Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2019 года
Дело 2-1325/2019 21 октября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Васильевой И.Ю.,
при секретаре Рыжковой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указывая, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории земельного участка, расположенного между <адрес> и <адрес>, напротив набережной <адрес> несанкционированно размещены отходы производства и потребления (строительные отходы, грунты, отработанные автомобильные покрышки и пр.). Отходы сброшены на почву. Вышеуказанный земельный участок объектом размещения отходов внесённым в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии со ст. 12 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления » не является. Указанный участок в адресную программу несанкционированных мест размещения свалочных масс на территории <адрес>, планируемых к ликвидации в 2018 году, не включен. На основании изложенного, с учетом уточненных требований, истец просит обязать администрацию <адрес> Санкт-Петербурга в 290-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления во <адрес> Санкт-Петербурга с земельного участка расположенного между <адрес> и <адрес>, вдоль набережной реки Волковки (координаты % 59:836348 и 30.376955).
Представитель истца – помощник прокурора <адрес> Санкт-Петербурга Носкова В.А. в судебное заседание явилась, поддержала исковые требования.
Представитель ответчика – администрации <адрес> Санкт-Петербурга – Кораблева Л.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Представители третьих лиц МО «Георгиевский», Комитета Финансов Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание не явились, о времени и месите судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ по «горячей линии» Природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга поступило сообщение о том, что между <адрес> и <адрес> на территории <адрес>, Волковский канал находится несанкционированная свалка.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на землях общего пользования <адрес> на территории земельного участка, расположенного между <адрес> и <адрес>, напротив набережной реки Волковки, несанкционированно размещены отходы производства и потребления (строительные отходы, грунты, отработанные автомобильные покрышки и пр., отходы сброшены на почву.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, ссылался на то, что доказательства, подтверждающие наличие на указанном земельном участке отходов площадью более 10 кв.м в деле отсутствуют, администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу.
В материалы дела ответчиком представлена адресная программа по ликвидации несанкционированных свалок на территории <адрес> на 2018-2022 г.г., в которой отсутствует несанкционированная свалка на территории земельного участка, расположенного между <адрес> и <адрес>, напротив набережной реки Волковки.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлено, что в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благополучную окружающую среду. Согласно ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
На основании ст. 4 ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
На основании пункта 1.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 1078 администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
В соответствии с 1.4 Положения администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, распоряжениями иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в случаях, предусмотренных правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, а также настоящим положением.
В соответствии с п. п. 2.3.8, 2.3.9, 2.4.4 Положения, задачами Администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством; участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Для реализации данных задач администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Согласно п. п. ДД.ММ.ГГГГ Положения, администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Из материалов дела следует, что ликвидация несанкционированной свалки на указанной территории <адрес> не была включена в адресную программу на 2018-2022 года <адрес>, в связи с чем довод ответчика об обязанности администрации ВМО СПб МО «Георгиевский» ликвидировать несанкционированную свалку, безоснователен, оснований для возложения обязанности по ликвидации свалки на органы местного самоуправления не имеется.
<адрес> мероприятия по ликвидации свалки в полном объеме проведены не были, в настоящее время несанкционированная свалка не ликвидирована. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Учитывая, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок лежит на ответчике, а также принимая во внимание отсутствие доказательств того, что выявленные прокурором нарушения были ответчиком устранены, т.е. несанкционированная свалка ликвидирована, требования истца суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.12, 45, 56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 290 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░ 59.836348 ░ 30.376955).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░