Решение по делу № 21-179/2022 от 08.08.2022

Судья Изотова Л.И.                                                                                              Дело № 12-26/2022

32RS0032-01-2021-002196-19

РЕШЕНИЕ № 21-179/2022

г. Брянск                                                                                         12 сентября 2022 г.

Судья Брянского областного суда Горбарчук С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Мясокомбинат «Модуль» Фещукова С.И. на постановление старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 13 декабря 2021 г. и решение судьи Унечского районного суда Брянской области от 14 апреля 2022 г., вынесенные в отношении ООО «Мясокомбинат «Модуль» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области Руденка В.В. от 13 декабря 2021 г. , оставленным без изменения решением судьи Унечского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Мясокомбинат «Модуль» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Брянский областной суд, директор ООО «Мясокомбинат «Модуль» Фещуков С.И., не оспаривая виновность в совершении вмененного административного правонарушения, ставит вопрос об изменении вынесенных актов и снижении на основании пункта 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размера назначенного административного штрафа до 100 000 рублей.

В судебном заседании директор ООО «Мясокомбинат «Модуль» Фещуков С.И. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Помощник Брянского природоохранного прокурора Беззубенко М.Н. в судебном заседании полагала привлечение ООО «Мясокомбинат «Модуль» к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законным и обоснованным. Пояснила, что допущенные ООО «Мясокомбинат «Модуль» нарушения законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления выявлены в ходе мероприятий прокурорского надзора, а именно, проверки, проведенной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям, управления Роспотребнадзора по Брянской области, департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, экспертов филиала ЦЛАТИ по Брянской области.

Начальник отдела правового и кадрового обеспечения Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области ФИО6, опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля по обстоятельствам дела, полагала, что ООО «Мясокомбинат «Модуль» законно и обоснованно привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вопрос о снижении размера назначенного административного штрафа оставила на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 75 указанного Федерального закона за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Как усматривается из материалов дела, 17 августа 2021 г. Брянской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям, управления Роспотребнадзора по Брянской области, департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, экспертов филиала ЦЛАТИ по Брянской области проведена проверка производственных объектов и территории, расположенных по адресу: <адрес>, находящихся в собственности ООО «Мясокомбинат «Модуль» на предмет соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В ходе проведенных проверочных мероприятий 17 августа 2021 г. экспертами филиалы ЦЛАТИ по Брянской области из лагуны, в которой накапливались сточные воды, расположенной на территории ООО «Мясокомбинат «Модуль», по адресу: <адрес>, произведен отбор проб осадка сточных вод для анализа методом биотестирования на определение токсичности.

По результатам проведенных филиалом ЦЛАТИ по Брянской области лабораторных исследований проб осадка сточных вод (отхода) методом биотестирования установлен IV класс опасности отхода для окружающей среды.

При этом ООО «Мясокомбинат «Модуль» осадок сточных вод в аттестованную лабораторию для проведения лабораторных исследований на определение класса опасности не направляло, и, следовательно, не разработало паспорт опасного отхода. На момент прокурорской проверки ООО «Мясокомбинат «Модуль» на данный вид отхода паспорт не представлен.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 17 ноября 2021 г. Брянским природоохранным прокурором постановления о возбуждении в отношении ООО «Мясокомбинат «Модуль» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области Руденка В.В. от ДД.ММ.ГГГГ , оставленным без изменения решением судьи Унечского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Мясокомбинат «Модуль» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Фактические обстоятельства дела не оспариваются заявителем в своей жалобе и подтверждаются совокупностью доказательств, в том числе: постановлением Брянского природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; актом отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ ; протоколом биотестирования водных вытяжек из отходов от ДД.ММ.ГГГГ ; заключением филиала ЦЛАТИ по Брянской области Росприроднадзора по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, другими материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка на предмет их относимости допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях все юридически значимые обстоятельства административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, должностным лицом административного органа и судьей районного суда установлены правильно и подтверждаются исследованными доказательствами, которые согласуются между собой и не содержат противоречий.

Совокупность установленных должностным лицом и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств.

Вопреки доводам жалобы оснований для снижении на основании пункта 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размера назначенного административного штрафа, не имеется.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В рассматриваемом случае таких обстоятельств не установлено. Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих суду снизить размер штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ниже минимального размера, заявителем в материалы дела не представлено.

Доводы жалобы о том, что выявленные нарушения были устранены до вынесения обжалуемого постановления, не исключают наличие в деянии юридического лица состава, равно как и события вмененного административного правонарушения, не свидетельствует о наличии оснований для снижения размера назначенного административного штрафа.

Характер совершенного правонарушения, объект посягательства и существенность угрозы общественным отношениям по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, не позволяют отнести совершенное в настоящем случае правонарушение к категории малозначительных, в том числе с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Факт привлечения к административной ответственности по тому же факту нарушения директора ООО «Мясокомбинат «Модуль» Фещукова С.И. само по себе не влечет освобождение названного юридического лица от установленной частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности.

В силу части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Положения части 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенные Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ, во взаимосвязи с требованиями части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применению к обстоятельствам настоящего дела не подлежат в силу следующего.

В соответствии с введенной в действие с 6 апреля 2022 г. нормой названного Кодекса, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Вместе с тем доказательств принятия ООО «Мясокомбинат «Модуль» всех зависящих от него мер, направленных на выполнение требований законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, материалы дела не содержат.

В силу положения части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Такого свойства возможность у ООО «Мясокомбинат «Модуль» имелась, но не была реализована им для целей соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Вместе с тем, в силу положений части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В рассматриваемом случае постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда подлежат изменению в части назначенного административного наказания в силу следующего.

Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с 6 апреля 2022 г. введена в действие статья 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 1 которой установлено, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Данные положения в рассматриваемом случае подлежат применению в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как улучшающие положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

ООО «Мясокомбинат «Модуль» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 августа 2016 г. как микропредприятие.

Санкция части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает назначение административного наказания для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, учитывая статус юридического лица, неисполнение назначенного административного наказания на день рассмотрения настоящей жалобы, постановление старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 13 декабря 2021 г. и решение судьи Унечского районного суда Брянской области от 14 апреля 2022 г. подлежат изменению путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 40 000 рублей.

В остальной части названные акты подлежат оставлению без изменения.

Вносимые данным решением изменения положение лица, в отношении которого приняты обжалованные акты, не ухудшает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 13 декабря 2021 г. и решение судьи Унечского районного суда Брянской области от 14 апреля 2022 г., вынесенные в отношении ООО «Мясокомбинат «Модуль» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначенного административного наказания, снизив размер административного штрафа до 40 000 рублей.

В остальной части указанные акты оставить без изменения.

Судья Брянского областного суда                                                С.А. Горбарчук

21-179/2022

Категория:
Административные
Истцы
Брянская природоохранная прокуратура
Ответчики
ООО "Мясокомбинат "Модуль"
Суд
Брянский областной суд
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
08.08.2022Материалы переданы в производство судье
30.08.2022Судебное заседание
12.09.2022Судебное заседание
13.09.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2022Дело оформлено
13.09.2022Дело передано в экспедицию
12.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее