Решение по делу № 2а-375/2022 (2а-5365/2021;) от 11.10.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ     <адрес>,

<адрес>

Ногинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи     Грибковой Т. В.,

при ведении протокола по поручению председательствующего     помощником судьи     Владимировой Н. А.,

с участием административного ответчика Орловой Н. В.,
    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Орловой Н. В.
о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> (до ДД.ММ.ГГГГ – инспекция Федеральной налоговой службы по городу <адрес>; далее – МИФНС России по <адрес>) обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просила взыскать с Орловой Н. В. задолженность по платежам в бюджет 56 900,67 рублей.

В обоснование предъявленных требований административный истец ссылался на образование у налогоплательщика задолженности ввиду неисполнения в установленные сроки обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет в размере по транспортному налогу за 2019 год 53 588,00 рублей, пени по транспортному налогу за 2019 год за период
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 493,46 рубля, за 2018 год
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 1 156,05 рублей,
за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 526,06 рублей, за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 1 137,10 рублей. Однако направленное налоговым органом в адрес налогоплательщика требование об уплате задолженности добровольно
не исполнено, а вынесенный в отношении должника судебный приказ
о ее взыскании – отменен.

Административный истец явку в суд представителя не обеспечил, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом – в соответствии
с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), сведений о причинах неявки
не представил.

В судебном заседании административный ответчик просил отказать
в удовлетворении административного иска полностью, поскольку транспортное средство продано ею ДД.ММ.ГГГГ, также заявила о пропуске административным истцом срока обращения в суд.

В отсутствие сведений об уважительности причин неявки представителя административного истца, с учетом мнения административного ответчика,
в соответствии с положениями статей 150 и 152, части 2 статьи 289 КАС РФ, – суд определил возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив доводы сторон в обоснование предъявленных требований, исследовав материалы административного дела и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, – суд приходит к следующим выводам.

Обязанность платить налоги закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации и распространяется на всех налогоплательщиков
в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая
в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Таким образом, налог является необходимым условием существования государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Налоговым законодательством данный принцип конкретизирован – указано на обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации; далее – НК РФ), и дополнительно разделен
на составные части – обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками – физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с чем, непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается подлежащая уплате сумма налога, объект налогообложения, налоговая база,
а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).

Право налогового органа взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы предусмотрено подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ – в случаях и порядке, которые установлены НК РФ (на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 31 НК РФ – в том числе, в судебном порядке).

В соответствии с положениями статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом,
не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование
об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые
не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (пункт 1).

Заявление может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если срок был пропущен
по уважительной причине, то он может быть восстановлен судом (пункт 2).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления
о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 той же статьи административное исковое заявление
о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Применительно к требованиям части 3 статьи 62, части 6 статьи 289 КАС РФ, при рассмотрении административного дела судом установлено, что Орлова Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка поселка <адрес>, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> – и состоит на учете в качестве налогоплательщика в МИФНС России по <адрес> ().

Административный ответчик владела транспортными средствами – автомобилями марки Volkswagen Passat СС, государственный регистрационный знак (152,00 л.с.) – в течение 2 месяцев 2016 года; BMW 645Сi, государственный регистрационный знак (333,00 л.с.) – в течение 4 месяцев 2016 года, 12 месяцев 2017, 2018, 2019 годов; Nissan ALMERA Classic 1,6РЕ, государственный регистрационный знак (107,00 л.с.) – в течение 12 месяцев 2016, 2017, 2018, 2019 годов,
в отношении которых административным истцом исчислен налог.

В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ (объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные
в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Налоговым периодом признается календарный год (статья 360 НК РФ).

По правилам статьи 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам. В силу пункта 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно
в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Налоговые ставки по транспортному налогу в <адрес> установлены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
-ОЗ «О транспортном налоге в <адрес>».

Согласно положениям статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации; сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).

ИФНС России по городу <адрес> направлены в адрес Орловой Н. В. налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ с сообщением о необходимости уплаты транспортного налога за 2016, 2017, 2018, 2019 годы в сумме 21 529,00 рублей, 53 588,00 рублей, 50 505,00 рублей, 53 588,00 рублей – соответственно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).

В силу статьи 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено указанной статьей и главами 25 и 261 НК РФ. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Требованием налоговый орган сообщил налогоплательщику
о невыполнении обязанности по своевременной уплате транспортного налога
за 2016, 2017, 2018 годы, начисленных в связи с этим пени в размере
по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 2 819,21 рублей, потребовав уплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ.

Требованием налоговый орган сообщил налогоплательщику
о невыполнении обязанности по своевременной уплате транспортного налога
за 2019 год, числящейся за ней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимке 53 588,00 рублей, начисленных пени 493,46 рубля, потребовав уплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ.

Направление налоговых уведомлений и требований налогоплательщику подтверждается соответствующими списками почтовых отправлений.

Определением мирового судьи судебного участка Ногинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Орловой Н. В. указанной налоговой задолженности в сумме 56 900,67 рублей.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России по <адрес> обратилась в Ногинский городской суд <адрес> с данным административным исковым заявлением.

Однако требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 годы, равно как и сведений об его уплате, – административное исковое заявление и приложенные к нему документы
не содержат.

Тогда как в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет (пункт 1); пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Таким образом, система мер, обеспечивающих исполнение налогоплательщиком конституционной обязанности платить налоги, к числу которых отнесено начисление пени – предусмотрена налоговым законодательством в целях обеспечения исполнения указанной обязанности. Пени необходимо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, которая исполняется одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, пени могут быть взысканы только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры
к принудительному взысканию суммы налога.

Обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (Определения Конституционного Суда Российской Федерации
от ДД.ММ.ГГГГ -О-П).

Вопреки приведенным законоположениям МИФНС России по <адрес> в административном исковом заявлении не сообщает
о предпринятых мерах по взысканию транспортного налога за 2016, 2017, 2018 годы и не приводит оснований для начисления пени за его несвоевременную уплату.

Изложенные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу, что административный иск в части требований о взыскании пени по транспортному налогу за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 1 156,05 рублей, за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 526,06 рублей, за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ
по ДД.ММ.ГГГГ 1 137,10 рублей – предъявлен необоснованно, а потому – удовлетворению не подлежит.

Между тем, в ходе судебного разбирательства сведений о погашении образовавшейся задолженности по транспортному налогу за 2019 год 53 588,00 рублей, пени по транспортному налогу за 2019 год за период
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 493,46 рубля – суду
не представлено.

Оспаривая размер взыскиваемой денежной суммы, административный ответчик ссылалась на продажу ДД.ММ.ГГГГ одного из объектов налогообложения, в связи с чем, – отсутствие у нее обязанности по уплате транспортного налога заявленном размере.

Однако согласно представленным в материалы административного дела документам транспортное средство BMW 645Сi, 2004 года выпуска, идентификационный номер (VIN): , государственный регистрационный знак Е886ХМ77, зарегистрировано за Орловой Н. В.
с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ в отношении него действовало ограничение на регистрационные действия, отмененное судом только ДД.ММ.ГГГГ, снято с учета в связи с продажей другому лицу ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, транспортный налог за 2019 год исчислен административным истцом правомерно – с учетом данного объекта налогообложения, а правильность осуществленного административным истцом расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы – административным ответчиком не оспаривались.

Довод административного ответчика о пропуске срока предъявления данных требований суд находит несостоятельным, поскольку пунктом 3 статьи 48 НК РФ, частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций
в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенным в пункте 26 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ
«О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций,
в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ является препятствием для выдачи судебного приказа.

В рассматриваемом случае судебный приказ вынесен ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу
в принятии заявления взыскателя (статья 1234 КАС РФ), тем самым фактически восстановив срок.

По заявлению должника определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен, в связи с чем, – ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в суд с административным иском с соблюдением срока, предусмотренного частью 3 статьи 48 НК РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных налоговым органом требований и взыскании с налогоплательщика имеющейся у нее задолженности по транспортному налогу за 2019 год, уплате пени в заявленном размере, которая подлежит взысканию в судебном порядке, в том числе, с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде 1 822,44 рублей (54 081,46 руб. – 20 000,00 руб.)) – в соответствии
со статьей 114 КАС РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 33319 НК РФ.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Орловой Н. В.
о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить частично.

Взыскать с Орловой Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки поселка <адрес>, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> задолженность по транспортному налогу
за 2019 год 53 588 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 493 рубля 46 копеек, всего – 54 081 (пятьдесят четыре тысячи восемьдесят один) рубль 46 копеек.

В удовлетворении административного иска в большем объеме – отказать.

Взыскать с Орловой Н. В. в доход бюджета Богородского городского округа <адрес> государственную пошлину 1 822 (одну тысячу восемьсот двадцать два) рубля 44 копейки.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Московский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ногинский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья         Т. В. Грибкова

2а-375/2022 (2а-5365/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Московской области
Ответчики
Орлова Наталья Владимировна
Суд
Ногинский городской суд Московской области
Судья
Грибкова Татьяна Валерьевна
Дело на странице суда
noginsk.mo.sudrf.ru
11.10.2021Регистрация административного искового заявления
11.10.2021Передача материалов судье
14.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2021Подготовка дела (собеседование)
19.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2021Судебное заседание
10.01.2022Судебное заседание
18.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее