Решение от 28.08.2024 по делу № 2-284/2024 от 07.08.2024

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                          <адрес>

Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи                                                        Беспалова О.В.,

при секретаре                                                                                     ФИО5,

с участием представителя истицы                    ФИО9,

представителя ответчика                            ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в постановке на учет как нуждающейся в предоставлении жилого помещения и возложении обязанности включить в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия (далее по тексту Администрация Целинного РМО РК) о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в Орган опеки и попечительства Управления Образования Администрации Целинного РМО РК о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ответе за подписью заместителя Главы администрации – начальника Управления образования Администрации Целинного РМО РК ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в удовлетворении ее заявления, мотивируя тем что, истица обязана доказать уважительность причин, в силу которых она своевременно не встала на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ в отношении истицы установлен факт отсутствия родительского попечения. Данное решение требовалось для того, чтобы в дальнейшем встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании изложенного истица просит признать незаконным отказ Органа опеки и попечительства Управления Образования Администрации Целинного РМО РК от ДД.ММ.ГГГГ , а также возложить на Орган опеки и попечительства Управления Образования Администрации Целинного РМО РК обязанность по включению ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, но направила своего представителя ФИО9, которая поддержала заявленные истицей требования в полном объеме, настаивая на их удовлетворении.

Представитель ответчика – Администрации Целинного РМО РК ФИО7 заявленные истицей требования не признала, считая их необоснованными.

Представители ответчика третьих лиц – Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, Министерства образования и науки Республики Калмыкия, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили.

Руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно статье 37 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 45-ФЗ) вне очереди жилое помещение предоставлялось детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Позднее общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, были определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон N 159-ФЗ). Вопросы дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение урегулированы статьей 8 указанного закона.

С ДД.ММ.ГГГГ был введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер, и было возможным при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

С ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, введенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон N 15-ФЗ).

Согласно положениям пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно повторному свидетельству о рождении I-ДУ от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Отделом ЗАГС <адрес> ЗАГС Республики Калмыкия, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Калмыкия, ее матерью является ФИО2 в графе "отец" – прочерк.

Приговором Элистинского городского суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, проживающая по адресу: <адрес>, имеющая четверых несовершеннолетних детей, осуждена по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Срок наказания исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ размер наказания ФИО2 смягчен до 8 лет 6 месяцев лишения свободы.

Постановлением мэрии <адрес> Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние дети ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, направлены в МУ "Детский дом" <адрес> для дальнейшего воспитания и содержания. За несовершеннолетними сохранено право пользования жилой площадью по адресу: <адрес>.

Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 установлен факт отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, ФИО1 подлежала постановке на жилищный учет для последующего ее обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке.

ФИО1 не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, ФИО1 не имеет.

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости по адресу: <адрес>, отсутствуют.

Из письма заместителя министра образования и науки Республики Калмыкия, направленного в адрес ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ /ЭМ-01-22-1685, следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не состоит в списке подлежащих обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к указанной категории и достигли возраста 23 лет, за которыми сохраняется право обеспечения жилыми помещениями.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Орган опеки и попечительства Управления Образования Администрации Целинного РМО РК о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно письму заместителя Главы администрации – начальника Управления образования Администрации Целинного РМО РК ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 23 лет.

Оценив представленные суду доказательства, суд отмечает, что Администрацией Целинного РМО РК не были учтены изменения федерального законодательства о порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в статью 8 Федерального закона N 159-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Если согласно прежней редакции Федерального закона N 159-ФЗ порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) устанавливался законом субъекта Российской Федерации, то, в соответствии с новой редакцией, порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно пункту 2 Правил прием заявлений о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 Правил лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 Правил, подают, в том числе лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях, либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями (подпункт г пункта 4 Правил).

Таким образом, с введением нового правового регулирования возрастное ограничение в 23 года более не применяется.

При таких обстоятельствах отказ ответчика в постановке ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изложенный в ответе Администрации Целинного РМО РК от ДД.ММ.ГГГГ , суд признает незаконным и возлагает на Администрацию Целинного РМО РК обязанность поставить на учет в качестве нуждающегося и включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет иск в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1<░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ , ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 23 ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                                     ░.░. ░░░░░░░░

2-284/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильченко Наида Абдулкеримовна
Ответчики
Администрация Целинного РМО Республики Калмыкия
Другие
Крылова Елена Викторовна
Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Суд
Целинный районный суд Республики Калмыкия
Судья
Беспалов Олег Валериевич
Дело на сайте суда
celinny.kalm.sudrf.ru
07.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2024Передача материалов судье
13.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее