Дело №2-4535/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2014 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Сисиной Н.В.,
при секретаре Трошиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Заводского района г. Саратова в интересах Кузнецова С.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо – Министерство финансов Саратовской области, о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору найма из специализированного жилищного фонда,
установил:
заместитель прокурора Заводского района г. Саратова в интересах Кузнецова С.А. обратился в суд с указанным иском к ответчику, обосновав свои требования тем, что Кузнецов С.А. родился ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ остался без попечения родителей. После чего он находился на полном государственном обеспечении.
Кузнецов с.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ кузнецов С.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области с составом семьи 1 человек.
В соответствии со ст. 3 Закона Саратовской области от 02.08.2012 г. №123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», вступившим в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений. Истец считает, что до 01 января 2013 г. по вине ответчика не была обеспечена благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, следовательно, ей должно быть предоставлено ответчиком жилое помещение согласно действующему законодательству. Истец просит суд, обязать ответчика предоставить Кузнецову с.А. жилое помещение на территории <адрес> не менее 30 кв.м. по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области.
Истец Кузнецов С.А. в судебное заседание не явился, извещен, причины неявки не сообщил.
Помощник прокурора Заводского района г. Саратова Катушков Р.В., в судебном заседании исковые требования поддержал, просил предоставить Кузнецову С.А. жилое помещение на территории <адрес> не менее 30 кв.м. по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области.
Представитель ответчика – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Минькова С.А. в судебном заседании высказалась за необоснованность требований истца.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ст. 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
Согласно абз. 2 п. 1 сг. 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г., было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, (действовавшего также до 01.01.2013 г.), предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Действие положений ст. 8 вышеуказанного закона и ЖК РФ в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 01.01.2013 г., предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Вступившая с 01.01.2013 г. в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
К законодательству РФ относится в данном случае ст. 8 ФЗ (в ред. ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Саратовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Законом Саратовской области № 123-ЗCO от 02.08.2012 г. «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в ред. от 25.12.2012 г. № 208-ЗСО, от 25.12.2012 г. № 223-ЗCO).
Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 3).
Согласно ч.1 и ч. 2 ст. 5 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02.08.2012 г. принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (далее - специализированный жилищный учет) осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений по достижении ими возраста 14 лет.
Принятие лиц из - числа детей-сирот и дегей, оставшихся без попечения родителей, и лиц. ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на специализированный жилищный учет осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений.
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом. В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет (ч. 10).
Граждане, достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, сохраняющие право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Саратовской области от 23.04.2012 г. № 64-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области и не реализовавшие в установленном порядке право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с Законом Саратовской области от 02.08.2007 г. № 150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), включаются в список, указанный в части 10 настоящей статьи, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Граждане, поставленные на учет в один и гот же день, месяц и год, указываются в списке в алфавитном порядке (ч. 11).
В ст. 6 Закона Саратовской области от 23.04.2012 г. № 64-ЗСО определяется порядок предоставления жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда лицам, указанным в ч. 1 ст. 3 настоящего Закона, достигших возраста 18 лет, которые только обратились с заявлениями по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также но завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыв}, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений ежегодно в срок не позднее 30 января формирует предварительный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на специализированный жилищный учет и достигших возраста 16 лег по состоянию на 1 января текущего года (далее - предварительный список), и направляет его не позднее 5 февраля в уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства (ч. 4).
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений ежегодно в срок не позднее 1 апреля формирует выверенный список поставленных на специализированный жилищный учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет (далее - выверенный список) (ч. 7).
На основании уточненного списка и выверенного списка с учетом поступивших заявлений уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений: ежегодно в срок не позднее 1 мая формирует и утверждает единый сводный список (реестр) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет (далее - сводный список) (ч. 8).
Как следует из материалов дела, Кузнецов С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, как лицо, достигшее возраста 18 лет в период действия Закона Саратовской области от 02.08.2007 г. № 150-ЗСО) «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.). В 2012 г. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма. При этом Кузнецову С.А. не было предоставлено жилое помещение ни по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, ни по договору найма специализированного жилого помещения при достижении возраста 18 лет. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и никем не оспариваются.
Таким образом, в отношении Кузнецова С.А. правило очередности предоставления жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда применено быть не может.
Следовательно, в силу ст. 6 Закона Саратовской области от 23.04.2012 г. № 64-ЗСО, которая закрепляет, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственно го жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, Кузнецов С.А. должен быть обеспечен жилым помещением из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес>, общей площадью не менее 30 кв. м, которая предусмотрена Законом Саратовской области от 28.04.2005 г. № 39-ЗCO «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».
Нахождение Кузнецова С.А. в списках нуждающихся, который составляется ответчиком, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилое помещение не получено.
При этом льгота по обеспечению истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда, распространяется только на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кузнецов С.А. обладает указанным статусом, в связи с чем, норма предоставления жилого помещения рассчитывается, как на одиноко проживающего гражданина - 30 кв. м.
Постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 г. № 168-П (ред. от 18.09.2013) «Вопросы министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Саратовской области» уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений государственного жилищного фонда области гражданам в пределах своей компетенции является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, что никем не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Кузнецову С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое помещение в <адрес>, общей площадью не менее 30 квадратных метров, по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня его вынесения.
Судья