Решение по делу № 33-21064/2023 от 13.06.2023

    Судья: Буянтуева Т.В.                                                           Дело 33-21064/2023

                                                                             Уникальный идентификатор дела

                                                                                          50RS0001-01-2022-010263-16

                АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                10 июля 2023 года                                                                          г. Красногорск

        Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

        Судей Петруниной М.В., Мизюлина Е.В.,

    при помощнике судьи Аристархове И.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО на решение Балашихинского городского суда Московской области от 28 февраля 2023 года по гражданскому делу по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области об обязании назначить выплату,

    заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

    объяснения представителя истца,

                                                     УСТАНОВИЛА:

ФИО обратилась с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выплате, обязать назначить выплату.

В обоснование исковых требований указала, что 21 ноября 2022 года она через портал Государственных и Муниципальных услуг Московской области подала заявление «О выплате гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации». 22    ноября 2022 г. решением Окружного управления №1 Министерства социального развития Московской области в выплате, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 27 августа 2022 г. № 586, ей было отказано, поскольку истица не предоставила регистрацию по месту пребывания на территории РФ, а предоставила постоянную регистрацию на территории РФ (факт постоянного проживания на территории Московской области), дающую право воспользоваться всеми выплатами, предусмотренными на территории Российской Федерации.

С решением Окружного управления №1 Министерства социального развития Московской области она не согласна, считает его незаконным. Указом Президента РФ № 586 от 27.08.2022 года с 1 июля 2022 г. гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории этих государств и прибывшим на территорию Российской Федерации после 18 февраля 2022 г., была установлена ежемесячная пенсионная выплата в размере 10 000 руб. Она является жителем ДНР, постоянно там проживает, 9 июня она прибыла на территорию Московской области в виду того, что в месте ее постоянного проживания в многократном порядке увеличились обстрелы города Донецка вооруженными формированиями Украины, в результате чего ей пришлось выехать на территорию РФ, в Московскую область к своей дочери ФИО, у которой она постоянно зарегистрирована. В июле месяце 2022 года она была вынуждена вернуться на территорию ДНР и вернулась обратно Московскую область 07 октября 2022. При подаче заявления о выплате к данному заявлению был приложен паспорт ДНР и паспорт РФ с отметкой о регистрации по месту жительства в <данные изъяты>. Вместе с тем, согласно Постановлению Правительства РФ № 1939 от 29.10.2022 г. предоставление данных документов не требуется.

С учетом уточнения исковых требований просила обязать ответчика назначить и произвести выплаты, установленной Указом Президента РФ от 27 августа 2022 г. № 586 с ноября 2022 г.

В судебном заседании представитель истица поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен, представил письменные возражения на иск.

Решением суда в удовлетворении исковых требований было отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, ФИО в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Указанным требованиям решение суда не соответствует.

Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, 21.11.2022 года ФИО обратилась в Окружное управление социального развития № 1 с заявлением о назначении выплат гражданам ДНР, ЛНР, Украины и лицам без гражданства.

22.11.2022    года Управлением было вынесено решение об отказе в назначении выплат гражданам ДНР, JIHP, Украины и лицам без гражданства по причине «Не предоставлена регистрация по месту пребывания на территории РФ, предоставлена постоянная регистрация на территории РФ (факт постоянного проживания на территории Московской области), дающая право воспользоваться всеми выплатами, предусмотренными на территории Российской Федерации».

Из ответа Министерства социального развития Московской области на обращение ФИО от 20.01.2023 года следует, что «Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 № 1547 «О порядке предоставления выплат гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации», было установлено, что при обращении за получением социальных выплат согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.08.2022 № 586, гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации после 18 февраля 2022 года, необходимо подать в уполномоченный орган по месту пребывания заявление вместе с документами и сведениями, подтверждающими статус (категорию), гражданство Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, постоянное место жительства на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, пересечение государственной границы при въезде на территорию Российской Федерации после 18 февраля 2022 года, законные основания пребывания на территории Российской Федерации.

Поскольку не были представлены документы, подтверждающие пересечение границы Российской Федерации после 18 февраля 2022 года, по заявлению от 21.11.2022 года было принято правомерное решение об отказе в предоставлении ежемесячной пенсионной выплаты согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.08.2022 № 586 как гражданину ДНР, ЛНР, Украины, имеющему постоянное место жительства на территориях ДНР, ЛНР, Украины, и вынужденно покинувшему территории ДНР, ЛНР, Украины после 18 февраля 2022 года.

При подготовке решения по заявлению сотрудниками Окружного управления социального развития № 1 была указана некорректная причина отказа (в примечании к решению должно было быть указано, что у ФИО отсутствуют документы, подтверждающие пересечение границы Российской Федерации после 18 февраля 2022 года). По данному вопросу сотрудникам Окружного управления социального развития № 1 даны дополнительные разъяснения, в том числе о недопустимости подобных ошибок впредь».

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что у ответчика отсутствовали основания для предоставления истцу мер социальной поддержки в виде выплаты, установленной Указом Президента РФ от 27.08.2022 года № 586, поскольку истцом не были предоставлены в уполномоченный орган документы или сведения, указанные в п. 11 Правил, согласно которым лицо, прибывшее на территорию Российской Федерации, при обращении за получением социальных выплат подтверждает основания пребывания на территории Российской Федерации.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

Указом Президента Российской Федерации от 27 августа 2022 года № 586 «О выплатах гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации» с 1 июля 2022 г. гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории этих государств и прибывшим на территорию Российской Федерации после 18 февраля 2022 г., установлены следующие выплаты:

а)    ежемесячная социальная выплата инвалидам;

б)    ежемесячная пенсионная выплата;

в)    доплата к ежемесячной пенсионной выплате или ежемесячной социальной выплате инвалидам, предоставляемая инвалидам I группы, детям-инвалидам, а также лицам, достигшим возраста 80 лет;

г)    ежемесячная выплата ветеранам Великой Отечественной войны;

д)    единовременная выплата беременным женщинам;

е)    единовременная выплата при рождении ребенка;

ж)    ежемесячная выплата на каждого ребенка в возрасте до 18 лет или до 23 лет (при условии обучения по очной форме);

з)    ежемесячная выплата единственному родителю на каждого ребенка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 № 1547 «О порядке предоставления выплат гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации» (далее - Правила) установлен порядок предоставления вышеуказанных выплат и примерная форма заявления об их назначении.

Действие данного постановления не распространяется на лиц, признанных беженцами в соответствии с Федеральным законом «О беженцах».

Заявление о назначении социальной выплаты подается в уполномоченный орган по месту пребывания лица, прибывшего на территорию Российской Федерации, вместе с документами, подтверждающими статус (категорию) лица, прибывшего на территорию Российской Федерации, и статус членов его семьи, выданными уполномоченными органами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины на дату выезда этого лица, либо с документами, выданными в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящими Правилами. Допускается представление копий указанных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. 5, 6 Правил).

Социальные выплаты осуществляются лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации, имеющим постоянное место жительства на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, что подтверждается отметкой в паспорте лица, прибывшего на территорию Российской Федерации, о его регистрации по месту жительства, выданном уполномоченными органами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, либо свидетельством о его регистрации по месту жительства на указанных территориях, выданном указанными уполномоченными органами, либо решением суда (п. 10 вышеуказанных Правил).

Согласно п. 11 Правил лицо, прибывшее на территорию Российской Федерации, при обращении за получением социальных выплат подтверждает законные основания пребывания на территории Российской Федерации путем представления в уполномоченный орган следующих документов или сведений:

а)    миграционная карта;

б)    отметка в документе, удостоверяющем личность, о пересечении государственной границы при въезде на территорию Российской Федерации после 18 февраля 2022 г.;

в)    разрешение на временное проживание;

г)    вид на жительство;

д)    отметка о регистрации по месту жительства либо отметка о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания;

е)    иные документы (сведения), подтверждающие временное пребывание на территории Российской Федерации, которые указываются лицом, прибывшим на территорию Российской Федерации, в заявлении о назначении социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставление социальных выплат осуществляется в том субъекте Российской Федерации, в котором лицо, прибывшее на территорию Российской Федерации, обратилось за их назначением. Предоставление социальных выплат в разных субъектах Российской Федерации или одновременно в нескольких субъектах Российской Федерации не допускается.

Уполномоченный орган, в который поступило обращение, обязан запрашивать информацию о предоставлении лицу, прибывшему на территорию Российской Федерации, социальной выплаты в другом субъекте Российской Федерации посредством Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО).

Получение указанной информации посредством ЕГИССО по получателю без наличия у него и у ребенка, на которого назначается социальная выплата, невозможно.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2022 № 1939 «Об особенностях предоставления выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 27 августа 2022 г. № 586 «О выплатах гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации», действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 30.09.2022 г., гражданам Украины, постоянно проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, прибывшим на территорию Российской Федерации до 30 сентября 2022 г. и подавшим заявление о назначении выплат с 30 сентября 2022 г., выплата назначается за прошедший период, начиная с 1 июля 2022 г., но не ранее чем с месяца пересечения государственной границы Российской Федерации по состоянию до 30 сентября 2022 г. Указанные граждане и лица должны подтвердить законные основания пребывания до 30 сентября 2022 г. на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 Правил.

В случае невозможности подтверждения указанными гражданами и лицами законного основания пребывания до 30 сентября 2022 г. на территории Российской Федерации выплата осуществляется с месяца обращения.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 5-ФКЗ (ред. от 28.04.2023) «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» Донецкая Народная Республика принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Основаниями принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики являются:

Декларация о суверенитете Донецкой Народной Республики от 7 апреля 2014 года, Акт о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики от 7 апреля 2014 года и результаты референдума, состоявшегося в Донецкой Народной Республике 11 мая 2014 года;

результаты референдума, который состоялся в Донецкой Народной Республике 27 сентября 2022 года, на котором поддержан вопрос о вхождении Донецкой Народной Республики в состав Российской Федерации на правах субъекта Российской Федерации;

предложение Донецкой Народной Республики о ее принятии в Российскую Федерацию;

Договор между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта;

настоящий Федеральный конституционный закон.

Донецкая Народная Республика считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

        Договор между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подписан в г. Москве 30.09.2022 года.

        Истцом в подтверждение факта нахождения и проживания на территории ДНР, а также прибытия на территорию Московской области после 18.02.2022 года представлены квитанции об оплате коммунальных услуг от 28.04.2022 года в отношении квартиры находящийся в ДНР РФ г. Донецке, свидетельство о регистрации транспортного средства от 20.09.2022 года выданное МРЭО г. Донецка, извлечение о регистрации в наследственном деле, доверенность, от имени ФИО, выданную в <данные изъяты> 22.10.2022 года.

         Согласно представленным документам ФИО на 28.04.2022 года имела регистрацию по месту жительства <данные изъяты>.

        Согласно ФМС России истцом было получено гражданство Российской Федерации 13.01.2020 года.

         Кроме того, истец имеет паспорт гражданина Донецкой Народной Республики.

        Кроме того, судом по факту пересечения истцом государственной границы в 2022 году был направлен запрос в Пограничную службу ФСБ России.

        Ответ на указанный запрос был получен судом после вынесения решения, из которого следует, что ФИО прибыла на территорию Российской Федерации 09.06.2022 года.

        Из материалов дела следует, что ФИО зарегистрировалась по месту проживания своей дочери ФИО по адресу: <данные изъяты>.

       Кроме того, согласно представленному представителем истца в судебном заседании в суде апелляционной инстанции решению о предоставлении материальной помощи от 03.02.2023 года ФИО отнесена к категории лиц, постоянно проживавших на территории Украины, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке в 2022 году.

    При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у истца права на ежемесячную пенсионную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 августа 2022 года № 586 «О выплатах гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации».

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением по деу нового решения об удовлетворении исковых требований.

                Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                ОПРЕДЕЛИЛА:

                решение Балашихинского городского суда Московской области от 28 февраля 2023 года отменить.

                Принять по делу новое решение.

Обязать Министерство социального развития Московской области назначить и произвести ФИО пенсионную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 августа 2022 года № 586 «О выплатах гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации» с 1 ноября 2022 года.

                 Апелляционную жалобу ФИО удовлетворить.

                Председательствующий

                Судьи

                Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 07.08.2023 года

33-21064/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Карасева Елена Владимировна
Ответчики
Министерство социального развития МО
Суд
Московский областной суд
Судья
Цуркан Л.С.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
21.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
09.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2023Передано в экспедицию
10.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее