Дело № 2-398/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чердынь 29 сентября 2014 года
Чердынский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Акладской Е.В.,
с участием помощника прокурора Чердынского района Искендерова Э.Э.,
истца ФИО1,
при секретаре Артемовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердынского района в интересах ФИО1 к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чердынскому району, Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
У с т а н о в и л:
Прокурор Чердынского района обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чердынскому району, Правительству Пермского края с требованиями о возложении обязанности обеспечить истца по договору найма специализированного жилого помещения жилым помещением специализированного жилищного фонда, благоустроенным, пригодным для постоянного проживания, отвечающим санитарным и техническим правилам и нормам общей площадью не менее 33 кв.м. В обоснование заявленных требований указал, что в связи тем, что родители истца: мать - ФИО2 и ФИО3, решением Чердынского районного суда Пермского края лишены родительских прав, истец обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время постоянного места жительства не имеет, временно проживает в съемном жилье, нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, не является. В 2008 году ФИО1 закончила обучение в муниципальном общеобразовательном учреждении «<данные изъяты>», в 2011 году – в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище №» и у нее наступило право на предоставление жилого помещения. При неоднократном обращении по месту учета нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подаче заявления в письменной форме по вопросу обеспечения жилым помещением, благоустроенное жилое помещение ФИО1 так и не предоставлено. Таким образом, бездействием ответчиков нарушается право истца на предоставление жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании истец ФИО1 пояснила, что собственного жилья она не имеет.
Представитель ответчика - ТУ МСР по Чердынскому муниципальному району Пермского края в судебное заседание не явился. Завялено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, возражений по существу заявленных требований не имеют.
Представитель ответчика - Правительство Пермского края в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Из письменных возражений следует, что с предъявленными требованиями не согласны, считают, что Правительство необоснованно привлечено к участию в деле, так как свои обязательства в части реализации прав детей-сирот путем разработки соответствующего порядка ими исполнено. Решение о выделении жилого помещения ребенку-сироте принимает Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» в соответствии с п.2.4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края 9.09.2013 за № 1194-п. Полномочия учредителя КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляют в пределах своей компетенции Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края. В соответствии с данным Постановлением и Порядком КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и заключает с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. В связи с чем, обязанность по предоставлению жилья необходимо возложить на КГБУ «Дирекция по капитальному строительству». С требованиями истца о возложении обязанности по предоставлению жилья на территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чердынскому муниципальному району, также не согласны, поскольку ТУ МСР ПК в соответствии с п.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» осуществляет лишь формирование списка детей указанной категории и не уполномочено функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями.
Представитель третьего лица Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя. Из письменных возражений следует, что в соответствии с Законом Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419, постановлением Правительства Пермского края от 1.03.2013 № 92-п, на территориальные органы Минсоцразвития возлагается обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Решением комиссии ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чердынскому муниципальному району ФИО1 включена в указанный список, следовательно, ее права нарушены не были. К тому же, предоставление ФИО1 жилого помещения по решению суда вне установленной очередности нарушит права лиц, включенных в указанный список раньше истца.
Представители третьего лица КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», Министерства строительства и архитектуры Пермского края, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие их представителя не заявлено, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Оценив пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает исковые требованиями обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со свидетельством о рождении ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства об установлении отцовства, ее родителями являются ФИО2 и ФИО3.
Согласно решению Чердынского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении дочери ФИО1
Таким образом, ФИО1 до достижения возраста 18 лет осталась без попечения родителей.
Постановлением главы Чердынского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен опекун ФИО4 Несовершеннолетняя поставлена на регистрационный учет для приобретения жилья в отделе опеки и попечительства Управления образования администрации Чердынского муниципального района.
Согласно аттестату о среднем образовании в 2008 году ФИО1 закончила МОУ «<данные изъяты>», в 2011 году ГУ НПО «Профессиональное училище №№» <адрес>.
Из справки, представленной МП БТИ Чердынского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за ФИО1 сведений о зарегистрированных правах не имеется.
Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о зарегистрированных правах на жилые помещения у ФИО1 в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
С учетом изложенного, суд считает, что на момент возникновения обстоятельств оставления без попечения родителей и до момента совершеннолетия истец не имел закрепленного жилого помещения и имеет право на обеспечение жилым помещением вне очереди, площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, предусмотренном для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы представителя Правительства Пермского края о том, что правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу, суд считает несостоятельными.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (ред. Закона № 147- ПК от 14.12.2012) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 № 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе органов государственной власти Пермского края» система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 9 сентября 2013г. № 1194-п фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений. КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» в соответствии с названным Порядком осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление же и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого к исключительной компетенции данного учреждения не относится.
Учитывая, что Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.
Требования, предъявленные к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чердынскому району, суд считает необоснованными. В соответствии с п.1.8 Положения о Министерстве социального развития Пермского края (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п) министерство и его территориальные органы обладают правами юридических лиц, имеют бланки и печати со своим наименованием, самостоятельно выступают в качестве истца и ответчика в судах в пределах своей компетенции.
Согласно п. 1.7 Типового положения о территориальном управлении Министерства социального развития Пермского края (утв. Приказом Министерства социального развития Пермского края от 05.12.2007 N 411) 1.7. управление обладает правами юридического лица, имеет бланки и печать со своим наименованием, самостоятельно выступает в качестве истца и ответчика в судах в пределах своей компетенции.
Таким образом, Министерство социального развития Пермского края и Территориальное управление Минсоцразвития по Чердынскому району являются юридическими лицами, самостоятельно выступающими в качестве ответчиков в суде в пределах своей компетенции. Действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как уже указывалось, возложена на органы государственной власти субъекта федерации, к каковым Территориальное управление Минсоцразвития по Чердынскому району, как самостоятельное юридическое лицо не относится.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд.
Председательствующий: Е.В. Акладская