дело №2а-88/2022 (№2а-902/2021)
УИД 56RS0015-01-2021-001495-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кувандык 9 февраля 2022 года
Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Беловой Л.В.,
при секретаре Татлыбаевой С.Р.,
с участием представителя административного истца - заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора Майданенко Владимира Николаевича,
представителя административного ответчика Кривицкой Екатерины Александровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области, поданному в защиту Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия по реконструкции (модернизации) комплекса очистных сооружений Кувандыкского городского округа Оренбургской области и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о водоотведении и охране окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Орский межрайонный природоохранный прокурор Оренбургской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав в его обоснование, что в период с 24 мая 2021 года по 22 июня 2021 года Орской межрайонной природоохранной прокуратурой Оренбургской области проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении в деятельности администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области. По результатам проверки установлено, что в собственности муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области находятся: сооружение назначением: блок механической и биологической очистки общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; производственный корпус 3-этажный общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; здание хлораторной общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>. Указанные очистные сооружения биологической очистки г. Кувандыка Оренбургской области приняты в эксплуатацию на основании акта сдачи работ по наладке очистных сооружений канализации по окончании пуско-наладочных работ от 4 августа 1979 года.
На основании постановления администрации Кувандыкского городского округа от 8 сентября 2021 года № комплекс очистных сооружений г.Кувандыка на праве хозяйственного ведения закреплен за муниципальным унитарным предприятием «Кувандыкское коммунальное хозяйство» (далее – МУП «Кувандыкское коммунальное хозяйство»), учредителем которого является муниципальное образование Кувандыкский городской округ Оренбургской области. С 8 сентября 2021 года по настоящее время МУП «Кувандыкское коммунальное хозяйство» осуществляет эксплуатацию очистных сооружений Кувандыкского городского округа Оренбургской области и сброс очищенных сточных вод в озеро Безымянное, пойму реки Сакмара Оренбургской области.
В течение 2020 - 2021 годов допускалось превышение показателей загрязняющих веществ очистных сточных вод в озеро Безымянное со стороны специализированных организаций в сфере водоотведения, одной из причин которого является непроведение собственником каких-либо мероприятий по реконструкции (модернизации) комплекса очистных сооружений города Кувандыка.
После изменения предмета административного иска Орский межрайонный природоохранный прокурор Оренбургской области просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, выразившееся в непроведении с 2020 года мероприятий по приведению инженерно - технического состояния комплекса очистных сооружений Кувандыкского городского округа Оренбургской области, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 168, «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85», утверждённого Приказом Минстроя России от 25 декабря 2018 года № 860/пр, возложить на административного ответчика обязанность в срок до 1 января 2024 года привести инженерно-техническое состояние комплекса очистных сооружений в соответствие с указанными нормативно-правовыми актами.
Определением судьи Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 28 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области.
В судебном заседании заместитель Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области Майданенко В.Н. просил административный иск удовлетворить по изложенным в нем доводам. Установить срок для исполнения возложенной на администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области обязанности по приведению инженерно - технического состояния комплекса очистных сооружений Кувандыкского городского округа Оренбургской области в соответствие с требованиями действующих норм и правил – до 1 июля 2025 года.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Кривицкая Е.А., действующая на основании доверенности от 16 марта 2021 года, административный иск признала. Пояснила, что мероприятия по приведению комплексна очистных сооружений в соответствие с требованиями норм и правил являются дорогостоящими, бюджет муниципального образования на 2022 год сформирован, требуется время для соблюдения установленной законом процедуры заключения муниципальных контрактов, в связи с чем, просила предоставить срок для исполнения требований прокурора – в течение 5 лет со дня вынесения судом решения.
Представители заинтересованных лиц МУП «Кувандыкское коммунальное хозяйство» и Управления строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства по делу извещены надлежащим образом. На основании ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц.
Ранее допрошенные в судебном заседании представитель заинтересованного лица МУП «Кувандыкское коммунальное хозяйство» Иванов С.В. и представитель заинтересованного лица Управления строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области Овчаров Н.В. не оспаривали факт того, что очистные сооружения г. Кувандыка Оренбургской области не соответствуют действующим строительным и санитарным нормам и правилам. Пояснили, что с учетом срока эксплуатации очистных сооружений, изменения объемов сбрасываемых сточных вод требуется строительство новых сооружений, а не реконструкция имеющихся.
Суд, выслушав представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав документы дела, приходит к следующему.
Установлено судом и подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, что очистные сооружения города Кувандыка Оренбургской области, включающие в себя: сооружение назначением: блок механической и биологической очистки общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; производственный корпус 3-этажный общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; здание хлораторной общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, с использованием которых осуществляется очистка и сброс сточных вод в озеро Безымянное, пойму реки Сакмара Оренбургской области, находятся в собственности муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области и на основании постановления администрации Кувандыкского городского округа Оренбургской области от 8 сентября 2021 года № закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Кувандыкское коммунальное хозяйство».
До 8 сентября 2021 года сброс сточных вод с использованием указанных очистных сооружений осуществляло ООО «ЭнергоРесурс» на основании договора аренды имущества № от 10 сентября 2014 года.
Очистные сооружения биологической очистки г. Кувандыка приняты в эксплуатацию на основании акта сдачи работ по наладке очистных сооружений канализации по окончании пуско-наладочных работ от 4 августа 1979 года.
Орской межрайонной природоохранной прокуратурой Оренбургской области в период с 24 мая 2021 года по 22 июня 2021 года проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области законодательства о водоснабжении и водоотведении, по результатам которой установлено, что в течение 2020 - 2021 годов допускалось превышение предельно - допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых в озеро Безымянное после очистки на очистных сооружениях сточных вод по 8 показателям загрязняющих химических веществ: <данные изъяты>
Одной из причин указанного нарушения является неудовлетворительное техническое состояние, физический износ очистных сооружений г. Кувандыка Кувандыкского городского округа Оренбургской области, что представителем административного ответчика не оспаривалось.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В силу ст.3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с положениями п.1 ст.1 названного Федерального закона под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (п.2 ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ)
Частью 2 ст.39 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: 1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; 2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; 5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В ч.6 ст.56 названного Кодекса установлен прямой запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно п. 1 ч.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды»).
В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Таким образом, поскольку очистные сооружения по адресу: <адрес>, находятся в собственности муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, то именно на администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ как на представителе собственника объектов недвижимости и органе местного самоуправления, в полномочия которого входит обязанность по обеспечению водоснабжения населения городского округа, лежит обязанность по обеспечению их надлежащего технического состояния с целью недопущения сброса сточных вод, которые содержат загрязняющие вещества, превышающие по своим показателям предельно - допустимые концентрации.
В соответствии с п. 3.3.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 168, основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок являются: а) обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, а обезвреженных осадков - в места складирования и утилизации с соблюдением требований, территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда, органов Министерства природных ресурсов и Госсанэпиднадзора; б) организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений; в) систематический лабораторно-производственный и технологический контроль работы очистных сооружений; г) контроль за санитарным состоянием сооружений, зданий, их территорий и санитарно-защитных зон; д) выполнение мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ и соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных природоохранными органами.
Частью 1 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Пункты 9.1.1-9.1.2 «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85», утверждённого Приказом Минстроя России от 25 декабря 2018 года № 860/пр, определяют, что степень очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, должна соответствовать требованиям действующего законодательства в области охраны окружающей среды, а повторно используемой - санитарно-гигиеническим и технологическим требованиям потребителя. Исходные данные для проектирования развития и реконструкции существующих очистных сооружений следует принимать на основании полученных должным образом результатов контроля расхода и свойств поступающих сточных вод за период не менее 3 лет, с учетом перспективного развития поселений и городских округов. Для расчетов сооружений необходимо использовать релевантные (адекватные решаемой задаче) значения исходных данных, учитывающие специфику данного сооружения и параметры, влияющие на его работу. Расчетные расходы отдельных сооружений необходимо определять с учетом их технологических особенностей (время пребывания, гидравлический режим) и рекомендаций настоящего свода правил.
В соответствии с научно-техническими рекомендациями по реконструкции очистных сооружений канализации г. Кувандыка, разработанными в 2002 году ГУП <данные изъяты>, эффективность удаления органических, биогенных и минеральных показателей – взвешенных веществ, БПК, СПАВ, нефтепродуктов, меди не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к работе очистных сооружений с одноступенчатой биологической очисткой и доочисткой на прудах. Для реконструкции очистных сооружений необходим комплекс мероприятий.
Техническим отчетом, подготовленным ЗАО <данные изъяты> от 10 апреля 2007 года, также подтверждается необходимость реконструкции очистных сооружений г. Кувандыка, включающая в себя как модернизацию имеющихся строений и сооружений, обеспечивающих работу очистных сооружений, так и строительство новых.
Согласно информации администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области от 27 мая 2021 года №, в 2020 - 2021 годах капитальный ремонт и реконструкция комплекса очистных сооружений г. Кувандыка не производились.
Таким образом, администрацией муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области длительное время не принимаются меры по реконструкции (модернизации) комплекса очистных сооружений и не проводятся проверки и (или) мониторинг состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения площадки очистных сооружений города Кувандыка.
Указанные обстоятельства свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области как собственника очистных сооружений, которое выражается в непринятии мер по приведению инженерно - технического состояния комплекса очистных сооружений г. Кувандыка Кувандыкского городского округа Оренбургской области в соответствие с требованиями законодательства.
Данное бездействие нарушает права Российской Федерации, а также гарантированные права граждан Российской Федерации (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия, на стабильное, качественное и безопасное удовлетворение жизненно - важных потребностей в водных ресурсах.
Недостаточность денежных средств на выполнение указанных мероприятий не является основанием для неисполнения органом местного самоуправления требований действующего природоохранного законодательства.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора следует удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, выразившееся в непринятии с 2020 года мер по приведению инженерно - технического состояния комплекса очистных сооружений Кувандыкского городского округа Оренбургской области, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 168, «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85», утверждённого Приказом Минстроя России от 25 декабря 2018 года № 860/пр, и возложить на административного ответчика обязанность привести инженерно-техническое состояние комплекса очистных сооружений в соответствие с указанными нормами и правилами.
Согласно ч. 3 п. 1 ст. 227 КАС РФ, при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия либо устранить иным способом допущенные нарушения, суд устанавливает в решении срок, в течение которого подлежат устранению допущенные нарушения.
С учетом требований разумности, обоснованности и достаточности, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения решения суда о возложении обязанности привести инженерно-техническое состояние комплекса очистных сооружений Кувандыкского городского округа Оренбургской области, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями действующих норм и правил - до 1 июля 2025 года.
Руководствуясь статьями 175-181 статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области, поданные в защиту Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, выразившееся в непринятии с 2020 года мер по приведению инженерно- технического состояния комплекса очистных сооружений Кувандыкского городского округа Оренбургской области, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 168, «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85», утверждённого Приказом Минстроя России от 25 декабря 2018 года № 860/пр.
Возложить на администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области обязанность в срок до 1 июля 2025 года привести инженерно - техническое состояние комплекса очистных сооружений Кувандыкского городского округа Оренбургской области, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 30 декабря. 1999 года № 168, «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85», утверждённого Приказом Минстроя России от 25 декабря 2018 года № 860/пр.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Белова
Решение суда в окончательной форме принято 18 февраля 2022 года.
Судья Л.В. Белова