Дело № 2-335/2021
УИД 75RS0021-01-2021-000481-16
Категория дела 2.065
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Улёты 16 июля 2021 года
Улётовский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Глазыриной Н.В.
при секретаре Мыктыбековой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Улётовского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа ЗАТО адрес Забайкальского края, ФИО2 о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Улётовского района обратился с вышеназванным иском, мотивировав его тем, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере муниципальной службы, по результатам которой установлено, что ФИО2 поступила на муниципальную службу ДД.ММ.ГГГГ, состоит в должности начальника жилищного отдела администрации ГО ЗАТО адрес, с момента принятия на службу диспансеризацию проходила в июле-сентябре 2018 года. Полагает, что не прохождение диспансеризации муниципальным служащим в течение более одного года противоречит законодательству. Ссылаясь на ст.45 ГПК РФ, положения Федеральных законов № «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», № «О муниципальной службе в РФ», порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №н просит обязать администрацию городского округа ЗАТО адрес Забайкальского края утвердить график прохождения диспансеризации муниципальных служащих ГО ЗАТО адрес, включив в него ФИО2, профинансировать расходы по ее прохождению; обязать ФИО2 за счет средств работодателя пройти диспансеризацию в медицинской организации, имеющей лицензию на необходимые виды медицинской деятельности.
В судебном заседании прокурор ФИО4 заявленные требования поддержала, уточнив, просит в случае удовлетворения иска установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. Так же просит в резолютивной части решения указать статус ФИО2 «муниципальный служащий».
Представитель ответчика – администрации ГО ЗАТО адрес, ответчик ФИО2 надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, возражений по существу заявленных требований не представили.
Суд, заслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Частью 7 ст.46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При проведении медицинских осмотров, диспансеризации могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации, подтвержденные медицинскими документами пациента.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ установлено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 12).
В силу ч. 4 ст. 46 названного закона диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 6 названной статьи закона предусмотрено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ 25-ФЗ, которым в том числе установлено, что нахождение на муниципальной службе связано с ограничениями, которые муниципальный служащий обязан соблюдать. К таким ограничениям относится наличие заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы и подтвержденного заключением медицинской организации (пункт 10 части 1 статьи 12, пункт 4 части 1 статьи 13).
В частности, в силу п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с предоставленными полномочиями Порядок прохождения диспансеризации определен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболевания, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения».
В настоящее время данные полномочия предоставлены Министерству здравоохранения Российской Федерации подпунктом ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «эндокринология», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика».
Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма №-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением №, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения (пункт 17 Приказа).
Согласно пункту 4 Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно.
В соответствии с пунктами 5 - 6 указанного Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствие с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем) в сроки, установленные графиком, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
Пунктом 7 Порядка установлено, что для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список муниципальных служащих и направляет его до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в 2020 году медицинское освидетельствование муниципальные служащие администрации ГО ЗАТО адрес проходили в июле-сентябре 2018 года, заключение выдавалось на 2 года, в 2020 году медицинское освидетельствование муниципальные служащие не проходили (л.д.7).
Статьей 21 ТК РФ, закрепляющей основные права и обязанности работника, не предусмотрено прохождение диспансеризации работником за свой счет.
Финансирование муниципальной службы в силу статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Нанимателем для муниципального служащего согласно ч. 2 ст. 2 названного закона является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя.
Таким образом, финансирование диспансеризации осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ муниципальному служащему гарантировано медицинское обслуживание. Прохождение диспансеризации является частью данной медицинской гарантии и не может нарушать права и законные интересы муниципальных служащих.
Таким образом, учитывая приведенные выше положения законодательства, суд приходит к выводу, что выявленное проведенной прокурорской проверкой нарушение администрацией ГО ЗАТО адрес требований действующего законодательства, а именно - не проведение диспансеризации муниципальных служащих администрации ГО ЗАТО адрес в 2020 году, а также не проведение мероприятий по её организации в 2021 году является нарушением законодательства РФ, а следовательно подлежит устранению ответчиком, поскольку организация диспансеризации муниципальных служащих и ее финансирование является обязанностью администрации ГО ЗАТО адрес Забайкальского края.
Исходя из положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств обратному стороной ответчика суду не предоставлено и материалы дела таковых не содержат.
Учитывая, что ФИО2 является муниципальным служащим, и в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ обязана соблюдать ограничения, связанные с нахождением на муниципальной службе, в том числе направленные на прохождение обязательной ежегодной диспансеризации, суд приходит к выводу, что на нее так же необходимо возложить обязанность по прохождению за счет средств работодателя диспансеризации в медицинской организации, имеющей лицензию на необходимые виды медицинской деятельности.
При таких обстоятельствах, с учётом установленных конкретных обстоятельств дела, исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема оформления документации и необходимости получения финансирования суд полагает возможным, с учётом конкретных обстоятельств дела, установить срок исполнения решения суда для ответчиков – ДД.ММ.ГГГГ, полагая, что такой срок будет разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Правила определения размера судебных расходов, понесенных стороной, судом при рассмотрении дела, в том числе установлены ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, а размер государственной пошлины рассчитывается исходя из положений статьи 333.19 НК РФ.
Согласно положениям ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика администрации ГО ЗАТО адрес Забайкальского края не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Улётовского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа ЗАТО адрес Забайкальского края, ФИО2 о возложении обязанностей удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа ЗАТО адрес Забайкальского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвердить график прохождения диспансеризации муниципальных служащих ГО ЗАТО адрес, включив в него ФИО2, профинансировать расходы по ее прохождению.
Обязать муниципального служащего ФИО2 в срок до ДД.ММ.ГГГГ за счет средств работодателя пройти диспансеризацию в медицинской организации, имеющей лицензию на необходимые виды медицинской деятельности.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Улётовский районный суд Забайкальского края.
Судья Н.В. Глазырина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.