Решение по делу № 2а-1056/2020 от 13.07.2020

Дело № 2а-1056/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сальск                                    11.08.2020

    

Сальский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Масловой Н.Г.,

с участием представителя истца Спитановой Д.Г.,

при секретаре Димитровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Сальского района Ростовской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов РФ по Ростовской области, Сальскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Ростовской области, заинтересованному лицу Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по РО в Сальске, Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском районах об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Сальского района Ростовской области обратилась в Сальский городской суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов РФ по Ростовской области, Сальскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Ростовской области, заинтересованному лицу Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по РО в Сальске, Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском районах об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указывая следующее.

В Администрацию Сальского района 03.07.2020 (вх. № 95-ВХ/841) поступило постановление судебного пристава-исполнителя Серовой М.С. от 25.06.2020 о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 35650/19/61073-ИП, возбужденного 16.08.2019 в отношении должника Администрации Сальского района, в связи с неисполнением решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения.

Указанным постановлением установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 01.08.2020.

Решение Сальского городского суда от 22.03.2017 по гражданскому делу № 2-241/17 об обязании Администрации Сальского района в течение 2-х лет принять меры по разработке проектов зон санитарной охраны на 9 источников водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования «Сальский район», вступило в законную силу 28.04.2017.

В целях исполнения вышеуказанного решения суда Администрацией Сальского района был заключен муниципальный контракт от 15.02.2019 № Ф.2019.57681 с ООО «АМСВЭЛ-МАКС» (614015, <адрес>, офис 631) на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации объектов зон санитарной охраны артезианских и разведочно-эксплуатационных буровых на воду скважин в соответствии с заданием на проектирование.

В связи с установленным муниципальным контрактом сроком исполнения 20.12.2019 Администрацией Сальского района 15.04.2019 было подано заявление об отсрочке исполнения указанного решения суда.

Определением Сальского городского суда от 21.05.2019 заявление Администрации Сальского района об отсрочке исполнения решения Сальского городского суда на срок до 31.03.2020 удовлетворено.

Однако исполнитель ООО «АМСВЭЛ-МАКС» в установленный срок обязательства по контракту не выполнил.

В связи с этим в период с 20.12.2019 по 02.04.2020 Администрацией Сальского района в отношении исполнителя по муниципальному контракту ООО «АМСВЭЛ-МАКС» велась претензионная работа, которая не привела ни к каким результатам, а затем работа по расторжению Контракта в связи с его неисполнением.

19.02.2020 Администрацией Сальского района было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что исполнитель не выполнил в установленный срок работы по изготовлению проектно-сметной документации объектов зон санитарной охраны артезианских и разведочно-эксплуатационных буровых на воду скважин.

20.02.2020 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и направлено исполнителю заказным письмом от 19.02.2020 с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте.

Тридцатидневный срок, предусмотренный ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ, истек 21.03.2020. Поскольку подтверждения о вручении уведомления, а также информации об отсутствии Исполнителя по адресу, указанному в контракте, Заказчик не получил, датой надлежащего уведомления считается 22.03.2020.

02.04.2020 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу, Контракт 02.04.2020 расторгнут.

Обратиться в суд за продлением срока исполнения решения суда у Администрации Сальского района с 31.03.2020 (по истечении предоставленной отсрочки) не было оснований, поскольку Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен вышеуказанный механизм расторжения муниципального Контракта, и контракт на 31.03.2020 еще действовал.

Более того, согласно постановлению Президиума Верховного Суда Российской Федерации Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03 2020 № 808 в период с 19 марта 2020 года по 10 апреля 2020 года (включительно) был приостановлен личный прием граждан в судах и рассматривались только категории дел безотлагательного характера.

С 23.04.2020 (даты включения исполнителя в Реестр) у Администрации Сальского района появились основания для исполнения решения суда путем проведения закупочных процедур для заключения нового контракта, однако в связи с наступлением пандемии коронавирусной инфекции (СОУГО-19) Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 дни с 4 по 30 апреля 2020 включительно объявлены нерабочими днями, а затем нерабочие дни были продлены до 12.05.2020.

Постановлением Правительства Ростовской области от 05.04.2020 № 272 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)» была временно приостановлена деятельность предприятий и организаций, осуществлялись лишь услуги гражданам, оказываемые дистанционным способом.

Осуществление закупок в указанный период также было ограничено, муниципальными заказчиками проводились только оперативные закупки, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (СОУГО-19). Денежные средства, заложенные в бюджете муниципального образования на проведение аукциона, также были перераспределены для устранения последствий распространения коронавирусной инфекции (СОУГО-19).

На основании распоряжения Губернатора Ростовской области от 02.04.2020 № 69 об утверждении Плана первоочередных мероприятий по обеспечению социальной стабильности и устойчивого развития экономики в Ростовской области в условиях распространения коронавирусной инфекции аналогичные антикризисные меры для недопущения разбалансированности бюджета Сальского района были приняты в Сальском районе.

Согласно разъясняющим письмам Министерства финансов Российской Федерации от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 и от 26.03.2020 № 24-06-08/24077, Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2020 № ИА/21684/20, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 27.03.2020 № 26/1698, Министерства финансов Ростовской области от 06.04.2020 № 9Э-9.3.2/1840 распространение новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.

25.06.2020 Администрацией Сальского района подано в Сальский городской суд новое заявление об отсрочке исполнения решения суда на 2 года, и определением Сальского городского суда от 03.07.2020 по делу № 13-206/2020 исполнение решения суда отсрочено до 31 марта 2022 (копия прилагается).

В связи с ростом инфляции за прошедший период, стоимость работ по изготовлению проектно-сметной документации, объектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, значительно возросла. Вследствие этого проведена работа по увеличению суммы выделяемых денежных средств на изготовление проектно-сметной документации объектов зон санитарной охраны артезианских и разведочно-эксплуатационных буровых на воду скважин (с 249 999,0 рублей на 1 085 000,0 рублей). Выписка из решения Собрания депутатов Сальского района от 23.06.2020 № 430 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Сальского района от 24.12.2019 № 375 «О бюджете Сальского района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» прилагается.

Об обстоятельствах, препятствующих исполнению решения суда в срок, Администрация Сальского района уведомляла Сальский районный отдел судебных приставов до принятия судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора на основании соответствующего запроса (копия письма прилагается).

Учитывая, вышеизложенное, просят принять во внимание, что неисполнение исполнительного документа в установленный срок вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля Администрации Сальского района. У Администрации Сальского района имелись уважительные причины неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

В силу части 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии вины Администрации в неисполнении обязательства в установленный срок, полагают, существуют основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, в соответствии с п. 6-8 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», просит освободить Администрацию Сальского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Представитель административного истца, действующий на основании доверенности Спитанова Д.Г. требования поддержала, просила административный иск удовлетворить в полном объеме.

Представители УФССП по РО Сальский отдел, УФССП по РО в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания извещены своевременно надлежащим образом, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РО в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен своевременно надлежащим образом в порядке, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.98).

Суд, с учетом мнения административного истца, применительно положений ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, с последующим направлением в их адрес копии решения.

В силу ст. 176 КАС РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Постановлением судебного пристава – исполнителя Сальского РОСП УФССП от 16.08.2019 на основании исполнительного листа по решению Сальского городского суда от 22.03.2017 по гражданскому делу № 2-241/2017 по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Сальске, Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском районах к Администрации Буденновского сельского поселения, Администрации Сальского района об обязании устранения нарушений, Сальским РОСП УФССП возбуждено исполнительное производство № 35650/19/61073 – ИП в отношении должника Администрация Сальского района (л.д. 89, 92-24).

Как установлено, определением Сальского городского суда от 21.05.2019 Администрации Сальского района Ростовской области предоставлена отсрочка исполнения судебного решения от 22.03.2017 по делу № 2-241/2017 до 31.03.2020 (л.д.44).

Согласно имеющемуся в материалах дела письму Администрации Сальского района от 25.06.2020, установлено, что должником во исполнение решения суда и в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был заключен муниципальный контракт от 15.02.2019 № Ф 2019.57681 с ООО «АМСВЭЛ МАКС» по изготовлению проектно-сметной документации объектов зон санитарной охраны артезианских и разведочно-эксплуатационных буровых, в срок, с даты подписания контракта по 20.12.2019. Однако, в установленный контрактом срок, работы по изготовлению проектно-сметной документации, исполнителем ООО «АМСВЭЛ-МАКС» не были изготовлены, что подтверждалось актами приемочной комиссии, что послужило принятию мер Администрацией Сальского района по включению ООО «АМСВЭЛ-МАКС» в реестр недобросовестных поставщиков. В связи с указанными обстоятельствами, должник вновь обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки.

Определением Сальского городского суда от 03.07.2020, Администрации Сальского района предоставлена повторно отсрочка исполнения указанного выше решения суда, до 31 марта 2022 (л.д.47-51).

Из материалов дела, в частности материалов исполнительного производства № 35650/19/61073-ИП, судом установлено, что судебным приставом Сальского РОСП УФССП выносилось предупреждение в соответствии со ст. 315 УК РФ в адрес должника с требованием предоставить в 7 срок со дня поступления такого требования, информации об исполнении решения суда (л.д.82).

Судом установлено, что в связи с неисполнением требований исполнительного документа, постановлением судебного пристава – исполнителя Сальского РОСП УФССП по РО от 25.06.2020 с должника (административного истца по настоящему делу) взыскан исполнительский сбор по ИП неимущественного характера в размере 50 000 руб. и установлен новый срок исполнения (л.д.15).

Обращаясь в суд с требованиями об освобождении от взыскания исполнительского сбора, административный истец ссылается на то, что неисполнение исполнительного документа в установленный срок вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля Администрации Сальского района. Вместе с тем, с даты включения исполнителя в Реестр, у Администрации Сальского района появились основания для исполнения решения суда путем проведения закупочных процедур для заключения нового контракта. Однако, в связи с наступлением пандемии коронавирусной инфекции (COVID 19) Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 дни с 04по 30 апреля 2020 включительно объявлены нерабочими днями, затем продлены до 12.05.2020, что затрудняло производить осуществление закупок.

Частью 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 6 ст. 112 указанного закона, должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора и при отсутствии установленных ГК Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112).

Как следует из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации).

Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

При этом следует иметь в виду, что отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Однако если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ. Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, признавая заслуживающими внимания доводы административного истца, суд соглашается с тем, что вина должника - Администрации Сальского района в неисполнении обязательства в установленный срок отсутствует. Более того, Администрацией Сальского района принимались все необходимые меры по разработке проектов зон санитарной охраны на источники водоснабжения, денежные средства, заложенные в бюджете муниципального образования на проведение всех необходимых мероприятий по исполнению решения суда, были перераспределены для устранения последствий коронавирусной инфекции, что подтверждает и обращение должника в суд, с требованием о предоставлении отсрочки исполнения решения суда и прямо свидетельствует об обстоятельствах, препятствующих исполнению решения суда в срок, о чем Сальский районный отдел судебных приставов был уведомлен до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Учитывая все юридически значимые обстоятельства, суд принимает во внимание, что неисполнение решения суда в установленный срок для добровольного исполнения, вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и считает, что административный иск Администрации Сальского района Ростовской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов РФ по Ростовской области, Сальскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Ростовской области, заинтересованному лицу Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по РО в Сальске, Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском районах об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Сальского района Ростовской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов РФ по Ростовской области, Сальскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Ростовской области, заинтересованному лицу Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по РО в Сальске, Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском районах об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Администрацию Сальского района Ростовской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                    Н.Г. Маслова

В окончательной форме решение изготовлено 17.08.2020.

2а-1056/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Сальского района
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов РФ по Ростовской области
УФССП по РО Сальский отдел
Другие
Территороиальный отдел Управления Роспотребнадзора по РО в г.Сальске
Суд
Сальский городской суд Ростовской области
Судья
Маслова Н.Г.
Дело на сайте суда
salsky.ros.sudrf.ru
13.07.2020Регистрация административного искового заявления
14.07.2020Передача материалов судье
16.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2020Подготовка дела (собеседование)
29.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее