УИД 11RS0001-01-2021-004887-31 Дело № 2а-4115/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2021 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием административного истца Нурлыгаянова А.А.,
представителя административных соответчиков Рижко О.В., действующей на основании доверенностей от 13.02.2019, 07.02.2019, 10.11.2020,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по Нурлыгаянова Азамата Альвертовича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике коми о признании незаконными ответов должностных лиц, действий по содержанию в исправительном учреждении Республики Коми, взыскание компенсации за ненадлежащие условия содержания
УСТАНОВИЛ
Нурлыгаянов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике коми о признании незаконными действий (бездействия) по условиям содержания, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Определением от 18.02.2021 в отдельное производство выделены требования о признании незаконными ответов должностных лиц УИПСУ ФСИН России от 02.02.2016 № ОГ—12-3378 и от 04.12.2020 № 01-12-55586, признании незаконными действий по содержанию в исправительном учреждении Республики Коми, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, выражающиеся в отказе в переводе в иное исправительное учреждение по месту проживания родственников.
Основанием для обращения явилось несогласие с ответами должностных лиц ФСИН России по заявлению о переводе в иное исправительное учреждение и несогласие с фактом содержания в исправительном учреждении Республики Коми, с учетом проживания родственников за пределами республики Коми.
Определениями 30.03.2021, 20.05.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, заинтересованными лицами - должностные лица Вединяпин И.В., Лещев В.И.
В судебном заседании административный истец требования поддержал, указав, что в г. Москва с 2018 проживают его родители, и содержание в ИК-1 Республики Коми нарушает его права.
Представитель административных соответчиков требования не признала по указанным в отзыве доводам, просила применить последствия пропуска срока.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
По обстоятельствам дела следует, что Нурлыгаянов А.А. с 31.01.2015 и по настоящее время отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Согласно ст. 73 УИК РФ (в ред. ФЗ №96-ФЗ от 01.04.2020 (вступившему в законную силу с 29.09.2020) осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. В случаях, указанных в части второй.1 настоящей статьи, осужденный отбывает наказание в исправительном учреждении, расположенном на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника (ч. 1).
Согласно ч. 2.1 этой же нормы (введенной ФЗ №96-ФЗ от 01.04.2020) по письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Аналогичное положение о направлении осужденных и перевод из одного исправительного учреждения в другой также регламентирован Порядком направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденное приказом Минюста России от 26.01.2018 N 17 (п. 3, 4).
При этом пунктом 13 названного Порядка, перевод в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, осуществляется по решению ФСИН России.
02.02.2016 за № ОГ-12-3378 должностным лицом Управления и исполнения приговоров и специального учета ФСИН России (УИПСУ ФСИН России) дан ответ на обращение Нурлыгаянова А.А., где со ссылкой на ст. 73 ч. 1, 81 УИК РФ отражено, что Нурлыгаянов А.А. после вступления приговора в законную силу был направлен в исправительное учреждение Республики коми, как учреждения, находящегося в пределах субъекта Российской Федерации по месту его проживания до ареста.
Таким образом, оспариваемый ответ должностного лица является законным и мотивированным, со ссылкой на обстоятельства дела и наличием доводов о невозможности перевода в иной исправительное учреждение.
Согласно заявления Нурлыгаянова А.А., адресованное в УФСИН России по Республике Коми от 13.07.2020, заявитель просит этапировать его в иную колонию, расположенную ближе к г. Москва, поскольку в 2018 году его родители переехали из г. Воркута в г. Москву, что влечет нарушение как его прав так и его родителей и является вмешательством в его личную, семейную жизнь.
Оспариваемым ответом должностного лица ФСИН России от 04.12.2020 № ОГ-12-55586 до заявителя было доведено об отсутствии оснований для перевода в иную колонию в связи с отсутствием информации в материалах личного дела о близких родственниках Нурлыгаянова А.А., проживающих за пределами Республики Коми.
Согласно справки по личному делу, родители Нурлыгаянова А.А. зарегистрированы по адресу: ...
Таким образом, на дату принятия оспариваемого ответа от 04.12.2020 должностное лицо не располагало соответствующим доказательствами проживания близких родственников Нурлыгаянова А.А. за пределами Республики Коми, поэтому принятие иного решения противоречило бы названным положениям Уголовно-исполнительного кодекса, Порядка перевода № 17.
Поскольку по итогам рассмотрения административного дела судом не установлено необходимой совокупности для признания незаконными оспариваемых ответов, в данной части административные исковые требования суд оставляет без удовлетворения.
Кроме этого, в силу части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдение сроков обращения в суд.
По общему правилу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Обосновывая период обращения с требованием о признании незаконным ответа должностного лица от 02.02.2016 за № ОГ-12-3378, административный истец указал на юридическую неграмотность, о возможности оспаривать такие ответы узнал недавно, а также показал, что обращался в общественную наблюдательную комиссию, в общественную организацию «За гражданские права», обращался в прокуратуру.
Вместе с тем, с учетом даты принятия оспариваемого ответа от 02.02.2016 и даты оформления административного искового заявления – 07.09.2020 установленный 3-х месячный период на обращение в суд безусловно пропущен, даже с учетом названным истцом причин. Кроме этого само обращение истца в указанные общественные организации и прокуратуру не продляет установленный законом срок на обращение с административным исковым заявлением. Основания при признания уважительными причин пропуска срока на обращение в суд, отсутствуют.
Поэтому с учетом положений ст. 219 КАС РФ дополнительным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании ответа должностного лица ФСИН России от 02.02.2016 является пропуск срока на обращение в суд.
Поскольку в судебном заседании не установлена незаконность содержания административного истца в исправительном учреждении ФКУ ИК-1 на территории Республики Коми, оснований в силу ст. 227.1 КАС РФ для взыскания компенсации за ненадлежащие условия содержания суд не усматривает.
Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Нурлыгаянова Азамата Альвертовича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными ответов должностных лиц ФСИН России от 02.02.2016 № ОГ—12-3378 и от 04.12.2020 № 01-12-55586, действий по содержанию в исправительном учреждении Республики Коми, взыскание компенсации за ненадлежащие условия содержания, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение принято 14 августа 2021
Судья А.П. Леконцев