Решение по делу № 8Г-10127/2021 [88-9990/2021] от 06.05.2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                            № 88-9990/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                      17 июня 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Латушкиной С.Б.,

судей Леонтьевой Т.В., Кожевниковой Л.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                  № 2-451/2020, УИД 24RS0057-01-2020-000449-45 по исковому заявлению Тютюнникова Олега Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово Красноярского края (межрайонное) об обязании произвести перерасчёт размера пенсии,

по кассационной жалобе Тютюнникова Олега Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10 марта 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Тютюнников О.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в                  г. Шарыпово Красноярского края (межрайонное) (далее - УПФР в                                   г. Шарыпово Красноярского края), в котором с учётом уточнения просил суд обязать УПФР в г. Шарыпово Красноярского края произвести перерасчёт его страховой пенсии за период с 1 января 2020 г. по 1 августа 2020 г. с учётом дополнительно заработанного ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) за 2019 год в размере 1,595 балла на сумму 148,34 рублей ежемесячно и выплатить сумму перерасчёта, а также обязать УПФР в                   г. Шарыпово Красноярского края выплачивать страховую пенсию с 1 августа 2020 г. с учётом дополнительно заработанного ИПК в размере 1,595 балла.

В обосновании исковых требований Тютюнников О.В. указал, что с                22 февраля 2018 г. ему назначена пенсия по инвалидности в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». С 15 мая 2018 г. он, являясь индивидуальным предпринимателем, применял специальный налоговый режим упрощённой системы налогообложения (УСН) и до 31 декабря 2019 г. являлся плательщиком взносов на обязательное пенсионное страхование. В соответствии с требованиями Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» с 1 января 2020 г. он зарегистрирован в качестве самозанятого индивидуального предпринимателя, использующего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Поскольку он перестал быть застрахованным лицом, которое обязано уплачивать страховые взносы, согласно части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» УПФР в                  г. Шарыпово Красноярского края обязано проиндексировать его страховую пенсию и произвести её перерасчёт с 1 января 2020 г. по 1 августа 2020 г. с учётом дополнительно заработанного ИПК за 2019 год в размере 1,595 балла.

Решением Шарыповского городского суда Красноярского края от                    24 декабря 2020 г. исковые требования Тютюнникова О.В. удовлетворены частично.

УПФР в г. Шарыпово Красноярского края обязано произвести перерасчёт размера страховой пенсии по инвалидности Тютюнникову О.В. с учетом индексации (увеличения) в размере 107 рублей 88 копеек за каждый месяц за период с 1 января 2020 г. по 1 августа 2020 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10 марта 2021 г. решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 24 декабря 2020 г. в части возложения на УПФР в г. Шарыпово Красноярского края обязанности произвести перерасчёт размера страховой пенсии по инвалидности Тютюнникову О.В. с учётом индексации (увеличения) в размере 107 рублей 88 копеек за каждый месяц за период с 1 января 2020 г. по 1 августа 2020 г. отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Тютюнникова О.В. в указанной части.

В остальной части решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 24 декабря 2020 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Тютюнников О.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от             10 марта 2021 г.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.

На основании части пятой статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью первой статьи 3796 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из содержания кассационной жалобы усматривается, что заявителем обжалуется апелляционное определение в части отмены решения Шарыповского городского суда Красноярского края от 24 декабря 2020 г. в части возложения на УПФР в г. Шарыпово Красноярского края обязанности произвести перерасчёт размера страховой пенсии по инвалидности Тютюнникову О.В. с учётом индексации (увеличения) в размере 107 рублей 88 копеек за каждый месяц за период с 1 января 2020 г. по 1 августа 2020 г., и, согласно части первой статьи 3796 ГПК РФ, подлежит проверке в этой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части первой статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Тютюнников О.В. является получателем пенсии по инвалидности в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 22 февраля 2018 г.

Согласно выписке из ЕГРИП с ДД.ММ.ГГГГ Тютюнников О.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

С ДД.ММ.ГГГГ Тютюнников О.В. зарегистрирован в качестве самозанятого индивидуального предпринимателя, использующего специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход».

Страховая пенсия по инвалидности Тютюнникова О.В. на 1 января             2020 г. как пенсионеру составила 22 075,82 руб., в том числе: 2 782, 67 руб. – ежемесячная денежная выплата к страховой пенсии, 19 374, 20 руб. - размер страховой пенсии по инвалидности.

Размер страховой пенсии Тютюнникова О.В. был проиндексирован УПФР г. Шарыпово с 1 августа 2020 г. с учётом произведённого перерасчёта, определённый к выплате как неработающему пенсионеру размер пенсии составил 25 063,07 руб., в том числе: 2 782, 67 руб. – ежемесячная денежная выплата к страховой пенсии, 22 280, 40 руб. - размер страховой пенсии по инвалидности.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» УПФР г. Шарыпово проведён перерасчёт размера страховой пенсии истца с 1 августа 2020 г. с учётом ИПКi (индивидуального пенсионного коэффициента) в размере 1,16 балла по состоянию на 1 января 2020 г., исходя из суммы уплаченных страховых взносов Тютюнникова О.В. за 2019 год.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Тютюнникова О.В. о возложении на ответчика обязанности произвести в период с 1 января 2020 г. по 1 августа 2020 г. перерасчёт размера пенсии истца за 2019 год на дополнительно заработанные ИПК в размере 1,595 баллов на сумму 148 руб.34 коп. за каждый месяц и его выплате, суд первой инстанции, руководствовался положениями пункта 2.1 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пришёл к выводу о том, что ответчиком расчёт ИПКi произведён верно. При исчислении величины ИПКi Тютюнникова О.В. в размере 1,16 балла УПФР г. Шарыпово были обоснованно учтены: индивидуальная часть тарифа страховых взносов истца на обязательное пенсионное страхование в сумме 21 348,36 руб. (16*29 354 руб./22), предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2019 году в сумме 1 150 000 руб., СПК (стоимость пенсионного коэффициента) с 1 января 2020 года – 93 руб., в связи с чем суд первой инстанции пришёл к выводу, что истцу произведён перерасчёт размера страховой пенсии в полном соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который составил 22 280,40 руб. Размер пенсии увеличился на 107,88 руб. = 1,16 баллов * 93 руб.

С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав, что выводы суда в данной части основаны на правильном применении норм материального права.

Удовлетворяя требования истца об индексации суммы страховой пенсии за период с 1 января 2020 г. по 1 августа 2020 г., суд первой инстанции сослался на положения пункта 86 «Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии», утверждённых Приказом Минтруда России от          17 ноября 2014 г. н, исходил из того, что Тютюнников О.В. по 31 декабря 2019 г. являлся пенсионером, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ, с 1 января 2020 г., зарегистрировавшись в качестве самозанятого индивидуального предпринимателя, Тютюнников О.В. стал пенсионером, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» индексация пенсий работающих пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности действует с первого числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности, а потому, в данном случае индексация суммы страховой пенсии истца действует с 1 января 2020 г.

С учётом указанных обстоятельств, а также перерасчёта, произведённого ответчиком УПФР г. Шарыпово 1 августа 2020 г. страховой пенсии истца в соответствии с действующим пенсионным законодательством, суд первой инстанции пришёл к выводу, что сумма страховой пенсии истца должна быть проиндексирована, начиная с 1 января 2020 г., исходя из доплаты 107,88 рублей ежемесячно к установленному размеру страховой пенсии истца на 1 января 2020 года – 22 172,52 руб.

С данными выводами суда не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что выводы суда в данной части противоречат положениям пункта 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Суд апелляционной инстанции, сославшись на положения частей 12, 18 статьи 15, пункты 1-3 части 2, части 4 статьи 18, статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходил из того, что с 22 ноября 2016 г. работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учёта проводимых индексаций, после прекращения пенсионером трудовой деятельности он начинает получать пенсию в полном размере с учётом всех индексаций, имевших место в период его работы.

Установив, что с 1 января 2020 г. Тютюнников О.В. зарегистрирован в налоговом органе в качестве самозанятого индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на профессиональный доход, что даёт ему право на неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что увеличение пенсии Тютюнникову О.В. в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» произведено ответчиком своевременно с 1 февраля 2020 г., то есть 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности, а не с 1 января 2020 г., как определено судом первой инстанции.

