УИД 69RS0040-02-2020-000386-57
Дело № 2-633/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2020 года г. Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Кузьминой Т.В.,
при секретаре Симадоновой Е.Д.,
с участием представителя истца - Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери – Садковой О.М.,
представителя ответчика - ООО «Фаворит» - Ефремова А.Г.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Седовой Е.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Седовой Е.В. – Вырасткевич Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери к Обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит» о понуждении к исполнению предписания,
УСТАНОВИЛ:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери обратился в суд с иском к ООО «Фаворит» о понуждении к исполнению предписания.
В обоснование исковых требований указано, что в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери поступило обращение Седовой Е.В., проживающей по адресу: <адрес>, в том числе по вопросу ненадлежащего содержания фасада здания - участка стены по периметру окна комнаты в коммунальной квартире многоквартирного дома <адрес>. По информации, представленной МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом», квартиры № в жилом доме по <адрес> находятся в муниципальной собственности. В этой связи с целью осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери на основании приказа отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства от 26 ноября 2019 года № 267 в отношении ООО «Фараон» 05 декабря 2019 года была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований действующего законодательства по содержанию общего имущества - состояния стены по периметру окна в комнате заявителя в квартире № многоквартирного дома <адрес>. На момент проведения проверки было установлено, что ООО «Фаворит» в рамках осуществления деятельности по управлению многоквартирным нарушает требования действующего законодательства, а именно: - абз. 3, 4 п. 4.2.1.1, п.п. 4.2.1.3, 4.2.1.14, 4.2.1.18, абз. 2 п. 4.2.1.17 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, абз. 2, 4, 6 п. 3, абз. 2, 4 п. 10 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, установлено отклонение наружной части стены от вертикали бетонной плиты перекрытия до середины оконного проема по внешней стороне квартиры № многоквартирного дома <адрес>. Внутри комнаты вышеуказанной квартиры в местах сопряжения внутренней части стены с межкомнатными перегородками (в углах) имеются трещины с шириной раскрытия до 1 см, с левой стороны от окна имеются места с места с выкрашиванием цементного раствора (в шве и кирпичной кладке межкомнатной перегородки), с левой и с правой стороны от окна (в углах комнаты) установлено частичное повреждение отделочного слоя стен. 10 декабря 2019 года в 15:00 часов в Департаменте ЖКХ и строительства ООО «Фаворит» было выдано предписание № 91 о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований в срок до 13 января 2020 года, а именно: 1. установить маяки на трещины в комнате квартиры <адрес>, в случае раскрытия трещин принять меры по выявлению причин формации и их устранению; 2. провести работы по устранению деформации наружной части стены по периметру оконного проема комнаты в квартире <адрес>. На составлении предписания от 10 декабря 2019 года № 91 присутствовала мастер ООО Фаворит» ФИО1 15 января 2020 года в соответствии с приказом отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства от 30 декабря 2019 года № 299 была проведена неплановая выездная проверка ООО «Фаворит» по выполнению предписания отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства от 10 декабря 2019 года № 91. На момент проведения проверки установлено, что предписание от 10 декабря 2019 года № 91 не выполнено: не установлены маяки на трещины в комнате квартиры <адрес>; не проведены работы по устранению деформации наружной части стены по периметру оконного проема комнаты в <адрес>. В отношении ООО «Фаворит» 20 января 2020 года был составлен протокол об административном правонарушении № 2, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. На момент проведения проверки от 05 декабря 2019 года у ООО «Фаворит» имелась рабочая документация по усилению строительных конструкций участка фасада многоквартирного дома <адрес> (243-06.2019-АС), разработанная ООО «АспектПроект»; заключен договор подряда № 30/08-5 от 05 августа 2019 года с ООО «Ремонтстройпрофиль» на проведение работ по усилению строительных конструкций участка фасада <адрес>, согласована локальная смета от 05 августа 2019 года на проведение работ по усилению строительных конструкций участка фасада вышеуказанного дома. Просит обязать ООО «Фаворит» выполнить предписание отдела муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 10 декабря 2019 года № 91, а именно в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда: - установить маяки, изготовленные в соответствии с требованиями п. 3.34. ГОСТ 24846-2012. Межгосударственный стандарт. Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений») на трещины в комнате квартиры <адрес>, в случае раскрытия трещин принять меры по выявлению причин деформации и их устранению; - провести работы по устранению деформации наружной части стены по периметру оконного проема комнаты в квартире <адрес>.
Определением суда от 11 марта 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное образование город Тверь в лице Администрации г. Твери, МКУ г. Твери «УМЖФ», ГУ «ГЖИ» Тверской области, ООО «Ремстройпрофиль».
Определением судьи от 15 апреля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «АспектПроект».
В судебном заседании представитель истца - Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери – Садкова О.М. исковые требования поддержала в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в нем, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика - ООО «Фаворит» - Ефремов А.Г. исковые требования не признал, суду пояснил, что маяки устанавливать не нужно, поскольку стена уже укреплена, на исполнение предписания нет денежных средств. Указал, что ООО «Фаворит» должно поддерживать общее имущество в надлежащем состоянии.
В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Седова Е.В., ее представитель Вырасткевич Э.А. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, суду пояснили, что просительную часть иска необходимо уточнить, указав, каким образом необходимо провести работы по устранению деформации наружной части стены, кто будет нести ответственность за их качество.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главного управления «Государственная жилищная инспекции» Тверской области не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Муниципального образования город Тверь в лице Администрации г. Твери не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно отзыву поддерживает исковые требования, считает их законными и обоснованными и просит удовлетворить указанное исковое заявление.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - МКУ г. Твери «УМЖФ», ГУ «ГЖИ» Тверской области, ООО «Ремстройпрофиль», ООО «АспектПроект» не явились, будучи извещенными о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили.
Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 4 п. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Постановлением Администрации города Твери от 02 марта 2018 года № 314 утверждено Положение о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, который согласно п. 1.1. является самостоятельным структурным подразделением администрации города Твери, имеет статус юридического лица с правом найма и увольнения.
В силу п. 1.7. Положения Департамент в пределах своей компетенции осуществляет оперативный контроль и координацию деятельности муниципальных унитарных предприятий, учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства и строительства в соответствии с действующим законодательством.
Согласно указанному положению, основной задачей (п. 2.5.) и одной из основных функций (п. 3.1.1.8) Департамента ЖКХ и жилищной политики администрации г. Твери является осуществление муниципального жилищного контроля на территории г. Твери, а также осуществление общего контроля за сохранностью и соблюдением правил пользования муниципальным жилищным фондом (п. 3.1.1.2. Положения).
Постановлением администрации города Твери от 13 марта 2014 года № 303 утверждено положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери.
Согласно п. 3.1. Положения предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством обязательных требований, в том числе к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности; деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Из содержания искового заявления следует, что истец, как орган муниципального жилищного контроля, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к управляющей компании - ООО «Фаворит» о понуждении к исполнению предписания № 91 от 10 декабря 2019 года.
Согласно п. 12.1 Положения о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований муниципальные жилищные инспекторы составляют и выдают предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по соблюдению обязательных требований, а также на указанных лиц возложена обязанность по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда, а также по принятию мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Указанное предписание вынесено истцом в адрес ответчика и содержит перечень мероприятий, подлежащих исполнению в установленный предписанием срок в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений обязательных требований по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, обращение департамента жилищно-коммунального хозайства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, являющегося органом муниципального жилищного контроля, в суд с вышеуказанными требованиями осуществлено в пределах его компетенции. Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от органа, обладающего властными полномочиями, и носит обязательный характер.
В департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери поступило обращение Седовой Е.В., проживающей по адресу: <адрес>, по вопросу ненадлежащего содержания фасада здания - участка стены по периметру окна комнаты в коммунальной квартире многоквартирного дома <адрес>.
С целью осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери на основании приказа отдела жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 26 ноября 2019 года № 267 в отношении ООО «Фараон» 05 декабря 2019 года была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований действующего законодательства по содержанию общего имущества – состояния стены по периметру окна в комнате заявительницы в квартире № многоквартирного дома <адрес>.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ, принятые сторонами обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как следует из ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено, сторонами не оспаривалось, что управление многоквартирным домом <адрес> осуществляется управляющей компанией ООО «Фаворит».
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании п.п. 10, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
В соответствии с подп. В п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Содержание общего имущества согласно п. 11 Правил № 491 в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (п. 13 Правил № 491).
Согласно п. 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Согласно п.п. 3, 10 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 № 290, работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов:
выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств;
выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков;
выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней;
выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен;
в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение;
работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перегородок в многоквартирных домах:
выявление зыбкости, выпучивания, наличия трещин в теле перегородок и в местах сопряжения между собой и с капитальными стенами, перекрытиями, отопительными панелями, дверными коробками, в местах установки санитарно-технических приборов и прохождения различных трубопроводов;
проверка звукоизоляции и огнезащиты;
при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п. 1.1.).
В соответствии с абз. 3, 4 п. 4.2.1.1., п. 4.2.1.3., п. 4.2.1.14., п. 4.2.1.18, абз. 2 п. 4.2.1.17. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация. Допустимая ширина раскрытия трещин в панелях 0,3 мм, в стыках - 1 мм. Организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать. В кирпичных стенах обеспечивается толщина в соответствии с проектом. Повреждения, вызвавшие снижение прочности и устойчивости, водозащитных и теплотехнических свойств наружных ограждающих конструкций, звукоизоляции и других показателей, которые не могут быть устранены при текущем ремонте, следует устранять при капитальном ремонте или реконструкции по соответствующему проекту.
Согласно требованиям п.п. 10.1., 10.3, 10.4 ГОСТ 24846-2012 систематическое наблюдение за развитием трещин следует проводить при появлении их в несущих конструкциях зданий и сооружений с тем, чтобы выяснить характер деформаций и степень опасности их для дальнейшей эксплуатации объекта. При наблюдениях за раскрытием трещин по ширине следует использовать измерительные или фиксирующие устройства, прикрепляемые к обеим сторонам трещины: маяки, щелемеры, рядом с которыми проставляют их номера и дату установки. При ширине трещины более 1 мм необходимо измерять ее глубину.
П. 3.34. 3.34. ГОСТ 24846-2012 установлено, что маяк, щелемер: приспособление для наблюдения за развитием трещин: гипсовая или алебастровая плитка, прикрепляемая к обоим краям трещины на стене; две стеклянные или плексигласовые пластинки, имеющие риски для измерения величины раскрытия трещины и др.
В результате проведенной 05 декабря 2019 года проверки установлено, что ООО «Фаворит» в рамках осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом <адрес> нарушает требования действующего законодательства, а именно: абз. 3, 4 п. 4.2.1.1, п.п. 4.2.1.3, 4.2.1.14, 4.2.1.18, абз. 2 п. 4.2.1.17 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, абз. 2, 4, 6 п. 3, абз. 2, 4 п. 10 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, установлено отклонение наружной части стены от вертикали - от бетонной плиты перекрытия до середины оконного проема по внешней стороне квартиры № (комнаты) многоквартирного дома <адрес>. Внутри комнаты № в местах сопряжения внутренней части стены с межкомнатными перегородками (в углах) имеются трещины с шириной раскрытия до 1 см, с левой стороны от окна имеются места с выкрашиванием цементного раствора (в шве и кирпичной кладке межкомнатной перегородки), с левой и с правой стороны от окна (в углах комнаты) установлено частичное повреждение отделочного слоя стен.
В связи с выявленными в результате проведения проверки нарушениями требований жилищного законодательства РФ отделом муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйств, жилищной политики и строительства администрации города Твери выдано в адрес ООО «Фаворит» предписание № 91 от 10 декабря 2019 года о прекращении нарушений обязательных требований, о проведении в срок до 13 января 2020 года следующих действий, а именно: 1. установить маяки на трещины в комнате квартиры <адрес>, в случае раскрытия трещин принять меры по выявлению причин деформации и их устранению; 2. провести работы по устранению деформации наружной части стены по периметру оконного проема комнаты в квартире <адрес>.
Кроме того, в предписании содержится требование, обязывающее ООО «Фаворит» о выполнении предписания письменно сообщить в отдел муниципального жилищного контроля департамента ЖКХ, жилищной политики и строительства администрации города Твери в срок до 13 января 2020 года, представив копии документов, подтверждающих выполнение предписания.
Указанное предписание, как установлено судом при рассмотрении дела, вынесено уполномоченным органом, в пределах его компетенции, соответствует требованиям действующего законодательства, ответчиком ООО «Фаворит» не оспаривалось.
Требования предписания подлежали обязательному исполнению управляющей компанией в срок до 13 января 2020 года.
Вынесенное предписание об устранении выявленных нарушений в установленном законом порядке ответчиком не обжаловалось и незаконным не признано.
Вместе с тем, как установлено при рассмотрении дела, содержащееся в предписании требование о письменном извещении управляющей компанией ООО «Фаворит» отдела муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери о выполнении предписания в установленный срок до 13 января 2020 года с представлением копий документов, подтверждающих выполнение предписания, не исполнено.
С целью проверки выполнения предписания № 91 от 10 декабря 2019 года на основании приказа отдела муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 30 декабря 2019 № 299 была проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 15 января 2020 года № 299, в соответствии с которым установлено, что предписание № 91 от 10 декабря 2019 года не исполнено, не установлены маяки на трещины в комнате квартиры <адрес>; не проведены работы по устранению деформации наружной части стены по периметру оконного проема комнаты в квартире <адрес>.
Присутствовавший при проведении проверки представитель управляющей компании на дату составления акта 15 января 2020 года каких-либо документов, свидетельствующих о выполнении предписания в полном объеме, не представил, возражений по установленным проверкой обстоятельствам не заявлял.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 83 Тверской области от 06 февраля 2020 года ООО «Фаворит» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания № 91 от 10 декабря 2019 года об устранении нарушений законодательства, юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 10000 рублей.
Указанное постановление обжаловано не было и вступило в законную силу.
Таким образом, требования законно выданного предписания уполномоченного органа в установленный срок со стороны ООО «Фаворит» исполнены не были, в связи с чем орган муниципального жилищного контроля обратился в суд за понуждением к исполнению предписания в невыполненной части со стороны управляющей организации в судебном порядке.
Как следует из пояснений представителя ответчика ООО «Фаворит», на настоящий момент маяки на трещины в комнате не установлены, работы по устранению деформации наружной части стены не проведены. Доказательств отсутствия необходимости установления маяков на трещины ответчиком суду не представлено, в то время как установление маяков при обнаружении трещин входит в обязанность управляющей компании.
Исходя из вышеизложенного, суд, оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу о нарушении со стороны ООО «Фаворит» требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, поскольку ни на дату обращения в суд с рассматриваемым иском, ни на дату рассмотрения дела обязательные к исполнению требования предписания № 91 от 10 декабря 2019 года устранены не были, что свидетельствует о наличии неправомерного бездействия со стороны ответчика.
При рассмотрении дела установлено, что обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома управляющей организацией надлежащим образом не выполняются, чем нарушены обязательные требования по использованию и содержанию общего имущества собственников помещений дома. Бездействие управляющей организации в области надлежащего содержания общего имущества собственников помещений дома привело к возникновению вышеуказанных и приведенных в актах проверки и предписании нарушений.
Определение размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа, относится к предпринимательскому риску управляющий организации, которая является специализированной коммерческой организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, которая согласно части 1 статьи 2 ГК РФ осуществляется на свой страх и риск.
Таким образом, возникновение в связи с необходимостью устранения нарушений в содержании общего имущества многоквартирного дома расходов управляющей компании, является коммерческим риском организации.
Довод об отсутствии денежных средств для проведения работ по устранению деформации наружной части стены не может быть принят судом во внимание, поскольку, как неоднократно указывал Верховный Суд РФ, отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством РФ в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
При этом суд отмечает, что ответчик не лишен возможности изыскать денежные средства для проведения необходимых работ путем получения кредита, путем сбора денежных средств на основании решения собственников помещений многоквартирного дома, путем финансирования органами власти.
К доводам третьего лица об определении способа проведения работ по устранению деформации наружной части стены, об определении ответственного лица за проведенные работы суд относится критически, поскольку в рамках заявленного иска рассматривается вопрос о бездействии управляющей компании и о возложении на нее обязанности по исполнению предписания.
Согласно п. 4.2.1.3. Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация.
ООО «Фаворит» в целях устранения повреждений общего имущества многоквартирного дома заключены:
- договор № 243-06.2019 от 02 июля 2019 года с ООО «АспектПроект» для разработки исполнителем рабочей документации на усиление строительных конструкций участка фасада многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>;
- договор подряда № 30/08-5 от 05 августа 2019 года с ООО «Ремстройпрофиль» для выполнения работ на усиление строительных конструкций участка фасада многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Таким образом, определение способа проведения работ по устранению деформации наружной части стены, вопросы ответственности за проведенные работы должны быть урегулированы управляющей компанией и специализированными организациями.
Вопрос о проведении комплексного обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не является предметом рассмотрения настоящего иска.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из обстоятельств дела, требований разумности, суд полагает возможным установить месячный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ установлено, что по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Принимая во внимание, что исковые требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц – граждан, исковые требования неимущественного характера к ответчику удовлетворены, с ответчика в бюджет муниципального образования город Тверь в счет государственной пошлины подлежит взысканию по 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери к Обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит» о понуждении к исполнению предписания удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Фаворит» обязанность выполнить предписание отдела муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 10 декабря 2019 года № 91, а именно в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда: - установить маяки, изготовленные в соответствии с требованиями п. 3.34. ГОСТ 24846-2012. Межгосударственный стандарт. Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений») на трещины в комнате квартиры <адрес>, в случае раскрытия трещин принять меры по выявлению причин деформации и их устранению;
- провести работы по устранению деформации наружной части стены по периметру оконного проема комнаты в квартире <адрес>.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Фаворит» в бюджет муниципального образования город Тверь государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Кузьмина
Решение в окончательной форме изготовлено 27 мая 2020 года.
Председательствующий Т.В. Кузьмина
УИД 69RS0040-02-2020-000386-57
Дело № 2-633/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2020 года г. Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Кузьминой Т.В.,
при секретаре Симадоновой Е.Д.,
с участием представителя истца - Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери – Садковой О.М.,
представителя ответчика - ООО «Фаворит» - Ефремова А.Г.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Седовой Е.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Седовой Е.В. – Вырасткевич Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери к Обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит» о понуждении к исполнению предписания,
УСТАНОВИЛ:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери обратился в суд с иском к ООО «Фаворит» о понуждении к исполнению предписания.
В обоснование исковых требований указано, что в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери поступило обращение Седовой Е.В., проживающей по адресу: <адрес>, в том числе по вопросу ненадлежащего содержания фасада здания - участка стены по периметру окна комнаты в коммунальной квартире многоквартирного дома <адрес>. По информации, представленной МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом», квартиры № в жилом доме по <адрес> находятся в муниципальной собственности. В этой связи с целью осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери на основании приказа отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства от 26 ноября 2019 года № 267 в отношении ООО «Фараон» 05 декабря 2019 года была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований действующего законодательства по содержанию общего имущества - состояния стены по периметру окна в комнате заявителя в квартире № многоквартирного дома <адрес>. На момент проведения проверки было установлено, что ООО «Фаворит» в рамках осуществления деятельности по управлению многоквартирным нарушает требования действующего законодательства, а именно: - абз. 3, 4 п. 4.2.1.1, п.п. 4.2.1.3, 4.2.1.14, 4.2.1.18, абз. 2 п. 4.2.1.17 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, абз. 2, 4, 6 п. 3, абз. 2, 4 п. 10 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, установлено отклонение наружной части стены от вертикали бетонной плиты перекрытия до середины оконного проема по внешней стороне квартиры № многоквартирного дома <адрес>. Внутри комнаты вышеуказанной квартиры в местах сопряжения внутренней части стены с межкомнатными перегородками (в углах) имеются трещины с шириной раскрытия до 1 см, с левой стороны от окна имеются места с места с выкрашиванием цементного раствора (в шве и кирпичной кладке межкомнатной перегородки), с левой и с правой стороны от окна (в углах комнаты) установлено частичное повреждение отделочного слоя стен. 10 декабря 2019 года в 15:00 часов в Департаменте ЖКХ и строительства ООО «Фаворит» было выдано предписание № 91 о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований в срок до 13 января 2020 года, а именно: 1. установить маяки на трещины в комнате квартиры <адрес>, в случае раскрытия трещин принять меры по выявлению причин формации и их устранению; 2. провести работы по устранению деформации наружной части стены по периметру оконного проема комнаты в квартире <адрес>. На составлении предписания от 10 декабря 2019 года № 91 присутствовала мастер ООО Фаворит» ФИО1 15 января 2020 года в соответствии с приказом отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства от 30 декабря 2019 года № 299 была проведена неплановая выездная проверка ООО «Фаворит» по выполнению предписания отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства от 10 декабря 2019 года № 91. На момент проведения проверки установлено, что предписание от 10 декабря 2019 года № 91 не выполнено: не установлены маяки на трещины в комнате квартиры <адрес>; не проведены работы по устранению деформации наружной части стены по периметру оконного проема комнаты в <адрес>. В отношении ООО «Фаворит» 20 января 2020 года был составлен протокол об административном правонарушении № 2, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. На момент проведения проверки от 05 декабря 2019 года у ООО «Фаворит» имелась рабочая документация по усилению строительных конструкций участка фасада многоквартирного дома <адрес> (243-06.2019-АС), разработанная ООО «АспектПроект»; заключен договор подряда № 30/08-5 от 05 августа 2019 года с ООО «Ремонтстройпрофиль» на проведение работ по усилению строительных конструкций участка фасада <адрес>, согласована локальная смета от 05 августа 2019 года на проведение работ по усилению строительных конструкций участка фасада вышеуказанного дома. Просит обязать ООО «Фаворит» выполнить предписание отдела муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 10 декабря 2019 года № 91, а именно в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда: - установить маяки, изготовленные в соответствии с требованиями п. 3.34. ГОСТ 24846-2012. Межгосударственный стандарт. Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений») на трещины в комнате квартиры <адрес>, в случае раскрытия трещин принять меры по выявлению причин деформации и их устранению; - провести работы по устранению деформации наружной части стены по периметру оконного проема комнаты в квартире <адрес>.
Определением суда от 11 марта 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное образование город Тверь в лице Администрации г. Твери, МКУ г. Твери «УМЖФ», ГУ «ГЖИ» Тверской области, ООО «Ремстройпрофиль».
Определением судьи от 15 апреля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «АспектПроект».
В судебном заседании представитель истца - Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери – Садкова О.М. исковые требования поддержала в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в нем, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика - ООО «Фаворит» - Ефремов А.Г. исковые требования не признал, суду пояснил, что маяки устанавливать не нужно, поскольку стена уже укреплена, на исполнение предписания нет денежных средств. Указал, что ООО «Фаворит» должно поддерживать общее имущество в надлежащем состоянии.
В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Седова Е.В., ее представитель Вырасткевич Э.А. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, суду пояснили, что просительную часть иска необходимо уточнить, указав, каким образом необходимо провести работы по устранению деформации наружной части стены, кто будет нести ответственность за их качество.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главного управления «Государственная жилищная инспекции» Тверской области не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Муниципального образования город Тверь в лице Администрации г. Твери не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно отзыву поддерживает исковые требования, считает их законными и обоснованными и просит удовлетворить указанное исковое заявление.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - МКУ г. Твери «УМЖФ», ГУ «ГЖИ» Тверской области, ООО «Ремстройпрофиль», ООО «АспектПроект» не явились, будучи извещенными о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили.
Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 4 п. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Постановлением Администрации города Твери от 02 марта 2018 года № 314 утверждено Положение о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, который согласно п. 1.1. является самостоятельным структурным подразделением администрации города Твери, имеет статус юридического лица с правом найма и увольнения.
В силу п. 1.7. Положения Департамент в пределах своей компетенции осуществляет оперативный контроль и координацию деятельности муниципальных унитарных предприятий, учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства и строительства в соответствии с действующим законодательством.
Согласно указанному положению, основной задачей (п. 2.5.) и одной из основных функций (п. 3.1.1.8) Департамента ЖКХ и жилищной политики администрации г. Твери является осуществление муниципального жилищного контроля на территории г. Твери, а также осуществление общего контроля за сохранностью и соблюдением правил пользования муниципальным жилищным фондом (п. 3.1.1.2. Положения).
Постановлением администрации города Твери от 13 марта 2014 года № 303 утверждено положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери.
Согласно п. 3.1. Положения предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством обязательных требований, в том числе к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности; деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Из содержания искового заявления следует, что истец, как орган муниципального жилищного контроля, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к управляющей компании - ООО «Фаворит» о понуждении к исполнению предписания № 91 от 10 декабря 2019 года.
Согласно п. 12.1 Положения о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований муниципальные жилищные инспекторы составляют и выдают предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по соблюдению обязательных требований, а также на указанных лиц возложена обязанность по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда, а также по принятию мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Указанное предписание вынесено истцом в адрес ответчика и содержит перечень мероприятий, подлежащих исполнению в установленный предписанием срок в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений обязательных требований по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, обращение департамента жилищно-коммунального хозайства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, являющегося органом муниципального жилищного контроля, в суд с вышеуказанными требованиями осуществлено в пределах его компетенции. Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от органа, обладающего властными полномочиями, и носит обязательный характер.
В департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери поступило обращение Седовой Е.В., проживающей по адресу: <адрес>, по вопросу ненадлежащего содержания фасада здания - участка стены по периметру окна комнаты в коммунальной квартире многоквартирного дома <адрес>.
С целью осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери на основании приказа отдела жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 26 ноября 2019 года № 267 в отношении ООО «Фараон» 05 декабря 2019 года была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований действующего законодательства по содержанию общего имущества – состояния стены по периметру окна в комнате заявительницы в квартире № многоквартирного дома <адрес>.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ, принятые сторонами обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как следует из ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено, сторонами не оспаривалось, что управление многоквартирным домом <адрес> осуществляется управляющей компанией ООО «Фаворит».
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании п.п. 10, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
В соответствии с подп. В п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Содержание общего имущества согласно п. 11 Правил № 491 в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (п. 13 Правил № 491).
Согласно п. 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Согласно п.п. 3, 10 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 № 290, работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов:
выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств;
выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков;
выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней;
выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен;
в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение;
работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перегородок в многоквартирных домах:
выявление зыбкости, выпучивания, наличия трещин в теле перегородок и в местах сопряжения между собой и с капитальными стенами, перекрытиями, отопительными панелями, дверными коробками, в местах установки санитарно-технических приборов и прохождения различных трубопроводов;
проверка звукоизоляции и огнезащиты;
при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п. 1.1.).
В соответствии с абз. 3, 4 п. 4.2.1.1., п. 4.2.1.3., п. 4.2.1.14., п. 4.2.1.18, абз. 2 п. 4.2.1.17. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация. Допустимая ширина раскрытия трещин в панелях 0,3 мм, в стыках - 1 мм. Организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать. В кирпичных стенах обеспечивается толщина в соответствии с проектом. Повреждения, вызвавшие снижение прочности и устойчивости, водозащитных и теплотехнических свойств наружных ограждающих конструкций, звукоизоляции и других показателей, которые не могут быть устранены при текущем ремонте, следует устранять при капитальном ремонте или реконструкции по соответствующему проекту.
Согласно требованиям п.п. 10.1., 10.3, 10.4 ГОСТ 24846-2012 систематическое наблюдение за развитием трещин следует проводить при появлении их в несущих конструкциях зданий и сооружений с тем, чтобы выяснить характер деформаций и степень опасности их для дальнейшей эксплуатации объекта. При наблюдениях за раскрытием трещин по ширине следует использовать измерительные или фиксирующие устройства, прикрепляемые к обеим сторонам трещины: маяки, щелемеры, рядом с которыми проставляют их номера и дату установки. При ширине трещины более 1 мм необходимо измерять ее глубину.
П. 3.34. 3.34. ГОСТ 24846-2012 установлено, что маяк, щелемер: приспособление для наблюдения за развитием трещин: гипсовая или алебастровая плитка, прикрепляемая к обоим краям трещины на стене; две стеклянные или плексигласовые пластинки, имеющие риски для измерения величины раскрытия трещины и др.
В результате проведенной 05 декабря 2019 года проверки установлено, что ООО «Фаворит» в рамках осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом <адрес> нарушает требования действующего законодательства, а именно: абз. 3, 4 п. 4.2.1.1, п.п. 4.2.1.3, 4.2.1.14, 4.2.1.18, абз. 2 п. 4.2.1.17 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, абз. 2, 4, 6 п. 3, абз. 2, 4 п. 10 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, установлено отклонение наружной части стены от вертикали - от бетонной плиты перекрытия до середины оконного проема по внешней стороне квартиры № (комнаты) многоквартирного дома <адрес>. Внутри комнаты № в местах сопряжения внутренней части стены с межкомнатными перегородками (в углах) имеются трещины с шириной раскрытия до 1 см, с левой стороны от окна имеются места с выкрашиванием цементного раствора (в шве и кирпичной кладке межкомнатной перегородки), с левой и с правой стороны от окна (в углах комнаты) установлено частичное повреждение отделочного слоя стен.
В связи с выявленными в результате проведения проверки нарушениями требований жилищного законодательства РФ отделом муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйств, жилищной политики и строительства администрации города Твери выдано в адрес ООО «Фаворит» предписание № 91 от 10 декабря 2019 года о прекращении нарушений обязательных требований, о проведении в срок до 13 января 2020 года следующих действий, а именно: 1. установить маяки на трещины в комнате квартиры <адрес>, в случае раскрытия трещин принять меры по выявлению причин деформации и их устранению; 2. провести работы по устранению деформации наружной части стены по периметру оконного проема комнаты в квартире <адрес>.
Кроме того, в предписании содержится требование, обязывающее ООО «Фаворит» о выполнении предписания письменно сообщить в отдел муниципального жилищного контроля департамента ЖКХ, жилищной политики и строительства администрации города Твери в срок до 13 января 2020 года, представив копии документов, подтверждающих выполнение предписания.
Указанное предписание, как установлено судом при рассмотрении дела, вынесено уполномоченным органом, в пределах его компетенции, соответствует требованиям действующего законодательства, ответчиком ООО «Фаворит» не оспаривалось.
Требования предписания подлежали обязательному исполнению управляющей компанией в срок до 13 января 2020 года.
Вынесенное предписание об устранении выявленных нарушений в установленном законом порядке ответчиком не обжаловалось и незаконным не признано.
Вместе с тем, как установлено при рассмотрении дела, содержащееся в предписании требование о письменном извещении управляющей компанией ООО «Фаворит» отдела муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери о выполнении предписания в установленный срок до 13 января 2020 года с представлением копий документов, подтверждающих выполнение предписания, не исполнено.
С целью проверки выполнения предписания № 91 от 10 декабря 2019 года на основании приказа отдела муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 30 декабря 2019 № 299 была проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 15 января 2020 года № 299, в соответствии с которым установлено, что предписание № 91 от 10 декабря 2019 года не исполнено, не установлены маяки на трещины в комнате квартиры <адрес>; не проведены работы по устранению деформации наружной части стены по периметру оконного проема комнаты в квартире <адрес>.
