Дело №а-2896/2021
25RS0№-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2021 года г. <адрес> края
<адрес> в составе:
председательствующего судьи Логиновой Е.В.
при помощнике судьи Павлуцкой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к ФИО4 округа, межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) помещения для проживания граждан и выявлению оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при ФИО4 округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с названным административным иском в интересах несовершеннолетней подопечной – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся ребенком-сиротой, указав в обоснование требований, что несовершеннолетней на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, фактически состоящее из одной комнаты площадью 12,7 кв.м. Проживание в данном жилом помещении невозможно ввиду отсутствия поквартирной разводки внутридомовой системы водоснабжения и водоотведения и отсутствия технической возможности проведения водоснабжения. Дважды она обращалась в межведомственную комиссию ФИО4 округа с заявлениями о признании жилого помещения по <адрес> непригодным для проживания по причине отсутствия инженерной системы водоотведения. В письмах от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком ей было предложено предоставить заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. Считает требование о предоставлении указанного заключения незаконным, противоречащим Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Положение). Полагает, что предоставление заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения не является необходимым с учетом основания, указываемого ею в качестве причины непригодности помещения для проживания. Здание, в котором расположена квартира, построено в 1986 году, нахождение его несущих и ограждающих конструкций в рабочем состоянии ею не оспаривается. Полагает, что фактически административный ответчик уклонился от рассмотрения поставленного ею в заявлении вопроса. С учетом уточнения требований, административный истец просила признать незаконным бездействие ФИО4 округа, выразившееся в непередаче в межведомственную комиссию по оценке пригодности (непригодности) помещения для проживания граждан и выявлению оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при ФИО4 округа ее заявления по вопросу признания пригодным (непригодным) для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для рассмотрения в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать административного ответчика не позднее 14 дней после вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о признании указанного выше жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и принять заключение в соответствии с п. 47 Положения.
В судебном заседании административный истец ФИО3 поддержала требования по приведенным в административном иске основаниям.
Представитель ФИО4 округа – ФИО6, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве. Считает, что заявление ФИО3 обоснованно не было передано для рассмотрения в межведомственную комиссию ввиду непредоставления полного пакета документов, а именно, заключения проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. Просила в удовлетворении требований отказать.
Заслушав доводы участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя (ст. 227 КАС РФ).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ признание жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившее вышеуказанное Положение, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией, в том числе, на основании заявления собственника помещения, правообладателя или заявления гражданина (нанимателя).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 47 Положения).
В силу п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения ряд документов, в том числе: копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, право на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 45(2) Положения предусмотрено, что комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме: а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение; б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план; в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абз. 3 п. 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Пункт 44 Положения предусматривает, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов.
Согласно п. 46 Положения в случае непредставления заявителем документов, предусмотренных п. 45 Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы.
В ходе разбирательства дела установлено, что при неоднократном обращении в ФИО4 округа ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, указывалось на несоответствие принадлежащей ее подопечной квартиры требованиям проживания в жилых помещениях со ссылкой на отсутствие инженерной системы водоотведения, хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения и невозможность ее обустройства.
Необходимость предоставления заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения ФИО4 округа не доказана, учитывая, что требования административного истца не затрагивают вопрос несоответствия элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения и вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявителем не ставится.
Кроме того, из материалов дела следует и представителем административного ответчика не оспаривалось, что заявления ФИО3 по вопросу признания жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, поступившие в ФИО4 округа, не передавались для рассмотрения в межведомственную комиссию по оценке пригодности (непригодности) помещения для проживания граждан и выявлению оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при ФИО4 округа ввиду непредоставления заявителем указанного выше заключения, ответы на обращения ФИО3 направлялись за подписью начальника управления жизнеобеспечения и благоустройства ФИО4 округа со ссылкой на рассмотрение заявлений названным управлением.
Таким образом, административный ответчик вопреки вышеприведенным требованиям закона создал препятствия для надлежащего рассмотрения заявления ФИО3 уполномоченным органом - межведомственной комиссией, что привело к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца, на момент рассмотрения дела судом оспариваемое бездействие не устранено.
Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд полагает необходимым возложить на административного ответчика – ФИО4 округа обязанность в течение 14 дней после вступления решения суда в законную силу передать заявление ФИО3 для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для проживания в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в межведомственную комиссию по оценке пригодности (непригодности) помещения для проживания граждан и выявлению оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при ФИО4 округа.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к ФИО4 округа, межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) помещения для проживания граждан и выявлению оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при ФИО4 округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФИО4 округа, выразившееся в непередаче в межведомственную комиссию по оценке пригодности (непригодности) помещения для проживания граждан и выявлению оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при ФИО4 округа заявления ФИО3 по вопросу признания пригодным (непригодным) для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для рассмотрения в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать ФИО4 округа в течение 14 дней после вступления решения суда в законную силу передать заявление ФИО3 для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в межведомственную комиссию по оценке пригодности (непригодности) помещения для проживания граждан и выявлению оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при ФИО4 округа.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через <адрес> суд <адрес> края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Логинова