Дело № 2-687/2024 (2-5107/2023)
24RS0046-01-2023-003048-57РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2024 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шахматовой Г.А.,
с участием процессуального истца помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска Федоровой Т.В.,
представителя ответчика – Козлова Д.В.,
при секретаре Бережновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах Соколовой Валерии Валерьевны в лице законного представителя Соколовой Татьяны Сергеевны к МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» о взыскании компенсации морального вреда,
Установил:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска, действующий в интересах ФИО12 в лице законного представителя Соколовой Т.С., обратился в суд к МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» о взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, ДД.ММ.ГГГГ в дежурную часть ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское» поступило спецсообщение КУСП № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по факту укуса безнадзорной (бродячей) собакой несовершеннолетней ФИО11. Материалами проверки установлено, что ФИО13 находясь на территории двора своего дома, расположенного по адресу: г<адрес> в вечернее время напала бродячая собака и укусила за коленный сустав левой ноги. ФИО14 вместе со своим законным представителем сразу обратились в травмпункт для осмотра места укуса. По результатам медосмотра установлен диагноз: укушенная рана коленного сустава слева, произведена вакцинация, назначен курс прививок до июля 2023 года. В результате укуса безнадзорной (бродячей) собаки несовершеннолетняя Соколова В.В. перенесла физические и нравственные страдания, тратит свое личное время на лечение. В настоящее время несовершеннолетняя постоянно испытывает страх перед другими собаками, ей требуется психологическая помощь. В соответствии с п.п. 1.2, 1.10, 2.1 Устава МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 02.07.2013 года № 74- IX, МКУ г. Красноярска «УДИБ» осуществляет деятельность по проведению мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, выполняя функции муниципального заказчика.
Просит взыскать с МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в пользу несовершеннолетней ФИО10. в лице законного представителя Соколовой Т.С. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора - ФИО15 исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям. Считает исковые требования законными и обоснованными, причиненный ущерб подлежит удовлетворению, который до настоящего времени не возмещен.
Материальный истец – ФИО16. в лице законного представителя Соколовой Т.С. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, ходатайств в адрес суда не поступало.
Представитель ответчика МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» - ФИО17. (полномочия проверены) в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что МКУ «УДиБ» в полном объеме выполнены все мероприятия в рамках возложенных обязательств. Считает, что отсутствует причинно-следственная связь между укусом ребенка собакой и действиями МКУ «УДиБ». На период происшествия ДД.ММ.ГГГГ года действовал муниципальный контракт с подрядными организациями, при поступлении информации из службы 005 МКУ «УДиБ» отправлен план задания по отлову бродячей собаки. Полномочия, которые возложены на МКУ «УДиБ», исполнены, при этом на МКУ «УДиБ» не возложены полномочия по отлову собак. Просил отказать в исковых требованиях в полном объёме.
Третье лицо – ФИО18 в судебное заседание не явилась, о месте, дате и времени его проведения извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
Пунктом 3 ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (чч.1,2 ст.7 указанного Закона).
В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 13.06.2013 N 4-1402 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных (далее - отдельные государственные полномочия) в порядке, утверждаемом Правительством Красноярского края.
Согласно положению Постановления Правительства Красноярского края от 24.12.2019 N 751-п «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Красноярского края» в качестве исполнителей мероприятий, предусмотренных пунктом 1.3 Порядка, уполномоченным органом привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 3.1.17 Положения о Департаменте городского хозяйства администрации г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 01.07.2011 N 84-р, в целях организации проведения мероприятий по отлову, учету, содержанию и иному обращению с безнадзорными домашними животными Департамент организует проведение мероприятий по отлову, учету, содержанию и иному обращению с безнадзорными домашними животными.
Постановлением Правительства Красноярского края от 24.12.2019 N 751-п (ред. от 05.07.2022) "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Красноярского края" предусмотрено, что отлов животных без владельцев осуществляется в плановом порядке, а также внеплановом порядке на основании информации о животных без владельцев и месте их нахождения (заявок физических и юридических лиц, сообщений органов государственной власти, органов местного самоуправления, представленных лично или поступивших по телефону, посредством почтовой связи или электронной почты в уполномоченный орган; а также сообщений, размещенных в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - информация о животных без владельцев).
Исполнители мероприятий осуществляют отлов животных без владельцев:
в плановом порядке - на основании планов-графиков проведения отлова животных без владельцев (далее - планы-графики), утвержденных уполномоченным органом;
во внеплановом порядке - на основании заявки о необходимости проведения отлова животных без владельцев, поступившей от уполномоченного органа.
Уполномоченный орган:
утверждает планы-графики на первое полугодие очередного года в срок до 25 декабря предшествующего года, на второе полугодие текущего года - до 25 июня текущего года;
размещает планы-графики на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения уполномоченным органом;
организует информирование граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования Красноярского края, через средства массовой информации об отлове животных без владельцев в плановом порядке не позднее чем за двое суток до начала отлова животных без владельцев в плановом порядке.
Исполнители мероприятий в соответствии с планами-графиками, утвержденными уполномоченным органом:
проводят обследования (рейды) территорий муниципальных образований Красноярского края, уделяя особое внимание придомовым территориям многоквартирных домов, территориям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также местам наибольшего скопления животных без владельцев, с целью выявления животных без владельцев;
осуществляют отлов животных без владельцев при обнаружении животных без владельцев.
Уполномоченный орган в течение 12 часов с момента поступления в уполномоченный орган информации о животных без владельцев осуществляет подготовку заявки о необходимости проведения отлова животных без владельцев в электронной или письменной форме и направляет (передает) ее исполнителю мероприятий по электронной почте или нарочным.
Исполнитель мероприятий осуществляет отлов животных без владельцев во внеплановом порядке в течение 24 часов с момента поступления от уполномоченного органа заявки о необходимости проведения отлова животных без владельцев, а в случае поступления от уполномоченного органа заявки о необходимости проведения отлова животных без владельцев, содержащей сведения о нападении животных без владельцев на других животных или человека, - не позднее 12 часов с момента поступления такой заявки.
течение 1 (одного) рабочего дня, извещать Заказчика о причине невыполнения заявки.
Администрацией г. Красноярска создано Муниципальное казенное учреждение города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства».
Согласно п. 1.2, 2.1 Устава указанного учреждения, оно является некоммерческой организацией, созданной, в том числе для санитарной очистки города, для исполнения за счет бюджетных средств муниципальных контрактов от имени муниципального образования путем осуществления санитарной очистки города.
Таким образом, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования г. Красноярск в установленном законом порядке организованы мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, осуществление которых возложено от имени данного муниципального образования на Муниципальное казенное учреждение города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», являющегося муниципальным заказчиком в рамках муниципального контракта на выполнение работ по отлову и содержанию безнадзорных животных в целях регулирования их численности.
В соответствии со статьёй 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда, при определении которого суду с учётом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу п. 2 ст. 150 ГК РФ нематериальные блага, в том числе жизнь и здоровье, защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного материального права и характера последствий нарушения.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда в соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии со свидетельством о рождении <данные изъяты> Соколова Т.С. является матерью ФИО20
Из пояснений ФИО19., следует, что ДД.ММ.ГГГГ года её укусила собака, что явилось причиной обращения в ТП № 5 Красноярской межрайонной клинической больницы № 7. В результате оказания медицинской помощи ФИО21 обработана укушенная рана, произведена вакцинация.
В материалы дела представлена выписка из медицинской карты амбулаторного больного ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которой установлен полный диагноз: укушенная рана коленного сустава. Как лицу, получающему прививки от бешенства выдана памятка, из которой следует, что Соколовой В.В. установлены ограничения на выполнение тяжелой физической работы, занятий спортом, переохлаждение и перегревание тела, купание в открытых водоемах, прием солнечных ванн, загар, а также получение других прививок в течение двух месяцев с момент окончания прививок против бешенства; назначены явки в прививочный кабинет ДД.ММ.ГГГГ.
По материалу проверки зарегистрировано спецсообщение <данные изъяты> года по факту укуса безнадзорной (бродячей) собакой несовершеннолетней ФИО23., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из пояснений несовершеннолетней <данные изъяты> в материалах проверки КУСП следует, что ДД.ММ.ГГГГ года она возвращалась с футбольного поля домой. Во дворе дома <адрес>, проходя мимо дворовой площадки, она услышала рычание позади себя, через какое-то время почувствовала укус в области коленного сустава. Испугавшись, забралась на рядом стоящую горку и позвонила маме Соколовой Т.С., сообщила о произошедшем.
ОП №6 МУ МВД РФ «Красноярское» ДД.ММ.ГГГГ года направлено уведомление о принятии информации руководителю МКУ «УДИБ» г. Красноярска по факту укуса истца собакой.
ДД.ММ.ГГГГ года по факту нападения бродячей собаки ДД.ММ.ГГГГ года направлено заявление от законного представителя ФИО24. – Соколовой Т.С. в прокуратуру Свердловского района г. Красноярска.
Прокуратурой Свердловского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения законодательства при организации отлова и содержания безнадзорных животных, в ходе, которой установлено, что 25.04.2023 года в дежурную часть ОП № 6 МУ МВД России « Красноярское» поступило спецсообщение <данные изъяты> года по факту укуса безнадзорной (бродячей) собакой несовершеннолетней Соколовой В.В., <данные изъяты>, проживающей по адресу: г<адрес>
Как видно из реестра обращений по собакам, поступившим в МКУ «ЦОМ ГО, ЧС и ПБ», <данные изъяты>. поступило сообщение о происшествии с ФИО25
По сведениям, представленным МКУ «УДИБ», по факту событий ДД.ММ.ГГГГ года (укуса безнадзорной собаки ФИО26.) выдан план-задание от ДД.ММ.ГГГГ года, место выполнения работ <адрес>
Сведений об отлове животного в материалах дела не имеется.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 02.07.2013 № 74-гх «Об утверждении Устава МКУ «УДИБ», в соответствии с уставом п.1.2 является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, для организации выполнения работ ко капитальному ремонту, содержанию дорог в городе Красноярске, а также искусственных сооружений, расположенных на улично-дорожной сети, объектов внешнего благоустройства, санитарной очистки города осуществления деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной ости города Красноярска, благоустройства и озеленения, распоряжением Администрации г. Красноярска от 30.07.2014 № 57-гх « Об утверждении изменений в Устав МКУ «УДИБ», распоряжением Администрации г. Красноярска от 09.04.2015 № 32-гх « Об утверждении изменений в Устав МКУ «УДИБ.
В соответствии с изменениями в Устав МКУ «УДИБ» от 27.09.2017 № 83-гх в п.1 указано, санитарная очистка города в соответствующем падеже заменить словами «проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных».
Ответчиком в материалы дела представлен муниципальный контракт №Ф.2023.1773 оказания услуг по обращению с животными без владельцев на территории города Красноярска от 05.12.2023 года, заключенный с ФИО27
В соответствии с заключенным между Муниципальным казенным учреждением города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в г. Красноярске и ИП Брыль И.В., муниципальным контрактом №ИКЗ – <данные изъяты> года на оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории г. Красноярска в 2023 году, отлов животных без владельцев осуществляется на основании планов-заданий и заявок, выдаваемых Заказчиком, а также заявок, поступивших лот МКУ «ЦОМ ГО, ЧС и ПБ» круглосуточно, в том числе в выходные и в праздничные дни. Оказание услуг (отлов) производится по адресам, указанным в планах-заданиях, а также адресам, расположенным вблизи по - соседству, смежным адресам, указанным в заявке или плане-задании. Отлов животных без владельцев производится исполнителем во внеплановом порядке в течение 24 часов с момента поступления от уполномоченного органа заявки или плана-задания о необходимости отлова животных без владельцев, а в случае поступления от уполномоченного органа заявки о необходимости проведения отлова животных без владельцев, содержащей сведения о нападении животных без владельцев на других животных или человека – не позднее 12 часов с момента поступления такой заявки или план-задания (п. 4.1.5 Контракта).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Статьями 1, 2, 3 Закона Красноярского края от 13.06.2013 N 4-1402 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных", установлено, что исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов края (далее - органы местного самоуправления) наделены отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в с, утверждаемом Правительством Красноярского края. Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Согласно пункту 2.2 Постановления Правительства Красноярского края от 24.12.2019 N 751-п (ред. от 05.07.2022) "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Красноярского края" отлов животных без владельцев осуществляется в плановом порядке, а также внеплановом порядке на основании информации о животных без владельцев и месте их нахождения (заявок физических и юридических лиц, сообщений органов государственной власти, органов местного самоуправления, представленных лично или поступивших по телефону, посредством почтовой связи или электронной почты в уполномоченный орган; а также сообщений, размещенных в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - информация о животных без владельцев).
В соответствии с п. 1.5. Постановления Правительства Красноярского края от 24.12.2019 N 751-п (ред. от 05.07.2022) "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Красноярского края" уполномоченным органом по организации мероприятий, предусмотренных пунктом 1.3 Порядка, являются исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Красноярского края (далее - уполномоченный орган).
Таким образом, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.
Кроме того, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (ред. от 25.05.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500) установлено, что регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных. (пункт 1789).
В силу ч.3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Администрация г. Красноярска определила такой исполнительно-распорядительный орган, и в соответствии с пунктом 3.1.17 Положения о департаменте городского хозяйства администрации г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 01.07.2011 N 84-р, в целях организации проведения мероприятий по отлову, учету, содержанию и иному обращению с безнадзорными домашними животными МКУ «УДИБ» организует проведение мероприятий по отлову, учету, содержанию и иному обращению с безнадзорными домашними животными.
Отклоняя доводы ответчика об отсутствии причинно-следственной связи между бездействием ответчика МКУ «УДИБ» и нападением на Соколову В.В. безнадзорной собаки, суд исходит из того, что полномочия по организации отлова безнадзорных животных на территории г. Красноярска возложены на МКУ «УДиБ». Ответчиком обязанность к принятию мер по отлову собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории муниципального образования, в должной мере не исполнялась, до нападения безнадзорной собаки на истца ее отлов активно не осуществлялся, при наличии сообщения о нападении собаки на несовершеннолетнюю, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием МКУ «УДИБ» и нападением 25.04.2023 года на Соколову В.В. безнадзорной собаки.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком каких-либо доказательств, бесспорно подтверждающих выполнение ответчиком возложенных на него обязанностей в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 24.12.2019 N 751-п (ред. от 05.07.2022) "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Красноярского края" планового осуществления мероприятий по отлову собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории муниципального образования и опровергающих доводы стороны истца, не представлено.
Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины МКУ «УДиБ» в причинении вреда истцу, ответчиком не представлено.
Факт нападения собаки на ФИО28 и обстоятельства данного нападения сторонами не оспаривался, в обосновании своих возражений ответчик указывал на надлежащее исполнение ими своих обязательств по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Таким образом, факт ненадлежащего исполнения МКУ «УДиБ» обязанностей по отлову безнадзорных животных нашел свое подтверждение в судебном заседании, МКУ «УДиБ», осуществляющее функции муниципального заказчика по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, не организовал надлежащие мероприятия по отлову безнадзорных животных, не принял должных мер по выявлению численности безнадзорных особей, в связи с чем на данное учреждение возлагается ответственность по возмещению причиненного истцу вреда.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу о том, что допустимых и достоверных доказательств отсутствия своей вины МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» суду не представлено.
Проанализировав представленные сторонами в обоснование своей позиции по делу доказательства, суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований.
Таким образом, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования г. Красноярск в установленном законом порядке организованы мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, осуществление которых возложено от имени данного муниципального образования на Муниципальное казенное учреждение города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», являющегося муниципальным заказчиком в рамках муниципального контракта на выполнение работ по отлову и содержанию безнадзорных животных в целях регулирования их численности.
Как разъяснил Верховный суд РФ в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевших за перенесенные страдания.
При определении размера компенсации морального вреда судом учитывается претерпевание несовершеннолетним ребенком естественных физических и нравственных страданий от физической боли, длительность прохождения и характер лечения, необходимость прививок от бешенства, суд считает соразмерной исходя из степени моральных страданий, с учетом принципов разумности и справедливости, позволяющих, максимально возместить причиненный моральный вред, не допустив неосновательного обогащения потерпевшего и не поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение ответчика, принимая во внимание фактические обстоятельства, при которых был причинен вред здоровью, характер причиненных истцу физических и нравственных страданий, определить компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В силу положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах Соколовой Валерии Валерьевны в лице законного представителя Соколовой Татьяны Сергеевны к МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» о взыскании компенсации морального вреда- удовлетворить частично.
Взыскать с МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» (<данные изъяты>) в пользу Соколовой Валерии Валерьевны, <данные изъяты>, в лице законного представителя ФИО29, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
Взыскать с МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» (<данные изъяты>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Г.А. Шахматова
Мотивированное решение изготовлено 12.03. 2024 года.