№ 2а-1138/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 11 сентября 2018 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шатровой Р.В.,
при секретаре Шенфельд Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Папст П.Ю. к администрации Емельяновского района Красноярского края, начальнику отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», МКУ «Управление земельно-имущественных отношений архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании незаконными действий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Папст П.Ю. обратился в суд с административным иском к администрации Емельяновского района Красноярского края, начальнику отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Шевченко И.А. о признании незаконными действий начальника отдела архитектуры Шевченко И.А. в виде составления ответа № 4355 от 26 июня 2017 года, о возложении обязанности на уполномоченный орган принять решение о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка площадью 24966 кв.м по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, МО Мининский сельсовет, для ведения личного хозяйства. Требования мотивировал тем, что 02 июня 2017 года он обратился в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью 24966 кв.м. 26 июня 2017 года начальником отдела архитектуры администрации Емельяновского района Шевченко И.А. принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок попадает на земли лесного фонда и сельскохозяйственные угодья. Считает отказ незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок к землям лесного фонда не относится; кроме того, решение принято неуполномоченным лицом.
27 июля 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края».
В судебное заседание административный истец Папст П.Ю. не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, направил в адрес суда письменные пояснения по административному иску, согласно которым просил удовлетворить иск в полном объеме, рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик начальник отдела архитектуры МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Шевченко И.А. не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, ходатайство об отложении разбирательства по делу в адрес суда не направил.
В судебном заседании представитель ответчиков МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», администрации Емельяновского района Красноярского края Павлинская М.А. против удовлетворения административного искового заявления возражала, ссылаясь на то обстоятельство, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен на землях государственного лесного фонда, по испрашиваемому участку проходит русло реки «Караульная» с прилегающей территорией водоохранной зоны, кроме того, в непосредственной близости от испрашиваемого участка располагается поселковое кладбище, площадь которого может быть увеличена за счет свободных земель. Ранее представитель МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» представил суду отзыв на иск, указав, что МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» является органом, уполномоченным на рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков; испрашиваемый земельный участок располагается на землях лесного фонда, что исключает возможность предоставления земельного участка.
Выслушав представителя административных ответчиков МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», администрации Емельяновского района Красноярского края Павлинскую М.А., суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п. 19 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены ст. 39.16 ЗК РФ.
Судом установлено, что 02 июня 2017 года Папст П.Ю. обратился к Главе Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка – просил предварительно согласовать ему предоставление без проведения торгов земельного участка площадью 24966 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, с целью дальнейшего его предоставления в аренду на 49 лет. В качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов указал пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. К заявлению заявителем была приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка в кадастровом квартале 24:11:0340106.
26 июня 2017 года начальником отдела архитектуры Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края Шевченко И.А. принято решение об отказе Папст П.Ю. в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда, в связи с чем формирование указанного земельного участка не представляется возможным.
Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Органом местного самоуправления, обладающим полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории Емельяновского района, государственная собственность на которые не разграничена, является администрация Емельяновского района Красноярского края.
В соответствии с п. 1.5 Положения о муниципальном казенном учреждении «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», утвержденном постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 15.05.2017 № 1082, Управление является функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности администрации Емельяновского района Красноярского края, в том числе по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения лесными участками и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Емельяновского района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п.п. 3.1.9, 3.2.2, 3.2.3, 3.4.9 указанного Положения Управление в соответствии с возложенными на него задачами по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Емельяновского района, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в границах территории Емельяновского района; осуществляет действия по процедуре оформления необходимой документации на земельные участки, находящиеся в собственности Емельяновского района; утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Таким образом, решение начальника отдела архитектуры Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края Шевченко И.А. № 4355 от 26 июня 2017 года принято лицом, наделенным соответствующими полномочиями.
Между тем, у суда имеются правовые основания для признания незаконным решения от 26 июня 2017 года.
Так, принимая решение об отказе Папст П.Ю. в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, начальник отдела архитектуры Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края Шевченко И.А. сослался на п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, при этом указав на то обстоятельство, что испрашиваемый Папст П.Ю. земельный участок расположен на землях лесного фонда.
Между тем, в материалы дела не представлено доказательств, достоверно подтверждающих нахождение испрашиваемого административным истцом земельного участка на землях лесного фонда, в том числе координат земель лесного фонда, которые бы позволили проверить достоверность доводов стороны ответчика.
Напротив, из информационного письма ФГБУ «Рослесинфорг» следует, что испрашиваемый Папст П.Ю. земельный участок площадью 24966 кв.м к землям лесного фонда не относится.
Согласно пояснениям представителя МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», администрации Емельяновского района Красноярского края Павлинской М.А., данных в судебном заседании, территориальные зоны незакоординированы, в настоящее время лишь начато проведение соответствующих работ.
Кроме того, решение об отказе в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания для отказа.
Из пояснений представителя администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», данных в судебном заседании, следует, что земельный участок не может быть предварительно согласован Папст П.Ю. в связи с нахождением испрашиваемого им земельного участка на землях лесного фонда, а также в связи с теми обстоятельствами, что по испрашиваемому участку проходит русло реки «Караульная» с прилегающей территорией водоохранной зоны, кроме того, в непосредственной близости от испрашиваемого участка располагается поселковое кладбище, площадь которого может быть увеличена за счет свободных земель.
Между тем, оспариваемое решение содержит лишь одно основание для отказа в предоставлении земельного участка в собственность – нахождение испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда.
В порядке восстановления нарушенного права Папст П.Ю. суд считает необходимым возложить на МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Папст П.Ю. о предварительном согласовании предоставления ему для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью 24966 кв.м.
Принимая во внимание то обстоятельство, что МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» следует рассмотреть заявление административного истца с учетом всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении данного заявления (с указанием всех оснований), заявленная административным истцом восстановительная мера в виде возложения на МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления Папст П.Ю. земельного участка площадью 24966 кв.м по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, МО Мининский сельсовет, для ведения личного хозяйства заявлена преждевременно.
В удовлетворении административного иска в части требования о возложении обязанности на администрацию Емельяновского района Красноярского края (административным истцом в качестве административного ответчика указана администрация Емельяновского района Красноярского края) принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд считает необходимым отказать, поскольку полномочия по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения лесными участками и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Емельяновского района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по рассмотрению обращений граждан по вопросам предоставления земельных участков, утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории отнесены к компетенции МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» на основании п.п. 1.5, 3.1.9, 3.2.2, 3.2.3, 3.4.9 Положения о муниципальном казенном учреждении «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края».
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Папст П.Ю. к начальнику отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», МКУ «Управление земельно-имущественных отношений архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании незаконными действий удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Шевченко И.А. № 4355 от 26 июня 2017 года.
Возложить на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» обязанность в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Папст П.Ю. от 02 июня 2017 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В удовлетворении административного иска к администрации Емельяновского района Красноярского края о возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления Папст П.Ю. земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2018 года.