Дело № 2-2429/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2016 года Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Васильевой Т.Г.,
при секретаре: Груздевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивашина И.В. к Челябинской таможне о признании незаконным приказа, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ивашин И.В. обратился в суд с иском к Челябинской таможне и Магнитогорской таможне и просил признать незаконным приказ № от 12 апреля 2016 года «О снижении размера надбавки и ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач», изданного на основании докладной записки от 05.04.2016 года № «О снижении надбавок» в отношении Ивашина И.В.; взыскать с ответчика (Магнитогорская таможня) * рубля и компенсацию морального вреда в сумме * рублей. В обоснование иска указано, что Ивашин И.В. состоял в трудовых отношениях с Федеральной таможенной службой Уральского таможенного управления (Магнитогорской таможней). 26.04.2016 года в связи с сокращением штата и расформированием Магнитогорской таможни он был уволен. При увольнении он получил денежное довольствие, и узнал, что, согласно приказу от 12.04.2016 года, был снижен размер денежной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы до 90 % и ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач до 0,1 должностного оклада. За весь период службы он никогда не привлекалась к дисциплинарной ответственности. Указанный приказ является незаконным и необоснованным. В силу издания указанного приказа значительно снизился размер его выходного пособия.
В судебном заседании Ивашин И.В. и его представитель Пещеров С.Ю. (доверенность от 12.05.2016 года) поддержали исковые требования, уточнили требования в части взыскания денежной компенсации в сумме * рублей и компенсации морального вреда в сумме * рублей. В обоснование требований о взыскании компенсации при увольнении указали, что расчет работодателем произведен неверно, поскольку необходимо размер компенсации исчислять из средней заработной платы.
Представитель ответчика Ильичев А.С. (доверенность от 11.01.2016 года) иск не признал и пояснил, что приказ о снижении надбавок является законным и обоснованным. В связи со снижением объема работ, систематическим неисполнением должностных обязанностей был установлен иной размер надбавок. Установление надбавок является прерогативой работодателя, оснований для предупреждения работника о снижении надбавок не имеется. Порядок и процедура издания приказа соответствуют закону. Размер компенсации при увольнении рассчитан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.09.207 года № 562. Месячное денежное содержание определено на дату расторжения служебного контракта.
Представитель ответчика Таранова С.В. (доверенность от 04.07.2016 года) иск не признала и пояснила, что после издания приказа о расформировании Магнитогорской таможни к Ивашину И.В. было предъявлено много замечаний по поводу неисполнения должностных обязанностей. Ивашин И.В. как член конкурсной комиссии должен был подготовить для передачи всю документацию относительно проведенных конкурсов, касающихся заказов по проведению ремонта объектов инфраструктуры Магнитогорской таможни. Ивашин И.В. должен был подготовить всю первичную документацию по заключенным контрактам, а именно коммерческие предложения, сертификаты качества, сформировать документы в наряды и передать их по акту. Однако документы не были подготовлены, по акту не сданы, в связи с чем, была подготовлена докладная на имя начальника Магнитогорской таможни.
Представитель ответчика Баландин С.П. (доверенность от 04.07.2016 года) иск не признал и пояснил, что Ивашину И.В. был установлен размер надбавок в соответствии с действующим законодательством. Размер надбавок был изменен, так как Ивашин И.В. не выполнил свои обязанности по оформлению документов отдела для передачи их по акту Челябинской таможне. В связи с поступлением докладной о ненадлежащем выполнении Ивашиным И.В. своих обязанностей было принято решение об установлении иного размера надбавок.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Согласно ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной службе и муниципальной службе.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В силу ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией РФ; Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации"; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации.
Статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относится также ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада.
Пунктом 6 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что размеры ежемесячного денежного поощрения устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированного указами Президента РФ.
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы, а также предусмотрено, что конкретные размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы по соответствующим должностям федеральной государственной гражданской службы и порядок выплаты этой надбавки определяются руководителем федерального государственного органа или его аппарата, либо лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, либо представителем указанного руководителя или лица, осуществляющими полномочия нанимателя от имени Российской Федерации (пункты 1, 6).
Указом Президента РФ от 07.05.2005 г. N 513 "О дополнительных мерах по обеспечению социальных гарантий должностным лицам таможенных органов Российской Федерации" руководителю ФТС предоставлено право устанавливать ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач.
Приказом ФТС от 10.06.2005 г. N 533 "О выплате должностным лицам таможенных органов Российской Федерации ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач" руководителям таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, предписано устанавливать ежемесячное денежное поощрение государственным гражданским служащим с указанием конкретного размера на определенный период (не более чем на один год), а также принимать в отношении подчиненных должностных лиц решение об установлении иного его размера в случаях изменения объема работы, сложности и важности выполняемых задач, повышения (снижения) результатов служебной деятельности, условий, в которых выполняются служебные обязанности. Изменение размера предписано оформлять приказом с указанием конкретных причин.
Как установлено судом, Ивашин И.В. работал в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела тылового обеспечения Магнитогорской таможни с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38).
На основании приказа начальника Магнитогорской таможни от 12.01.2016 года Ивашину И.В. установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы в размере 110 % и ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере 2-х должностных окладов.
Приказом Федеральной Таможенной Службы России от 11 февраля 2016 года Магнитогорская таможня реорганизована в форме присоединения к Челябинской таможне (л.д.28-36).
Во исполнение приказа об утверждении Плана мероприятий по реорганизации Магнитогорской и Челябинской таможни установлены сроки передачи документов (л.д. 49-51).
Должностным регламентом главного государственного таможенного инспектора определен перечень должностных обязанностей Ивашина И.В., а именно: обеспечение в пределах компетенции реализации требований нормативных правовых актов РФ по эксплуатации объектов инженерных сетей, находящихся в оперативном управлении таможни; участие в составлении годовой заявки по тыловому обеспечению по вопросам капитального и текущего ремонтов, эксплуатации и содержания объектов таможни, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности; осуществление подготовки конкурсной документации, документации об аукционе, запроса котировок по капитальному и текущему ремонту, эксплуатации (л.д.74-84).
Согласно плану мероприятий документация по технической эксплуатации и содержанию объектов, текущему и капитальному строительству, государственные контракты, подлежала передаче в срок до 15 апреля 2016 года.
Согласно представленным в суд описям передачи документов, документы, подготовка и ведение которых были отнесены согласно должностному регламенту к компетенции Ивашина И.В., не передавались.
При таких обстоятельствах, у суда нет оснований ставить под сомнение доводы представителей ответчиков о том, что истцом не были подготовлены к передаче документы, находящиеся в ведении Ивашина И.В.
Более того, из объяснений истца следует, что он опись имеющихся у него документов подготовки конкурсной документации, документации об аукционе, запроса котировок по капитальному и текущему ремонту, эксплуатации не составлял, наряды не формировал.
В связи с систематическим неисполнением обязанностей, уменьшением объема работы начальником отдела тылового обеспечения была составлена докладная записка с предложением изменить размер ежемесячной надбавки и ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач.
Доказательства, свидетельствующие о снижении объема работы и неисполнении должностных обязанностей, представлены суду, и не опровергнуты истцом.
Учитывая изложенное, приказ от 12 апреля 2016 года «О снижении размера ежемесячной надбавки и ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач» является законным и обоснованным, поскольку принят начальником Магнитогорской таможни в рамках его компетенции, определенной ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и приказом ФТС от 10.06.2005 г. N 533 "О выплате должностным лицам таможенных органов Российской Федерации ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач".
При этом, ни закон, ни нормативные акты, принятые во исполнение закона в части, регулирующей установление и изменение надбавок и денежных поощрений, не предусмотрена обязанность работодателя предварительно уведомлять государственного служащего об изменении размера поощрения и надбавки, поскольку установление размера надбавки является прерогативой руководителя исходя из положений закона.
Приказом от 30 марта 2016 года Ивашин И.В. был уволен 26 апреля 2016 года с государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 ст.37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
Расчет компенсации произведен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 года № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих». Согласно пункту 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.
Расчет компенсации проверен судом, и соответствует указанному пункту Правил.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что судом не установлено факта неправомерных действий или бездействий в отношении Ивашина И.В. со стороны работодателя, то отсутствуют основания возмещения морального вреда.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Ивашину И.В. о признании незаконным приказа от 12.04.2016 года о снижении размера надбавки и ежемесячного денежного поощрения, взыскании денежных средств в сумме * рублей, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий: