов»), проведенные во исполнение данных предписаний мероприятия (л.д. 13-116 т. 2), в настоящее время к эффективности борьбы с грызунами и предотвращению распространения заболевания ГЛПС не привели.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о законности п. 1 и п. 3 выданного предписания, поскольку из системного толкования норм права, регулирующих проведение сплошной домовой дератизации в прилегающих к природным очагам ГЛПС постройках в осенний период (октябрь - декабрь), следует, что надлежащим исполнителем в проведении данного мероприятия являются органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, независимо от того, являются ли они балансодержателями жилых зданий, помещений, сооружений, которые находятся на таких территориях.

Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности п. 2 обжалуемого предписания в части установления срока исполнения, поскольку контроль эффективности истребительных мероприятий осуществляется на основании учетов численности грызунов в объектах или на территории до начала обработки и через 30 дней после ее окончания (п. 3.17 СП 3.5.3.3223-14).

Как усматривается из обжалуемого предписания, срок проведения контроля эффективности дератизационных мероприятий в обеззараживаемой зоне установлен менее 30 дней, в связи с чем признать законным данный пункт предписания не представляется возможным.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законно, основано на фактических обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым судом дана правовая оценка, а также на правильном толковании действующих норм права.

Доводы жалобы по сути сводятся к несогласию с принятым решением суда, основаны на неверном толковании действующих норм права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что не может являться основанием для отмены решения суда. Вместе с тем каких-либо доказательств в обоснование своих доводов административным истцом не представлено.

Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Саратова от 26 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

33а-4993/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МО Город Саратов
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области
Другие
администрация Фрунзенского района МО «Город Саратов»
Администрация Октябрьского района МО «Город Саратов»
Администрация Ленинского района МО «Город Саратов»
администрация Заводского района
Косарева Светлана Владимировна
Гареева Марина Харекеновна
Администрация Кировского района МО «Город Саратов»
Сорокина Анастасия Михайловна
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Домнина А.В.
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
16.07.2020Передача дела судье
13.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
03.09.2020Судебное заседание
18.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2020Передано в экспедицию
03.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее