Дело 2 -467/2024
56RS0040-01-2024-000569-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Ташла13 августа 2024 года
Ташлинский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Пузиной О.В.,
при секретаре судебного заседания Масленниковой Р.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Новокаменский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области к АлькеновойЗинареКагармановне о признании правообладателем земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Новокаменский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области (далее администрация МО Новокаменский сельсовет) обратилась в суд иском к Алькеновой З.К. о признании правообладателемземельного участка. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости установлено, что земельный участок с кадастровым №, расположенный по адрес, принадлежал на праве собственности Г. на основании свидетельства о праве собственности на землю №. дата Г. умер. После его смерти открыто наследственное дело. Из письменного ответа нотариуса следует, что наследство, открытое к имуществу Г.принято его дочерью Алькеновой З.К.Свидетельство о праве на наследство на указанный земельный участок Алькеновой З.К. не выдано.
Просит признать Алькенову З.К.правообладателем земельного участка с кадастровым №, расположенным по адрес.
Представитель истца, надлежаще извещенный о времени, дате и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, согласно представленного заявления просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик Алькенова З.К. надлежаще извещенная о времени, дате и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась.
Представитель третьего лица Управление Росреестра по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о времени, дате и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации МО Ташлинский район Оренбургской области, надлежаще извещённый о времени, дате и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, согласно представленного отзыва просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя, об удовлетворении исковых требований не возражает.
Суд, с учетом положений ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав и оценив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
В силу ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 4 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Федеральным законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в нормативные акты, в том числе в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", направленные на выявление и регистрацию ранее учтенных объектов недвижимости.
Положения ст. 69.1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" предусматривают внесудебный порядок внесения сведений о правообладателе в ЕГРН путем принятия уполномоченным органом решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости
В соответствии с частью 2 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ мероприятия, указанные в части 1 настоящей статьи, включают в себя:
1) проведение анализа сведений, в том числе о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, содержащихся в документах, находящихся в архивах и (или) в распоряжении уполномоченных органов, осуществляющих данные мероприятия;
2) направление запроса в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, осуществлявшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" учет и регистрацию прав на объекты недвижимости, а также нотариусам в целях получения сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, которые могут находиться в архивах и (или) в распоряжении таких органов, организаций или нотариусов;
3) опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов либо законов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в том числе размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа соответствующих муниципального образования или субъекта Российской Федерации, на территориях которых расположены ранее учтенные объекты недвижимости, на информационных щитах в границах населенного пункта, натерритории которого расположены ранее учтенные объекты недвижимости, либо на иной территории, расположенной за границами населенного пункта (в случае проведения работ по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости за границами населенного пункта), сообщения о способах и порядке предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости такими правообладателями, в том числе о порядке предоставления любыми заинтересованными лицами сведений о почтовом адресе и (или) адресе электронной почты для связи с ними в связи с проведением мероприятий, указанных в настоящей части. При предоставлении заинтересованными лицами сведений о почтовом адресе и (или) адресе электронной почты для связи с ними в уполномоченный орган одновременно должны быть представлены реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке.
В рамках проведения мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости выявлен объект недвижимости – земельный участок, общей площадью ..... кв. м, с кадастровым №, расположенный по адрес. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Г. дата умер.
Из информации нотариуса нотариального округа с.Ташла и Ташлинский район Оренбургской области Рассказчиковой Н.С. от 21 сентября 2023 года следует, что наследником по закону после смерти Г., умершего дата является дочь АлькеноваЗинираКагармановна.
Исходя из наследственного дела открытого к имуществу Г. следует, что Алькенова З.К. получила свидетельства о праве на наследство по закону .....
Из существа заявленных требований следует, что истцом заявлены требования о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записи о выявленном правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в отношении земельного участка, в порядке ст. 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости."
Согласно части 6 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ после проведения мероприятий, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, уполномоченные органы подготавливают проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, который в течение пяти рабочих дней с момента подготовки размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте муниципального образования, а также направляется заказным письмом с уведомлением о вручении проекта решения лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, с указанием срока для подачи возражений относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости.
Далее в соответствии с частью 9 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента подготовки проекта решения:
1)размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте муниципального образования, на территории которого расположен соответствующий ранее учтенный объект недвижимости, или в случае, если такой объект недвижимости расположен на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на официальном сайте соответствующего субъекта Российской Федерации сведения о данном объекте недвижимости в объеме, предусмотренном пунктом 1 части 6 настоящейстатьи, сроке, в течение которого в соответствии с частью 11 настоящей статьи могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, а также в отношении выявленного правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося физическим лицом, - фамилию, имя, отчество (при наличии), в отношении правообладателя, являющегося юридическим лицом, - полное наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;
2) направляет заказным письмом с уведомлением о вручении проект решения лицу, выявленному в порядке, предусмотренном настоящей статьей, в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, по адресу регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания (в отношении физического лица), или по адресу юридического лица в пределах его места нахождения (в отношении юридического лица) с указанием срока, в течение которого всоответствии с частью 11 настоящей статьи могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, либо вручает проект решения указанному лицу с распиской в получении. В случае, если правообладателем ранее учтенного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 3 части 2 настоящей статьи в уполномоченный орган в письменном виде представлены сведения об адресе электронной почты для связи с ним, указанный проект решения в форме электронного документа и (или) электронного образа документа направляется ему только по такому адресу электронной почты.
Согласно части 12 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ в случае, если в течение сорока пяти дней со дня получения проекта решения лицом, выявленным в порядке, предусмотренном настоящей статьей, в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в уполномоченный орган не поступили возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, указанных в проекте решения, уполномоченный орган принимает решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
В соответствии с частью 14 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ в срок не более пяти рабочих дней со дня принятия решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости уполномоченный орган направляет в орган регистрации прав:
1) заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о его правообладателе, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
2) заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
В то же время, согласно п. 7 статьи 69.1, проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не подготавливается только в случае, если ответы на запросы, указанные в части 4 настоящей статьи, содержат противоречивую информацию о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, либо если ранее учтенным объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование.
Истец после получения ответов на запросы должен был направить уведомление выявленному наследнику и подготовить проект решения о выявлении правообладателя, чего сделано не было.
Из ответа на запрос, полученного от нотариуса о том, что заведено наследственное дело, имеются сведения о наследнике. Указанные сведения не содержат противоречивую информацию о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, в связи с чем суд полагает, что истцом не соблюден внесудебный порядок регистрации сведений о правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
По общему правилу наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия (часть 1 статьи 1152 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.(часть 1 статьи 1153).
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.(часть 2 статьи 1153)
Из анализа указанных норм следует, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на момент смерти вещи, имущественные права и обязанности, которые могут быть приняты наследником в шестимесячный срок с момента открытия наследства путем обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство) либо его фактического принятия.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (пункт 2).
Поскольку Алькенова З.К. вступила в наследственные права после смерти Г., обратившись к нотариусу и получила свидетельства о праве на наследство на денежный вклад и компенсации, то в порядке наследования она является собственником земельного участка, с кадастровым №, расположенный по адрес.
Получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании").
Наличие сведений о наследниках не относится к противоречивой информации о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, объект не прекратили свое существование. Администрацией какой-либо противоречивой информацию о правообладателяхранее учтенных объектов недвижимости не установлено и в материалах дела отсутствуют сведения о том, что истец после выявления правообладателя объекта недвижимости (наследников спорных объектов) подготовил соответствующий проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и направил проект такого решения ответчикам с указанием срока для подачи возражений относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости.
Иск может быть заявлен только в случае, если в течение установленного срока от лиц, указанных в части 11 ст. 69.1 Закона № 218-ФЗ, в уполномоченный орган поступили возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости. В иных случаях администрация сельсовета обязана самостоятельно обращаться в Управление Росреестра для внесения сведений о правообладателях в раздел «Объект» ЕРГН. Данные сведения носят учетный характер и не являются сведениями о регистрации прав наследника на объект недвижимого имущества.
Таким образом, учитывая основания, указанные в исковом заявлении и приложенных к нему документах, исследованные в суде доказательства и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что основанные на данных обстоятельствах исковые требования администрации МО Новокаменский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области к Алькеновой З.К. о внесении записи в Единый государственный реестр недвижимости о правообладателе объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адрес, не могут быть признаны правомерными, законными и обоснованными, в связи с чем удовлетворению не подлежат
руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования Новокаменский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области к АлькеновойЗиниреКагармановне о признании правообладателем земельного участка, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ташлинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения суда.
Судья подпись О.В. Пузина
Мотивированное решение составлено 23 августа 2024 года