Мировой судья Лихачева А.А. УИД 51MS0019-01-2023-002533-07

№ 12-78/2023

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

31 августа 2023 года г.Кола

Судья Кольского районного суда Мурманской области Басос А.Б., рассмотрев жалобу должностного лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области Дубовиковой В.И. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Кольского судебного района Мурманской области от 22.06.2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 5-262/2023, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чиркиной Анны Владимировны,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Кольского судебного района Мурманской области от 22.06.2023 прекращено производство по делу об административном правонарушении № 5-262/2023, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Мираж» Чиркиной Анны Владимировны на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с указанным постановлением мирового судьи, должностное лицо Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области Дубовикова В.И. обратилась в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление мирового судьи отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указала на то, что судом неправильно применены положения пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым производство по делу полежит прекращению в случае, когда закон или его положения, устанавливающие административную ответственность за содеянное, признан утратившим силу.

Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).

Следовательно, законом, устанавливающим административную ответственность за нарушение установленных законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.15.33.2 КоАП РФ).

Статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений     (документов), необходимых    для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Статья 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не признана утратившей силу. Ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данной статьей, осталась в неизменном виде.

Рассматриваемое деяние в момент совершения признавалось правонарушением, после совершения правонарушения ответственность за него не устранена и не смягчена.

При таких обстоятельствах является неправомерным применение судом статьи 54 Конституции и части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обоснование прекращения производства по делу.

Суд неправильно ссылается на пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, поскольку указанная норма не устанавливает административную ответственность должностного лица за допущенное нарушение. Указанной нормой в отношении отчетных периодов до 01.01.2023 установлен срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и перечень таких сведений.

Кроме того, являются неверными выводы суда, о том, что Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ признал утратившим силу пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Перечень норм, признанных утратившими силу, изложен в статье 14 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-Ф3, вышеуказанный пункт в указанном перечне отсутствует, т.е. не признан утратившим силу.

Напротив, в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ, за отчетные периоды, истекшие до 01.01. 2023, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. в порядке, предусмотренном пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ.

В отношении отчетных периодов, истекших до 01.01.2023 положения пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ сохраняют силу, обязанность страхователя представлять сведения за периоды до 01.01.2023 законодателем сохранена в неизменном виде.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-Ф3 изменения, внесенные данным Федеральным законом, применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2023, т.е. новая редакция статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ применяется к порядку представления сведений за отчетные периоды с 01.01.2023.

Таким образом, учитывая положения части 2 статьи 54 Конституции РФ, установленная частью 1 статьи 15.33.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность должностного лица за непредставление в установленный законодательством срок оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2023, не устранена и не смягчена.

Правонарушителем совершено деяние (не представлены в установленный законодательством срок оформленные в установленном порядке сведения (документы), необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета), которое закон, действующий во время их совершения (ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ), признавал (и признает в настоящее время) правонарушением.

Правонарушитель, совершивший (ая) административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ).

Закон, имеющий обратную силу, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение Правонарушителя, - отсутствует.

Изменение редакции статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, применяемой к отчетным периодам с 01.01.2023, не исключает установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность должностного лица, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную законом обязанность по представлению сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период 2022 года, истекший до 01.01.2023.

Начальник отдела взаимодействия со страхователями УПУ ОСФР по Мурманской области Дубовская В.И., либо иной представитель административно органа, а также лицо, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении Чиркина А.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения ходатайства были извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Из представленных суду материалов следует, что постановление мирового судьи судебного участка № 3 Кольского судебного района Мурманской области от 22.06.2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении Чиркиной Анны Владимировны, вынесено и оглашено 22.06.2023.

Копия постановления направлена в ОСФР по Мурманской области 28.06.2023 и получена адресатом 03.07.2023.

Жалоба на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Кольского судебного района Мурманской области от 22.06.2023 была направлена ОСФР по Мурманской области почтовым отправлением 12.07.2023, то есть с соблюдением процессуального срока обжалования.

В связи с чем, оснований для рассмотрения ходатайства о восстановлении процессуального срока обжалования, содержащегося в жалобе, не имеется.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В соответствии с примечанием к статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственности за нарушение указанного административно-правового запрета подлежат должностные лица, указанные в статье 2.4 данного Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ).

Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете, нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Чиркиной А.В. к административной ответственности.

Абзацем 1 части 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Так, страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 данного Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Согласно абзацу 4 части 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ, контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктам 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу абзаца 2 статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.

Сведения о застрахованных лицах предоставляются по форме СЗВ-М, которая утверждена Постановлением Правления ПФ РФ № 103п от 15.04.2021 (документ утратил силу с 01.01.2023).

Анализ приведенных выше положений закона, действовавших на момент события установленного мировым судьей правонарушения, позволяет прийти к выводу о том, что непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме, являлось поводом для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностных лиц (согласно примечанию к данной статье), состав которой образует невыполнение надлежащим образом публично-правовой обязанности по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в полном (достоверном) виде.

При этом административная ответственность является реакцией правоприменителя на факт нарушения закона обязательного пенсионного страхования и призвана пресечь сам факт нарушения закона, побудить должностное лицо впредь должным и надлежащим образом исполнять свои служебные обязанности.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 01.06.2023 генеральный директор ООО «Мираж» Чиркина А.В. не представила форму СЗВ-М за декабрь 2022 года в отношении одного застрахованного лица в срок, установленный положениями пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей на момент подачи отчетных документов.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, то есть, в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное, мировой судья исходил из вступления в законную силу положений Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ, которым внесены изменения в статью 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Вместе с тем мировым судьей не учтено следующее.

Действительно, указанными изменениями с 01.01.2023 пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, содержащий требования о предоставлении страхователями сведений в соответствующие подразделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, исключен из текста указанного федерального закона.

Этим же законодательным актом и определены новые порядок и сроки предоставления сведений страхователями.

Так, согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции Федерального закона № 237-ФЗ, действующей с 01.01.2023, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В пункте 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции Федерального закона № 237-ФЗ, действующей с 01.01.2023, определен перечень сведений и документов, которые страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).

При этом в пунктах 3 - 6 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции Федерального закона № 237-ФЗ, действующей с 01.01.2023, установлены порядок и сроки предоставления страхователями сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своей регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 11 данного Федерального закона.

В свою очередь, норма части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит бланкетный характер.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27.09.2016 № 2017-О, изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности.

Из системного анализа положений Федерального закона № 27-ФЗ, в редакциях, действовавшей до 01.01.2023 и действующей с 01.01.2023, следует, что обязанность страхователей по представлению персонифицированных сведений о физических лицах не исключена.

Помимо этого, с учетом иных изменений действующего законодательства, внесенных Федеральным законом от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.10.2022 № 245п «Об утверждении единой формы «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)» и порядка ее заполнения» утверждены формы и формат предоставляемых сведений в отношении зарегистрированного лица, а также порядок заполнения данной формы взамен формы «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М), которая ранее представлялась страхователями в ПФР ежемесячно.

В настоящее время сохраняет юридическую силу и часть 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом Федеральному закону от 14.07.2022 № 237-ФЗ не может быть придано значение закона, отменяющего административную ответственность за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в соответствии с положениями части 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2023, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Данные обстоятельства мировым судьей при рассмотрении дела не учтены.

Допущенные процессуальные нарушения носят существенный характер и не позволяют признать обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законным и обоснованным, поскольку такое разрешение дела не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица ОСФР по Мурманской области срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, полагаю необходимым постановление мирового судьи отменить, а дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела мировому судье следует принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1–30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 3 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22.06.2023, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № 5-262/2023, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 15.33.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 3 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    

░░░░░      ░░░░░░░      ░. ░. ░░░░░

12-78/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Чиркина Анна Владимировна
Другие
Морозова Ирина Валентиновна
Дубовикова Валентина Игоревна
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Басос Александр Борисович
Дело на сайте суда
kola.mrm.sudrf.ru
18.07.2023Материалы переданы в производство судье
01.08.2023Истребованы материалы
08.08.2023Поступили истребованные материалы
31.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Вступило в законную силу
06.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2023Дело оформлено
31.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее