Судья Калганова С.В. Дело № 2-2183/2020
(суд первой инстанции)
Дело № 33-998/2021
(суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 марта 2021 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:
председательствующего судьи – Григоровой Ж.В.,
судей: Устинова О.И., Анашкиной И.А.,
при секретаре – Дубравской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 декабря 2020 года по гражданскому делу по иску заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона к Федеральному государственному казенному учреждению «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», 1 отделу (г.Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить определенные действия, заслушав доклад судьи Устинова О.И.,
установила:
Заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд указанным выше иском и с учетом уточнений указал, что военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих, а также членов их семей в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Проведенной проверкой с привлечением специалистов ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России, 637 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны России в здании общежития № установлено, что данное здание расположено в одноэтажном деревянном строении 1990 года постройки, общей площадью 688 кв.м, фактическое время эксплуатации 29 лет, закреплено за Симферопольской КЭЧ. В общежитии заселено 7 комнат, из которых 4 комнаты действующими военнослужащими.
Указанное общежитие управляющими компаниями в настоящее время не обслуживается (до 1 ноября 2019 года обслуживалось ООО «Управляющая компания «Столица», с 1 ноября 2019 года закончился срок действия договора управления с Министерством обороны Российской Федерации).
Территория общежития частично благоустроена – имеются подъездные пути и пешеходные дорожки с твердым покрытием, освещается в темное время суток.
Отсутствует специальная площадка для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов, мусор выносится и вывозится жильцами общежития в различные городские контейнеры, что является нарушением требований пункта 2.4 СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений» (далее – СП 2.1.2.2844-11).
Само здание находится в неудовлетворительном состоянии, физический износ объекта достиг предельной величины более 70%, фактический срок службы здания практически равен нормативному – 29 и 30 лет соответственно. В здании не проводился капитальный ремонт, что привело к ускоренному разрушению его конструктивных элементов.
Согласно заключению акта технического состояния здание можно классифицировать как имеющее признаки аварийности, подлежащее сносу по ветхости. Таким образом, проведение работ по капитальному ремонту помещений комнат нецелесообразно.
По данным акта технического состояния <адрес> общежития № от ДД.ММ.ГГГГ, представленных Симферопольской КЭЧ, общее состояние комнаты – неудовлетворительное.
Помещение расположено в одноэтажном сборно-щитовом здании, материал стен – дерево, покрытие кровли из профнастила/асбоволокнистых листов по деревянной обрешетке, санузел раздельный, находится в общем пользовании. Вход в жилое помещение (квартиру) из коридора общего пользования.
Жилое помещение разгорожено предыдущими жильцами деревянными перегородками на помещения прихожей (6,8 кв.м), санитарного узла (3,2 кв.м) и две комнаты: 1-я комната – 11,5 кв.м, с одним окном; 2-я комната, общей площадью 11,5 кв.м, с одним окном. Естественная вентиляция помещений осуществляться путем притока воздуха через форточки окон и канальной вентиляции в помещении кухни (столовой).
Стены и перегородки помещений комнат и коридора – деревянные, находятся в неудовлетворительном состоянии, разрушение отделочного покрытия (отслаивание, отшелушивание), от влажности в помещении происходит отклеивание обоев, видны места попадания влаги (намокание от фундамента), наличие и проявление трещин, грибковое поражение.
Потолок помещений комнат и коридора находится в неудовлетворительном состоянии, наличие и проявление трещин со следами затекания атмосферных осадков во внутренние помещения здания до замены покрытия кровли.
Пол помещений деревянный, выполнен из набора досок, покрыт плиткой ГТВХ, требует ремонта (частичной или полной замены с соответствующей противогрибковой и противопожарной обработкой), ввиду сырости помещений и мест грибкового поражения (примыкание к стенам), износа покрытия, а также возможного разрушения самих конструктивных элементов деревянного пола (покрытие, доски, лаги).
В санитарном узле установлено сантехническое оборудование (душевая кабина, унитаз, вытяжные отверстия вентиляционных каналов в санитарном узле отсутствуют, нарушение требований пункта 4.2.6 СП 2.1.2.2844-11). Установка оборудования проводилась без разрешительных документов КЭЧ г. Симферополь, подключение к канализационной системе и монтаж не соответствует нормативным и техническим требованиям. Горячее централизованное водоснабжение отсутствует, устройства системы подогрева воды не установлены, нарушение требований пункта 4.1.1. СП 2.1.2.2844-11.
Входная дверь находится в неудовлетворительном состоянии. Конструктивные деревянные элементы (коробка и дверное полотно) рассохлись, поведены, требуются замена замков. Оконные деревянные рамы рассохлись, поведены, требуют замены.
Система теплоснабжения помещений находится в рабочем состоянии, трубопроводы подачи тепла в удовлетворительном состоянии, приборы отопления – в неудовлетворительном состоянии.
Система отопления и вентиляции не обеспечивает допустимые условия микроклимата помещений: по данным лабораторных испытаний параметров микроклимата относительная влажность воздуха не соответствуют нормативным требованиям (протокол лабораторных испытаний от 12 марта 2020 года № 16), нарушение требований пункта 4.2.1 СП 2.1.2.2844-11).
Система электроснабжения помещений квартиры (электропроводка, выключатели, розетки, включая прибор учета) заменены без разрешительных документов КЭЧ г. Симферополь, визуально находятся в удовлетворительном состоянии, требует проведения ревизии.
В здании общежития имеются следующие помещения общего пользования (мужской туалет с входом из комнаты для умывания, женский туалет с входом из комнаты для умывания, душевая с постирочной, комната для сушки белья, кухня).
На момент проверки все помещения общего пользования находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, на стенах и потолке следы от протекания кровли; мужской туалет: из имеющихся пяти кабинок одна не используется (в ней хранятся деревянные поддоны, остатки старой мебели), одна закрыта на замок, в трех остальных кабинках унитазы не оборудованы системами слива, один из трех установленных унитазов разбит, кабинки не имеют дверей (вместо дверей используются тканевые занавески); система холодного водопровода и канализации требует ревизии и ремонта пункты 2.4, 4.1,1, 4.2.1, 4.2.6, 4.3.1, 4.4.5, в нарушение пунктов 4.1; 4.2 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Кроме того, проверкой с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности по городу Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, корпус В (здание по ГП № военного городка №) были выявлены следующие нарушения требований нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности, а именно:
помещения не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (пункты 61, 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390; статьи 4, 6 Закона № 123-ФЗ; пункт А4; Табл. А1, СП 5.13130.2013);
помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типа (статьи 4, 6, 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; раздел 7, Табл. 2, пункт 4 СП 3.13130.2009 Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);
на дверях помещений производственного и складского назначения не обозначена категория по взрывопожарной и пожарной опасности. Не представлена методика определения классификационных признаков отнесения здания и помещений к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности, которая установлена нормативными документами по пожарной безопасности – помещение электрощитовой 1-й этаж, (статьи 4, 6, главы 7, 8 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункт 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390; СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности);
отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 во всех комнатах для проживания, (пункт 89 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.042012 № 390; статьи 4, 6 Закона № 123-Ф3; ГОСТ Р 12.2.143-2009 ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные требования и методы контроля);
в коридорах на путях эвакуации допускается размещение мебели и других предметов, препятствующих свободной эвакуации людей (пункт 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.042012 № 390);
на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение в соответствии СНиП 23-05-95 (статьи 4, 6, 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3, пункт 4.3.1 СП 1.13130.2009);
эвакуационные пути и выходы не обеспечены знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями (пункт 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390., часть 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
пожарный кран не оборудован пожарным шкафом, а также не укомплектован пожарным рукавом и ручным пожарным стволом (пункт 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.201 № 390);
на объекте не предусмотрено необходимое количество огнетушителей в соответствии с пунктами. 468, 474 и приложением № 1 и № 2 ПНР РФ-390 (пункты 480, 465 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
имеющиеся огнетушители не прошли техническое обслуживание согласно требованиям, также отсутствуют паспорта завода изготовителя (пункты 478, 475 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
допускается эксплуатация электропроводки с видимыми нарушениями изоляции (помещение электрощитовой), (пункт 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
допускается эксплуатация электросветильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (общий коридор), (пункт 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в общих помещениях общежития (пункт 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
не обеспечена установка указателей месторасположения пожарных гидрантов и резервуаров, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели в соответствии с ГОСТ Р 12.3.026-2001 (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации), (пункт 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390; статьи 4, 6, 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» табл. 21, пункт 8.6 СП 8.13130.2009);
не обозначено место, специально отведенное для курения табака, соответствующим знаком (пункт 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390).
Из заключения отдела надзорной деятельности по городу Симферополю УНД и ГТР ГУ МЧС России по Республике Крым следует: общежитие состоит из горючих материалов, эксплуатируется с грубыми нарушениями требований пожарной безопасности, которые в свою очередь при возникновении пожара могут создать предпосылки к затруднению, а также увеличению времени эвакуации жильцов, что создает угрозу жизни и здоровью людей.
В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных положений законодательства и изданных в его развитие нормативных правовых актов общежитие по адресу: <адрес>, корпус В (здание по ГП № военного городка №, общей площадью 688 кв.м), находящееся в федеральной собственности и закрепленное на праве оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России, находится в ненадлежащем техническом состоянии и требует устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарных норм, при этом продолжает распределяться военнослужащим в качестве жилых помещений, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиками возложенной на них обязанности по несению бремени содержания закрепленного за ними имущества, а также обеспечению сохранности жизни и здоровья военнослужащих, а также членов их семей и иных граждан.
Таким образом, содержание жилых помещений и помещений общего пользования в общежитии по адресу: <адрес>, корпус В не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и не обеспечивает безопасные и безвредные условия проживания, находится в неудовлетворительном состоянии, физический износ здания достиг предельной величины, фактический срок службы здания практически равен нормативному. В здании за весь период эксплуатации не проводился капитальный ремонт, что привело к ускоренному разрушению его конструктивных элементов. Согласно заключению акта технического состояния здание можно классифицировать как имеющее признаки аварийности, подлежащее сносу по ветхости.
Об изложенном Симферопольская КЭЧ неоднократно в 2017-2019 годах сообщала начальнику КЭУ Черноморского флота. Также об имеющемся неудовлетворительном состоянии указанного общежития начальник 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России сообщал в 2020 году командующему Черноморским флотом Российской Федерации.
Вместе с тем, до настоящего времени мер, направленных на создание межведомственной комиссии по обследованию указанных жилых помещений и здания в целом в комплексе, ответчиками не принято, необходимых действий для обеспечения безопасных условий проживания граждан не совершено, что создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в указанном здании и лиц, находящихся в непосредственной близости к нему.
Прокурор просил:
- признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на соблюдение требований противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в общежитии по адресу: <адрес>, корпус В (здание по ГП № военного городка №);
- возложить на Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, обязанность устранить нарушения требований противопожарной безопасности в указанном общежитии, изложенные в сообщении отдела надзорной деятельности по городу Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым от 17 марта 2020 года № 470, в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- возложить на Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, обязанность устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм в данном общежитии, изложенные в акте проверки 637 Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации № 137 от 13 марта 2020 года, в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации инициировать создание межведомственной комиссии, с участием которой произвести обследование жилых помещений общежития и здания в целом в комплексе на предмет аварийности;
- запретить ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление Черноморского флота» эксплуатацию здания данного общежития до устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм;
- запретить 1 отделу (<адрес>) ФГКУ «Югрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации распределение жилых помещений военнослужащим и членам их семей в общежитии по адресу: <адрес>, корпус В (здание по ГП № военного городка №) до устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм;
- обязать 1 отдел (<адрес>) ФГКУ «Югрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации произвести расселение военнослужащих Минобороны России и членов их семей из здания указанного общежития в помещения, соответствующие требованиям противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 декабря 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона подал апелляционное представление, в котором просил отменить указанное решение, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
В представлении указывает, что отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление Черноморского флота» и ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, суд не оспаривая необходимость приведения объекта недвижимости в состояние, соответствующее нормативным документам, отказал в удовлетворении требований, в связи с тем, что ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку отвечает только за организацию учета имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом судом установлено, что собственником имущества является Министерство обороны Российской Федерации, а организацией эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами является Симферопольская КЭЧ, за которой общежитие собственником не закреплялось и в пользование ей не передавалось. При таких обстоятельствах полагает, то собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в связи с чем исковые требования к органу исполнительной власти подлежат удовлетворению.
Кроме того указывает, что полномочия по заключению государственных контрактов по капитальному ремонту объектов материально-технической базы военных городков, расположенных на территории Республики Крым и города Севастополя наделен командующий Черноморским флотом Российской Федерации и для достижения указанных целей ФКУ «Управление Черноморского флота» выделены бюджетные средства, в связи с чем ФКУ «Управление Черноморского флота» является надлежащим ответчиком и иск в данной части также подлежит удовлетворению. При этом суд, отказывая в удовлетворении требований к Министерству обороны Российской Федерации и ФКУ «Управление Черноморского флота» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в общежитии указал, что ФГКУ «Крымское ТУИО» является ненадлежащим ответчиком, оценки требованиям к ФКУ «Управление Черноморского флота» не дал.
Также апеллянт считает, что судом не дана оценка требованиям прокурора к 1 отделу (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ о запрете распределения жилых помещений в данном общежитии и возложении обязанности о расселении проживающих в нем военнослужащих и членов их семей.
Полагает, что имеются основания для перехода судом апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции в связи с тем, что к рассмотрению дела не были привлечены ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ, за которым 23 ноября 2020 года на праве оперативного управления был закреплен спорный объект недвижимости, а также к участию в деле не была привлечена управляющая компания ООО «УК Столица», которой до 1 ноября 2019 года обслуживалось спорное общежитие.
Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии у истца полномочий на проведение соответствующей проверки, а также с выводом, что иск предъявлен не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах граждан проживающих в общежитии.
Просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В возражениях на апелляционное представление, представитель Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения, указывает на необоснованность и преждевременность заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции помощник военного прокурора –Ходаков В.В. доводы апелляционного представления поддержал, просил удовлетворить.
Представители ответчиков: Министерства обороны Российской Федерации ФКУ «Управление Черноморского флота» - Галанцев Г.В., ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ – Алексеенко А.П., а также представитель третьего лица – КЭУ Черноморского флота – Шуст Н.М. возражали относительно удовлетворения апелляционного представления, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ и Федерального казенного предприятия Управление заказчика капитального строительства МО РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии с правилами статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, выслушав мнение апеллянта, стороны ответчиков, обсудив доводы апелляционного представления, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов представления, приходит к следующему.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что 309 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства о сохранности жизни здоровья военнослужащих и членов их семей в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Проведенной проверкой с привлечением специалистов ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, 637 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора МО РФ в здании общежития № установлено, что данное здание расположено в одноэтажном деревянном строении 1990 года постройки, общей площадью 688 кв.м, фактическое время эксплуатации 29 лет, закреплено за Симферопольской КЭЧ. В общежитии заселено 7 комнат, из которых 4 комнаты действующими военнослужащими.
Указанное общежитие управляющими компаниями в настоящее время не обслуживается (до 01.11.2019 обслуживалось ООО «Управляющая компания «Столица», с 01.11.2019 закончился срок действия договора управления с Министерством обороны Российской Федерации).
Общежитие расположено в одноэтажном деревянном строении 1990 года постройки, общей площадью 688 кв.м, фактическое время эксплуатации – 29 лет. Здание находится в неудовлетворительном состоянии, физический износ достиг предельной величины, более 70 %, фактический срок службы здания практически равен нормативному (29 и 30 лет соответственно). В здании не проводился капитальный ремонт, что привело к ускоренному разрушению его конструктивных элементов.
Согласно заключению акта технического состояния здание можно классифицировать как имеющее признаки аварийности, подлежащее сносу по ветхости. Таким образом, проведение работ по капитальному ремонту помещений комнаты нецелесообразно.
По данным акта технического состояния <адрес> общежития № от ДД.ММ.ГГГГ, представленных Симферопольской КЭЧ, общее состояние комнаты – неудовлетворительное.
Разрешая требования военного прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что организация эксплуатации спорных жилых помещений не входит в компетенцию КЭУ, поскольку спорные помещения на коммунально-эксплуатационное обеспечение не зачислены. За ФКУ «Управлением Черноморского флота» спорные жилые помещения не закреплялись, в пользование последнему не предоставлялись. Также суд пришел к выводу, что вопросы распределения жилых помещений, расселения и жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей в компетенцию территориального обеспечения не входят, в связи с чем ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Проанализировав пункты Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», пришел к выводу, что военный прокурор 309 военной прокуратуры гарнизона не наделен полномочиями самостоятельного обращения в суд об устранении требований пожарной безопасности на спорном объекте, а также не наделен правом самостоятельного осуществления проверки объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности, поскольку этим правом в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» наделены исключительно органы государственного пожарного надзора, с учетом обстоятельств дела – Инспекция государственного пожарного надзора по Южному военному округу (адрес: 344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, д. 42В), входящая в состав Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации.
Также суд полагал, что прокурор необоснованно обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме незаконными в сил следующего.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Таким образом, учреждение обязано нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно пункту 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание закрепленного за ними имущества.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что собственником спорного объекта недвижимости является Министерство обороны Российской Федерации.
Также судом установлено, что организацией эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами является Симферопольская КЭЧ, однако за нею общежитие по адресу: <адрес>, корпус В (здание по ГП № военного городка №), собственником не закреплено и в пользование не передавалось.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации не закрепило спорное общежитие за подчиненной ему организацией, как собственник, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с решением заместителя Министра обороны Российской Федерации от 4 декабря 2019 года на основании протокола заседания Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 20 ноября 2019 года № 25, полномочия по заключению государственных контрактов по капитальному ремонту объектов материально-технической базы военных городков, расположенных на территории Республики Крым и в городе Севастополе переданы командующему Черноморским флотом.
Для достижения указанных целей, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота» выделены лимиты бюджетных обязательств для проведения работ по капитальному ремонту объектов Черноморского флота на 2020 и плановый период 2021 – 2022 годы.
При этом планирование работ по капитальному ремонту либо реконструкции спорного объекта казарменно-жилищного фонда Черноморского флота, в соответствии с положениями приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 860 «Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации», организовывается также квартирно-эксплуатационным управлением Черноморского флота и Симферопольской КЭЧ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются Министерство обороны Российской Федерации и ФКУ «Управление Черноморского флота», и принимая во внимание установленные проверкой нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в общежитии, факт наличия которых не оспорен, заявленные требования в части обязания Министерства обороны Российской Федерации и ФКУ «Управление Черноморского флота» устранить допущенные нарушения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, Порядка принятия Министерством обороны Российской Федерации решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 января 2017 года № 11, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, заключение которой является основанием для принятия решения о признании помещения таковым.
Таким образом, требования истца о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности инициировать создание межведомственной комиссии, с участием которой произвести обследование жилых помещений общежития, также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку проверкой установлено неудовлетворительное состояние помещений общежития и существенные нарушения норм противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, в целях соблюдения прав военнослужащих на безопасные и достойные жилищные условия, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложения на ФКУ «Управление Черноморского флота», как организацию на которую возложены обязанности по планированию работ по капитальному ремонту либо реконструкции спорного объекта, запрета эксплуатации указанного здания общежития.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 ноября 2018 года № 621 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросу жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», Положением о Департаменте жилищного обеспечения Минобороны России, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 1888 (с изменениями и дополнениями), вопросы жилищного обеспечения, в том числе организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, осуществление работы по признанию военнослужащих и членов их семей нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма либо специализированного жилищного фонда, ведение учета военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, организация предоставления жилых помещений по договорам социального найма либо специализированного жилищного фонда военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, перспективное и текущее планирование формирования специализированного жилищного фонда и его учет, возложены на указанный Департамент, структурными подразделениями которого являются ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, 1 отдел (г.Севастополь) ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России.
Согласно положениям статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Таким образом, в целях соблюдения прав и законных интересов проживающих в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, корпус В (здание по ГП № военного городка №) до устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм судебная коллегия полагает требования истца о наложении запрета на распределение жилых помещений в данном общежитии и возложении обязанности произвести расселение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации в помещения, соответствующие требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм, обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Выводы суда первой инстанции о том, что у прокурора отсутствуют полномочия на проведение соответствующей проверки и предъявление требований об устранении нарушений противопожарной безопасности являются необоснованными в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
В соответствии с нормами действующего законодательства прокурор вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Таким образом исковое заявление заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (проживающих в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, корпус В (здание по ГП № военного городка №), а также лиц, которые могут находиться в данном общежитии).
В части отказа в удовлетворении требований к ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России судебная коллегия соглашается с выводами суда о ом, что указанное учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в его компетенцию, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 2580-р и Уставом ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России входит осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации решения и выполнения задач по организации учета имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, вывод о том, что ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России является ненадлежащим ответчиком, прокурором в апелляционном представлении не оспаривается.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 3 декабря 2020 года – отменить, иск заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление Черноморского флота» выразившееся в непринятии мер, направленных на соблюдением требований противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в общежитии по адресу: <адрес>, корпус В (здание по ГП № военного городска №).
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Управлением Черноморского флота» обязанность устранить нарушения требований противопожарной безопасности в общежитии по адресу: <адрес>, корпус В (здание по ГП № военного городска №).
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление Черноморского флота» обязанность устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм в общежитии по адресу: <адрес>, корпус В (здание по ГП № военного городска №).
Обязать Министерство обороны Российской Федерации инициировать создание межведомственной комиссии, с участием которой произвести обследование жилых помещений общежития по адресу: <адрес>, корпус В (здание по ГП № военного городска №) и здания в целом на предмет аварийности.
Запретить ФКУ «Управление Черноморского флота» эксплуатацию здания общежития по адресу: <адрес>, корпус В (здание по ГП № военного городска №) до устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм.
Запретить 1 отделу (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации распределение жилых помещений военнослужащим и членам их семей в общежитии по адресу: <адрес>, корпус В (здание по ГП № военного городска №) до устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм.
Обязать 1 отдел (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации произвести расселение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и членов их семей из здания общежития по адресу: <адрес>, корпус В (здание по ГП № военного городска №) в помещения, соответствующие требованиям противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционное представление заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 декабря 2020 года – удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий судья Ж.В. Григорова
Судьи: О.И. Устинов
И.А. Анашкина