Судья Окулова Е.А. Дело №33-3771/2019
№2-458/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Аносовой Е.Н.,
судей Ждановой Е.А., Мамаевой Н.А.,
при секретаре Петрове Д.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 10 сентября 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение Омутнинского районного суда Кировской области от 12 июля 2019 года, которым с Министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Булычевой Л.А. в возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг взыскано 72272,41 руб., в удовлетворении требований к КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Аносовой Е.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Омутнинского района Кировской области обратился в суд в интересах Булычевой Л.А. с иском о взыскании расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. В обоснование требований указал, что Булычева Л.А. работает в КОГБУЗ «<данные изъяты>» <дата> в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> №, которая впоследствии реорганизована в КОГБУЗ «<данные изъяты>», подразделением больницы является Городская больница <данные изъяты>. Булычева Л.А. зарегистрирована и фактически проживает <адрес>. До 31.12.2004 пользовалась социальной поддержкой как медицинский работник, в частности на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, с 01.01.2005 предоставление данных льгот прекращено. В период с <дата> по <дата> понесла расходы на содержание имущества, капитальный ремонт, отопление и электроснабжение, которые в общем размере за вычетом предоставленной субсидии и ранее учтенных по решениям судов выплат составили 72273,41 руб., из них за период с <дата> по <дата> расходы по оплате капитального ремонта - 16651,10 руб., по оплате содержания общего имущества - 41513,09 руб., за период с <дата> по <дата> по оплате за отопление - 12713,40 руб., по оплате электроснабжения - 1395,82 руб. Уточнив требования, прокурор просил взыскать с Министерства финансов Кировской области, КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» в пользу Булычевой Л.А. денежные средства в размере 72273,41 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Кировской области ставит вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указано, что право на компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005, т.е. одновременно работали и проживали в сельской местности. В соответствии с Законом Кировской области №267-ЗО истцу выплачивалась частичная компенсация ежемесячно, таким образом, обязательства субъекта РФ - Кировская область перед истцом выполнены в полном объеме. Оплата расходов по оплате коммунальных услуг в размере 100% на субъект РФ - Кировская область не возложена ни федеральным, ни областным законодательством. Взыскание вышеуказанных расходов должно осуществляться за счет Федерального бюджета. Истец просил взыскать расходы по оплате капитального ремонта, однако согласно п.1 ст.154 ЖК РФ данные расходы не включены в плату за жилое помещение.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам абз.1 ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 2 ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 №5487-1, в редакции действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 согласно п.50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы. Одновременно с признанием утратившей силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа, предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. Как следует из ст.4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете.
Как указано выше, действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в областных учреждениях здравоохранения, того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы государственной власти субъекта РФ. Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
В рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным законом нормах, указанный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом. При изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (ст. 153 Федерального закона №122-ФЗ).
Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками.
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что РФ как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
В силу п.1 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31.12.2004.
Из анализа указанных правовых норм следует, что юридически значимым обстоятельством для дела является выяснение обстоятельства пользования истца, как медицинского работника областного государственного медицинского учреждения, льготами по предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением в период до 01.01.2005.
Из материалов дела следует, что Булычева Л.А. с <дата> принята на работу в <данные изъяты> № на должность <данные изъяты> врачебных кабинетов поликлиники. В настоящее время работает в структурном подразделении «<данные изъяты>, в должности <данные изъяты> терапевтического участка.
С <дата> КОГУЗ «<данные изъяты>» реорганизована в МУЗ «<данные изъяты>» - структурное подразделение «<данные изъяты>».
С <дата> Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> реорганизовано в Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>».
Булычева Л.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> пользуется коммунальными услугами по отоплению. Совместно с истцом на данной жилой площади зарегистрирован муж – Булычев А.Ф.
Истец относится к категории граждан, имевших право на указанную выше меру социальной поддержки по состоянию на 01.01.2005, что подтверждается материалами дела, в т.ч. вступившими в законную силу решением мирового судьи судебного участка № Омутнинского судебного района Кировской области от 21.11.2011 дело №, апелляционным определением Омутнинского районного суда Кировской области от 14.03.2019 дело № решениями мирового судьи судебного участка № Омутнинского судебного района Кировской области от 15.09.2016 дело № от 18.01.2018 дело №. В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ установленные данными решениям фактические обстоятельства имеют для суда обязательную силу, не подлежат оспариванию при рассмотрении данного дела.
Кроме того, данный факт подтверждается справкой ОЦРБ СП ГБ <данные изъяты> и бухгалтерскими документами - списками лиц, получавших соответствующую льготу по оплате коммунальных услуг с <дата> года, платежным поручением от <дата> о перечислении компенсации за медицинских работников. В указанных списках льготников значится истец Булычева Л.А. (л.д.12, 24-26).
Согласно справке КОГКУ «Управление социальной защиты населения» от <дата> Булычевой Л.А. и ее супругу ФИО5 производилась ежемесячная частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в спорный период, которая за период с <дата> по <дата> составила 2574,11 руб. (л.д.63-66). Размер указанной выплаченной компенсации за период с <дата> по <дата> учтен при определении подлежащих удовлетворению исковых требований по ранее рассмотренным гражданским делам (решения от <дата>, <дата>, от <дата>).
Таким образом, разница между затраченными за спорный период Булычевой Л.А. по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги денежными средствами и выплаченной компенсацией составила 72273,41 руб.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе и в части возмещения платы за содержание жилья, расходов по оплате капитального ремонта. Кроме того, субъектам Российской Федерации не предоставлено право устанавливать ограничения или уменьшение объема мер социальной поддержки указанным категориям граждан.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная Законом Кировской области №267-ЗО выплата компенсации является дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников и не лишает указанную категорию права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Возлагая на министерство финансов Кировской области, обязанность компенсировать Булычевой Л.А., как медицинскому работнику учреждения здравоохранения, которое в настоящее время находится в ведении субъекта РФ, проживающему в сельской местности, понесенные расходы по оплате коммунальных услуг, суд верно исходил из того, что ответчик является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории области и координирующим деятельность в указанной сфере иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области.
В удовлетворении требований к КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» судом обоснованно отказано.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Нарушений, влекущих отмену или изменение решения в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Омутнинского районного суда Кировской области от 12 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий – Судьи: