копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2017 года г.Губкинский
Губкинский районный суд Ямало - Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего, судьи Лапицкой И.В.,
при секретаре судебного заседания Сабаевой О.Ю.,
с участием административного истца Воронова С.Г.,
представителя административного ответчика Кусенко В.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-449/2017 по административному иску Воронова С.Г. к Администрации г.Губкинского о признании незаконным бездействия, выразившегося в бесконтрольностью за деятельностью ООО «Жилкомсервис 1», действий по не даче ответа на обращение, не предоставления документов, не направлению ответа по электронной почте, возложении обязанности дать ответ на обращение,
у с т а н о в и л :
Воронов С.Г. обратился в суд с административным иском к Муниципальному жилищному контролю г.Губкинский (далее - МЖК г.Губкинский) о признании незаконными бездействия, выразившегося в бесконтрольностью за деятельностью ООО «Жилкомсервис 1», действий по не даче ответа по существу на обращение, не предоставления документов, не направлению ответа по электронной почте, возложении обязанности дать ответ на обращение. В обоснование своих требований указал, что более 7 лет ООО «Жилкомсервис-1» ненадлежащим образом исполняет обязанность управляющей компанией по содержанию, обслуживанию и ремонту дома, в котором расположена квартира, принадлежащая ему на праве собственности. Считает, что возникновение многочисленных дефектов общего имущества дома стало возможным из-за бездействия МЖК г.Губкинский. ДД.ММ.ГГГГ он направил обращение в Администрацию г.Губкинский. а в ответ получил отписку, запрашиваемые документы ему предоставлены не были, ответ на электронную почту не направлен.
Определением Губкинского районного суда ЯНАО от 31 августа 2017 года с согласия административного истца ненадлежащий ответчик МЖК г.Губкинский был заменен на надлежащего Администрацию г.Губкинский (л.д. 59).
В судебном заседании административный истец Воронов С.Г. настаивал на удовлетворении своих требований по основаниям, указанным в иске, а также в заявлении о юридически значимых обстоятельствах по делу (л.д. 160-165), пояснил, что ответ на свое обращение в МЖК г.Губкинский он получил лично в Администрации г.Губкинский ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика Кусенко В.В., действующая на основании доверенности (л.д. 50), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск (л.д. 142-146).
Представитель заинтересованного лица Департамента государственного жилищного надзора ЯНАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, сведений о причине неявки не представил, о рассмотрении данного дела в его отсутствие не просил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из статьи 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Статьей 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля.
Статья 20 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (часть 1.1); муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Постановлением Администрации г.Губкинского № 703 от 4 апреля 2013 года утверждено Положение об осуществлении муниципального контроля на территории МО г.Губкинский, в которое 20 октября 2014 года, 7 октября 2015 года и 9 января 2017 года были внесены изменения (л.д. 32-43). Распоряжением Администрации г.Губкинского от 24 февраля 2014 года № 56-р утверждено Положение об отделе муниципального жилищного контроля Администрации г.Губкинского (л.д. 44-46). Согласно данному Положению (в ред. Распоряжения Администрации г.Губкинского от 14 июля 2015 года № 252-р) отдел МЖК является структурным подразделением Администрации г.Губкинского, не обладающего правами юридического лица, основными функциями которого, в том числе, является осуществление деятельности по организации и проведению на территории МО г.Губкинский проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении жилищного фонда федеральными законами и законами автономного округа в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (л.д. 47-48).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации.
Из материалов дела следует, что на основании договора № управление многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилкомсервис 1» осуществляет управление многоквартирным жилым домом <адрес> (л.д. 87-98). В указанном доме квартира № принадлежит на праве собственности Воронову С.Г.
На протяжении 2016 года Воронов С.Г. периодически обращался в Администрацию г.Губкинский с жалобами на действия (бездействия) управляющей компании ООО «Жилкомсервис-1» и бездействие МЖК г.Губкинский. На его обращения были даны ответы.
При рассмотрении исковых требований Воронова С.Г. о признании действия (бездействия) МЖК г.Губкинский незаконными суд принимает во внимание только те действия (бездействия) ответчика, которые имели место в течении трех месяцев, предшествующих дню обращения истца в суд, так как согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С ходатайством о восстановлении пропущенного срока для обжалования действия (бездействия) ответчика, совершенных более чем за три месяца до дня подачи административного иска в суд, истец не обращался, доказательств уважительности причин пропуска не представил.
То обстоятельство, что административному истцу стало известно о возможности оспорить бездействие МЖК г.Губкинский в судебном порядке за несколько дней до подачи административного иска, не имеет правового значения.
ДД.ММ.ГГГГ Воронов С.Г. обратился на официальный сайт Администрации г.Губкинский с заявлением о бездействии отдела МЖК г.Губкинский по проверке деятельности управляющей компании ООО «Жилкомсервис 1», указал на ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, просил дать ему разъяснения, провести проверку управляющей компании и привлечь ее к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ, ответ направить по электронной почте (л.д. 11-12)
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Губкинского на обращение Воронова С.Г. был дан письменный ответ, в котором даны разъяснения на поставленные в обращении вопросы, а также указано на невозможность проведение проверки МЖК г.Губкинский в отношении ООО «Жилкомсервис-1» в связи с тем, что в 2015-2017 годах в отношении общества проведены многочисленные проверки Департаментом государственного жилищного надзора ЯНАО, внесены предписания об устранении выявленных нарушений, исполнение которых находится на контроле у Департамента (л.д. 14-15).
Указанные подтвердил в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля главный специалист отдела МЖК г.Губкинский Свидетель №1
Пунктом 5 ст. 3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлена недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ в редакции, действующей с 1 мая 2015 года, государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии,
С указанного момента в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.
Как следует из ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов РФ уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Порядок организации и осуществления лицензионного контроля установлен ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Из материалов дела следует, что в 2016-2017 годах Департаментом государственного жилищного надзора ЯНАО неоднократно проводились проверки соблюдения ООО «Жилкомсервис-1» лицензионных требований по дому <адрес> и выносились предписания об устранении нарушений лицензионных требований (л.д. 108-123).
При этом, на момент обращения Воронова С.Г. в Администрацию г.Губкинский срок исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ не истек.
Принимая во внимание наличие у ООО «Жилкомсервичс-1» с ДД.ММ.ГГГГ лицензии № на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории ЯНАО, а также тот факт, что полномочия на проведение проверок в отношении управляющих компаний, обладающих лицензией, в соответствии с ч.1.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ не делегировались муниципальному образованию г.Губкинский, основания для проведения проверки по заявлению Воронова С.Г. у отдела МЖК г.Губкинский отсутствовали.
Несогласие административного истца с полученным им ответом на обращение не является основанием для признания данных действий ответчика незаконными, поскольку действующим законодательством не установлен порядок изложения ответа на обращение.
Кроме того, как разъяснил Верховный Суд РФ общество, допустившее нарушение Правил норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, относящихся к лицензионным требованиям, подлежит административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, специальной по отношению к статье 7.22 КоАП РФ (Определение Верховного Суда РФ от 11 сентября 2017 года N 236-ПЭК17 по делу N А13-3627/2016).
Полномочий на возбуждение дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.14.1.3 КоАП РФ, у должностных лиц муниципального жилищного контроля не имеется.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, проверки МЖК г.Губкинский в отношении ООО «Жилкомсервис-1» не проводились, документов, указанных истцом в обращении, в Администрации города не имеется, в связи с чем не имеется оснований для признания незаконными действий ответчика по не направлению истцу копий документов.
Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (в ред. от 3 ноября 2015 года) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с п. 2.1.6 Административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля», утвержденного Постановлением Администрации МО г.Губкинский № 394 от 6 марта 2014 года, письменное информирование по вопросам исполнения муниципальной функции осуществляется при получении обращения заинтересованного лица о предоставлении письменной информации по вопросам исполнения муниципальной функции. Ответ на обращение дается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения в орган муниципального жилищного контроля.
Указанный срок административным ответчиком нарушен не был.
Поскольку из объяснений административного истца следует, что ответ на обращение был получен им лично ДД.ММ.ГГГГ, обязанности направлять данный ответ истцу по электронной почте у административного ответчика не имелось.
Проверка законности действий (бездействия) управляющей компании ООО «Жилкомсервис 1» не является предметом рассмотрения данного спора.
Исходя из смысла статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В противном случае суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Поскольку в действиях ответчика каких-либо нарушений прав и законных интересов Воронова С.Г. либо нарушений действующего законодательства не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Воронова С.Г. к Администрации г.Губкинского о признании незаконным бездействия, выразившегося в бесконтрольностью за деятельностью ООО «Жилкомсервис 1», действий по не даче ответа на обращение, не предоставления документов, не направлению ответа по электронной почте, возложении обязанности дать ответ на обращение оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Губкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) И.В. Лапицкая
Копия верна
Судья И.В. Лапицкая
Секретарь судебного заседания О.Ю. Сабаева
Решение в полном объеме изготовлено 30 сентября 2017 года.