Присутствовавший при проведении проверки представитель управляющей компании на дату составления акта 15 января 2020 года каких-либо документов, свидетельствующих о выполнении предписания в полном объеме, не представил, возражений по установленным проверкой обстоятельствам не заявлял.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 83 Тверской области от 06 февраля 2020 года ООО «Фаворит» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания № 91 от 10 декабря 2019 года об устранении нарушений законодательства, юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 10000 рублей.
Указанное постановление обжаловано не было и вступило в законную силу.
Таким образом, требования законно выданного предписания уполномоченного органа в установленный срок со стороны ООО «Фаворит» исполнены не были, в связи с чем орган муниципального жилищного контроля обратился в суд за понуждением к исполнению предписания в невыполненной части со стороны управляющей организации в судебном порядке.
Как следует из пояснений представителя ответчика ООО «Фаворит», на настоящий момент маяки на трещины в комнате не установлены, работы по устранению деформации наружной части стены не проведены. Доказательств отсутствия необходимости установления маяков на трещины ответчиком суду не представлено, в то время как установление маяков при обнаружении трещин входит в обязанность управляющей компании.
Исходя из вышеизложенного, суд, оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу о нарушении со стороны ООО «Фаворит» требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, поскольку ни на дату обращения в суд с рассматриваемым иском, ни на дату рассмотрения дела обязательные к исполнению требования предписания № 91 от 10 декабря 2019 года устранены не были, что свидетельствует о наличии неправомерного бездействия со стороны ответчика.
При рассмотрении дела установлено, что обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома управляющей организацией надлежащим образом не выполняются, чем нарушены обязательные требования по использованию и содержанию общего имущества собственников помещений дома. Бездействие управляющей организации в области надлежащего содержания общего имущества собственников помещений дома привело к возникновению вышеуказанных и приведенных в актах проверки и предписании нарушений.
Определение размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа, относится к предпринимательскому риску управляющий организации, которая является специализированной коммерческой организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, которая согласно части 1 статьи 2 ГК РФ осуществляется на свой страх и риск.
Таким образом, возникновение в связи с необходимостью устранения нарушений в содержании общего имущества многоквартирного дома расходов управляющей компании, является коммерческим риском организации.
Довод об отсутствии денежных средств для проведения работ по устранению деформации наружной части стены не может быть принят судом во внимание, поскольку, как неоднократно указывал Верховный Суд РФ, отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством РФ в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
При этом суд отмечает, что ответчик не лишен возможности изыскать денежные средства для проведения необходимых работ путем получения кредита, путем сбора денежных средств на основании решения собственников помещений многоквартирного дома, путем финансирования органами власти.
К доводам третьего лица об определении способа проведения работ по устранению деформации наружной части стены, об определении ответственного лица за проведенные работы суд относится критически, поскольку в рамках заявленного иска рассматривается вопрос о бездействии управляющей компании и о возложении на нее обязанности по исполнению предписания.
Согласно п. 4.2.1.3. Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация.
ООО «Фаворит» в целях устранения повреждений общего имущества многоквартирного дома заключены:
- договор № 243-06.2019 от 02 июля 2019 года с ООО «АспектПроект» для разработки исполнителем рабочей документации на усиление строительных конструкций участка фасада многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>;
- договор подряда № 30/08-5 от 05 августа 2019 года с ООО «Ремстройпрофиль» для выполнения работ на усиление строительных конструкций участка фасада многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Таким образом, определение способа проведения работ по устранению деформации наружной части стены, вопросы ответственности за проведенные работы должны быть урегулированы управляющей компанией и специализированными организациями.
Вопрос о проведении комплексного обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не является предметом рассмотрения настоящего иска.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из обстоятельств дела, требований разумности, суд полагает возможным установить месячный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ установлено, что по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Принимая во внимание, что исковые требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц – граждан, исковые требования неимущественного характера к ответчику удовлетворены, с ответчика в бюджет муниципального образования город Тверь в счет государственной пошлины подлежит взысканию по 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери к Обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит» о понуждении к исполнению предписания удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Фаворит» обязанность выполнить предписание отдела муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 10 декабря 2019 года № 91, а именно в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда: - установить маяки, изготовленные в соответствии с требованиями п. 3.34. ГОСТ 24846-2012. Межгосударственный стандарт. Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений») на трещины в комнате квартиры <адрес>, в случае раскрытия трещин принять меры по выявлению причин деформации и их устранению;
- провести работы по устранению деформации наружной части стены по периметру оконного проема комнаты в квартире <адрес>.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Фаворит» в бюджет муниципального образования город Тверь государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Кузьмина
Решение в окончательной форме изготовлено 27 мая 2020 года.
Председательствующий Т.В. Кузьмина