УИД 16RS0043-01-2024-005840-10
дело №2-4754/2024
Решение
именем Российской Федерации
15 октября 2024 года город Нижнекамск, Республики Татарстан
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.В. Шуйской,
при секретаре судебного заседания Л.А. Софроновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования России по ... о признании незаконным отказа во включении в стаж периодов работы и обязании включить периоды работы в стаж и назначении пенсии,
установил:
ФИО7 (далее по тексту истец) обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования России по ... (далее по тексту ответчик) о признании незаконным отказа во включении в стаж периодов работы и обязании включить периоды работы в стаж и назначении пенсии. В обоснование исковых требований указано, что общий трудовой стаж истца с ... по ... составляет 29 лет 6 месяцев 15 дней, что подтверждается записями в трудовых книжках, но ответчик учел не все периоды трудовой деятельности истца.
В страховой стаж истца ответчик не включил периоды работы:
С ... по ... (3 месяца 2 дня) в ...
С ... по ... (4 дня) в ...
Истец просил суд обязать ответчика:
включить в общий трудовой стаж истца периоды работы с ... по ... (3 месяца 2 дня) в ... с ... по ... и с ... по ...;
верно учесть периоды трудовой деятельности в ... с ... по ...;
внести в СИЗ-ИЛС по состоянию на ... корректные данные по размеру величины индивидуального пенсионного коэффициента с 2015 года по настоящее время;
учесть период ухода одним из родителей за ребенком до 1,5 лет с коэффициентом 2,7 на основании ч.12 ст.15 Федерального закона от ... №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
назначить страховую пенсию по старости с ....
Протокольным определением от ... принято увеличение исковых требований, согласно увеличенным требованиям истец просила суд:
включить в общий трудовой стаж истца периоды работы с ... по ... в ... ..., с ... по ... в ... с ... по ... в ... с ... по ... и с ... по ..., с ... по ... в ...
учесть период ухода одним из родителей за ребенком до 1,5 лет с коэффициентом 2,7 на основании ч.12 ст.15 Федерального закона от ... №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
назначить страховую пенсию по старости с ... (л.д.110, 111).
ФИО7 ФИО7 в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Представитель ФИО7 ФИО7 – ФИО6, действующий на основании доверенности ..., настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований (л.д.108).
Представитель ответчика Отделение фонда пенсионного и социального страхования России по ... в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Суд, выслушав доводы представителя истца, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ... №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с ....
На основании статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу cтатьи 11 закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 cтатьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 14 Закона №400-ФЗ закреплено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ... №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ... ... «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» пункт 43 предусмотрен единственный способ подтверждения страхового стажа за период после регистрации гражданина в
качестве застрахованного лица - документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу статьи 8 Федерального закона от ... №27-ФЗ «Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ... №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 данного Федерального закона).
Из положений статьи 3 Федерального закона от ... №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от ... №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от ... №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от ... №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ... №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе разбирательства по делу установлено, что решением ответчика ... от ... истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента 28,2 (актуальная величина ИПК 25,316) (л.д.14, 15).
Продолжительности «российского» страхового стажа для определения права на
страховую пенсию по старости достаточно, без суммирования «таджикского» стажа (20 лет 22 дня).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за период «российского» стажа составила величину 25,316, что недостаточно для права на пенсию по старости.
По оспариваемым периодам работы: в ... с ... по ..., в ... с ... по ..., в ... с ... по ... и с ... по ...,суд приходит к следующему.
По данным, предоставленным ответчиком, истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования .... Истцовой стороной данный факт оспорен не был.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона ...-Ф3 при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона ...-Ф3, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ... №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Оспариваемые периоды работы истца, включены в страховой стаж на основании сведений, представленных работодателями ответчику.
По оспариваемому периоду в ... с ... по ... сведения ИЛС в отношении истца работодателем не сданы. Следовательно, требования истца являются необоснованными.
Переходя к обсуждению требований истца в части включения в общий трудовой стаж периодов работы с ... по ... в ... ..., с ... по ... в Таджикском алюминиевом заводе, период ухода за ребенком (... года рождения), рожденным на территории Республики Таджикистан, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ... №400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от ... №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от ... №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от ... №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от ... №400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.
... государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение).
Данное Соглашение было денонсировано в соответствии с Федеральным законом от ... №175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», вступившем в силу с ... и прекратило свое действие для Российской Федерации ....
В силу положений статьи 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Кроме того, с ... вступило в законную силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от ... (далее также Соглашение, Соглашение от ...).
Согласно статье 12 Соглашения от ... назначение и выплата
пенсии осуществляются в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в
силу, пенсия назначается и выплачивается государством - членом, на территории
которого приобретен соответствующий стаж работы;
за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ....
Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право
на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы,
приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения,
то есть после ....
Относительно стажа работы до ... Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ....
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как уже было указано ранее, во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от ... ... утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила ...).
Согласно пункту 5 Правил ... периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил ... определено, что к уплате страховых взносов при
применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное
социальное страхование до ..., единого социального налога (взноса)
и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до ... - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил ...); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до ... и с ... – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил ...); единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по ... - документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил ...); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» пункта 6 Правил ...).
Пунктом 11 Правил ... установлено, что при отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в ...) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств -
участников Соглашения от ..., и имевших место за пределами
Российской Федерации до ... (даты вступления в силу Федерального
закона от ... №173-ФЗ, в основу которого была положена
концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с
... стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в
случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа
в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую
Федерацию из государств - участников Соглашения от ..., за
пределами Российской Федерации после ... (даты вступления в силу
Федерального закона от ... №173-ФЗ) могут быть включены в
подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное
обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой
осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на
территории государства - участника Соглашения от ... должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального
закона от ... №400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом,
осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от ... №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии,
установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от ... №400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ... №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от ... №400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим
пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного
самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам
местного самоуправления организациях и представляются такими органами и
организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе
представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21
Федерального закона от ... №400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять
обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты
страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9
статьи 21 Федерального закона от ... №400-ФЗ).
Приказом Минтруда России от ... ...н утверждены
Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 68 Правил проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Ответа из соответствующего компетентного органа Республики Таджикистан суду в материалы дела предоставлено не было.
В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В свою очередь, процессуальная деятельность судьи с момента возбуждения гражданского судопроизводства и до момента вынесения решения исчерпывающе регламентирована Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, действуя самостоятельно, объективно и беспристрастно, судья осуществляет руководство процессом (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и определяет допустимые пределы реализации участниками процесса процессуальных прав.
С учетом изложенного требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО7 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования России по ... о признании незаконным отказа во включении в стаж периодов работы и обязании включить периоды работы в стаж и назначении пенсии – оставить без удовлетворения.
На решение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.
Судья Ю.В. Шуйская