Дело № 2-102/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.п. Северо-Енисейский 10 мая 2018 года
Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе судьи Ивановой Л.В.
при секретаре Панковой Е.А.
с участием
прокурора Кокорина М.В.
представителя ответчика МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1» Шмидт Е.И., действующей на основании доверенности
представителя третьего лица Управления образования Шмидт Е.И.
представителя третьего лица Финансового Управления Ковтун Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края в интересах Муратовой Ольги Владимировны к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Северо-Енисейская средняя школа №1 им. Е.С. Белинского» о взыскании недополученной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Северо-Енисейского района, действуя в интересах работника Муратовой Ольги Владимировны к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. Е.С. Белинского» о взыскании недополученной заработной платы, в котором просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 12979,39 руб., ссылаясь на то, что Муратова О.В. работает в МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. Е.С. Белинского» в должности уборщика служебных помещений на 1,5 ставки, заработная плата выплачивается ей ниже минимального размера оплаты труда (далее по тексту МРОТ), который с 01 июля 2016 года установлен в размере 7500 руб., с 1 июля 2017 года -7800 рублей, с 01 января 2018 года установлен в сумме 9489 рублей и с применением районного коэффициента 50% и 12 % выплаты за работу с вредными условиями труда, и северной надбавки 60%, ее заработная плата ежемесячно должна составлять с февраля по июнь 2017 года – 18150 руб., с июля по декабрь 2017 года - 18876 руб., за январь-февраль 2018 года – 22963,38 руб. Однако она фактически за указанный период времени получала меньше, недоплата составляет 12979,39 руб.
В судебном заседании процессуальный истец прокурор Кокорин М.В. поддержал заявленные исковые требования за вычетом доплат 12 % за вредность, так как указанная доплата выплачивалась работнику, просил взыскать с ответчика всего недоплату в размере 9921, 97 рублей.
Поскольку прокурор Кокорин М.В. письменный уточненный иск не предоставил, суд рассматривает иск в полном объеме на сумму 12979,39 рублей.
Истец Муратова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика и третьего лица Управления образования Шмидт Е.И. с иском не согласилась, пояснила в судебном заседании, что истцу заработная плата выплачивается в пределах МРОТ с соблюдением требований трудового законодательства, размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-Экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. На территории Красноярского края принято Региональное соглашение о минимальной заработной платы в Красноярском крае, Заработная плата Муратовой О.В. при полностью отработанной норме рабочего времени составляет не менее размера минимальной заработной платы, установленной региональным соглашением.
Представитель третьего лица Финансового Управления, Ковтун Т.В. также не согласилась с иском прокурора, пояснив, что прожиточный минимум в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предназначается для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. При исчислении заработной платы работнику величина МРОТ не должна учитываться. В пункте 15 Правил исчисления величины прожиточного минимума, утвержденных постановлением от 29.01.2013 № 56, величина прожиточного минимума для трудоспособного населения рассчитывается как сумма стоимости потребительской корзины для трудоспособного населения и расходов по обязательным платежам и сборам. В Федеральном законе от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» определено, что величина прожиточного минимума для трудоспособного населения рассчитывается как сумма стоимости потребительской корзины для трудоспособного населения и расходов по обязательным платежам и сборам. Исходя из логики законодателя можно заключить, что МРОТ - минимальная гарантия по оплате труда, учитывающая стоимость потребительской корзины для трудоспособного населения, при которой уже учитывается фактор проживания на территории в определенных климатических условиях, а также расходов по обязательным платежам и сборам. Положения законов, иных нормативных правовых актов должны пониматься буквально, то есть так, как они изложены. Судебная практика в Российской Федерации не является источником права. В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации в случае противоречия между Трудовым кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс Российской Федерации. Кроме того, финансовое обеспечение деятельности образовательных организаций <адрес> (в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования) осуществляется на основании нормативов финансирования, установленных законами Красноярского края. Изменение (увеличение или уменьшение) финансового обеспечения образовательных организаций не относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».Уборщики служебных помещений, сторожа, машинисты по стирке белья и гардеробщики включены в штатные расписания образовательных организаций района, фонд оплаты труда которых утверждается в пределах лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя бюджетных средств бюджета Северо-Енисейского района - Управления образования администрации Северо-Енисейского района. Расчёт фонда оплаты труда образовательных организаций осуществляется на основе действующих нормативов финансирования, при расчёте фонда оплаты труда Управление образования администрации Северо-Енисейского района проверяет включение северной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и районного коэффициента в фонд оплаты труда в размерах и порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. 23.12.2016 между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевыми объединениями работодателей на 2017 год было заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае. Соглашение было заключено на основании статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации и устанавливало размер МРОТ в Красноярском крае в 2017 году в размере 15 515 рублей. Финансовое обеспечение исполнения указанного Соглашения являлось расходным обязательством бюджета Красноярского края в 2017 году. Работник Муратова О.В. в период с сентября по октябрь 2017 года, с октября по декабрь 2017 года не получала заработную плату ниже размера МРОТ, установленного в Красноярском крае Региональным соглашением. На 2018 год указанное соглашение не заключалось. В связи с этим в Закон Красноярского края от 29 октября 2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» 19.12.2017 были внесены изменения в части увеличения региональной выплаты, выплата которой работникам учреждений бюджетной сферы края осуществляется из краевого бюджета. Размер региональной выплаты в 2018 году для Северо-Енисейского района установлен в размере 16 136 рублей. Работник Муратова О.В. в январе 2018 года не получала заработную плату ниже размера региональной выплаты, установленной в Красноярском крае Законом Красноярского края от 29 октября 2009 года № 9-3864.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии с частью 1 статьи 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 данного Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения, то есть устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Из материалов дела видно следующее.
Муратова О.В. работала в МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. Е.С. Белинского» в должности гардеробщика ВС 01 сентября 2017 года на 1,5 ставки.
С 23.10.2017 года Муратова О.В. переведена уборщиком служебных помещений, в спорные периоды времени в декабре 2017 года и в январе 2018 года работала на 1,5 ставки уборщика служебных помещений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01 июля 2016 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в размере 7500 рубля в месяц, с 1 июля 2017 года -7800 рублей в месяц, с 01 января 2018 года установлен в сумме 9489 рублей в месяц.
Следовательно, минимальная ежемесячная заработная плата Муратовой в сентябре и декабре 2017г. с учетом применения районного коэффициента в размере 50 % и надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80%, и с учетом работы на 1,5 ставки должна была составить:
7800 х 2,3х1,5 =26910 руб.
Минимальная ежемесячная заработная плата работника Муратовой в январе 2018г. с учетом применения районного коэффициента в размере 50 % и надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80%, и с учетом работы на 1,5 ставки должна была составить:
9489 х2,3х1,5 =32737,05 руб.
Как следует из расчетного листка за сентябрь 2017 года работнику Муратовой О.В. начислена и выплачена заработная плата в размере 21 703,70 руб. Таким образом сумма недоначисленной заработной платы составляет 26910 -21703,70=5206, 30 руб.
За декабрь 2017 года Муратовой О.В. начислена и выплачена заработная плата в размере 24 624,60 руб. Таким образом, сумма недоначисленной заработной платы составляет 26910 -24 624,60= 2285,40 руб.
За январь 2018 года работнику Муратовой О.В. начислена и выплачена заработная плата в размере 22 834,68 руб.Таким образом,сумма недоначисленной заработной платы составляет 32737,05 -22834,68= 9902,37 руб.
Общая сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы Муратовой О.В. за сентябрь 2017, декабрь 2017 года, и январь 2018 года составила 17394,07руб. :
5206, 30 +2285,40 +9902,37 = 17394,07руб.
Истцом заявлена сумма ко взысканию в размере 12 979,39 руб., которая не превышает 17384,07 рублей, следовательно подлежит взысканию указанная в иске прокурора сумма, так как суд не вправе выйти за рамки заявленных требований.
Однако в указанную сумму не входит доплата за вредные условия труда.
Иск прокурора в части взыскания 12 % выплаты за работу с вредными условиями труда не подлежит удовлетворению, поскольку из расчетных листков видно, что надбавка 12% за работу с вредными условиями труда предусмотрена трудовым договором, эта надбавка работнику Муратовой начислялась и выплачивалась ежемесячно, что следует из расчетных листков и подтвердил представитель ответчика в судебном заседании.
Доводы представителей ответчика и Финансового Управления о том, что работнику выплачена заработная плата с учетом требований Трудового законодательства, суд признает несостоятельными и противоречащими вышеизложенным требованиям закона. Суд при определении минимального размера оплаты труда работника исходит из требований Федерального законодательства, и не может применить размер, установленный Региональным соглашением, так как этот размер противоречит федеральному закону. Такой вывод также следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ и п.п.1 и 3 п.1 ст.333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 519,16рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ № 1 ░░. ░.░. ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 2017 ░░░░, ░░░░░░░ 2017 ░░░░, ░ ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 12979 ░░░░░░ 39 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ №1 ░░. ░.░. ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 519,16 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ : ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░