Также суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для перерасчёта размера пенсии Тютюнникова О.В. в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ с 1 января 2020 г. с учётом страховых взносов уплаченных за 2019 год.

Сославшись на положения пункта 3 статьи 26.1 Федерального закона              № 400-ФЗ, суд апелляционной инстанции исходил из того, что такой перерасчёт производится в без заявительном порядке (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19, 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчёта размера страховой пенсии по случаю потери кормильца – с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия ((п. 5 Правил обращения за страховой пенсией.., утв. приказом Минтруда России).

Учитывая, что назначение страховой пенсии Тютюнникову О.Н. было осуществлено в 2018 году, суд апелляционной инстанции согласился с доводами стороны ответчика о том, что увеличение по данным индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учётом уплаченных страховых взносов за 2018 год ответчик был уполномочен произвести с 1 августа 2019 г., за 2019 год – с 1 августа 2020 г., за 2020 год – с 1 августа 2021 г. Перерасчёт пенсии Тютюнникову О.В. за 2019 год произведён ответчиком с 1 августа 2020 г. в установленные действующим законодательством сроки в соответствии с требованиями пункта 2 части 3 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определил порядок индексации размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»), предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 4 данной статьи). В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица, а данные указанного учёта используются для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.

В свою очередь, части 6 и 7 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» устанавливают сроки, в пределах которых органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, обязаны принять решение и выплатить суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определённые в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи.

В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица, а данные указанного учёта используются для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.

Таким образом, перерасчёт пенсии производится с месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. При этом, решение о перерасчёте размера страховой пенсии и фиксированной выплаты принимается после поступления сведений персонифицированного учёта с доплатой пенсии за прошлое время.

Установив, что уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения (форма .23) подано Тютюнниковым О.В. в налоговый орган 1 января 2020 г., в котором указано об отказе от применения упрощенной системы налогообложения с 1 января 2020 г., суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пришёл к правильному выводу, что увеличение пенсии Тютюнникову О.В. обоснованно произведено ответчиком с 1 февраля 2020 г., с 1-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации истца в налоговом органе в качестве самозанятого индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим («Налог на профессиональный доход») и не вступившего в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию для целей реализации пенсионных прав.

На основании пункт 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от                       28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчёт размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтённых при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчёте, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Такой перерасчёт производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчёта размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Согласно пункта 56 Правил, утверждённых Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. н, перерасчёт размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях», производится без заявления пенсионера (за исключением пенсионеров, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 указанного Федерального закона) с 1 августа каждого года.

Из имеющихся в материалах дела письменных возражений ответчика следует, что 27 марта ИФНС по Красноярскому краю 26 марта 2019 г. передало сведения об уплаченных страховых взносах за 2019 г. с учётом 2018 года, в связи с чем за 2018 год произошло увеличение баллов за счёт выплаченных страховых взносов, которые были выплачены в мае 2020 г. и учтены при перерасчёте пенсии, за 2019 год индексация по уплаченным страховым взносам будет произведена 1 августа 2020 г.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что пенсия по инвалидности назначена истцу в 2018 г., суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу, что с учётом поступивших сведений об уплаченных страховых взносах, ответчик обоснованно произвёл перерасчёт размера страховой пенсии в связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтённых при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по инвалидности, при её назначении, с 1 августа 2020 г.

Доводы, приведённые Тютюнниковым О.В. в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену апелляционного определения, так как они основаны на неверном толковании норм материального права. Обстоятельства, на которые ссылается лицо, подавшее кассационную жалобу, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены состоявшего по делу судебного акта в кассационном порядке.

Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применён судом апелляционной инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделён в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 ГПК РФ.

Таким образом, апелляционное определение в обжалуемой части по существу спора является законным и обоснованным, предусмотренных статьёй 3797 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Тютюнникова Олега Владимировича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-10127/2021 [88-9990/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Тютюнников Олег Владимирович
Ответчики
ГУ - УПФР в г. Шарыпово Красноярского края (межрайонное)
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Латушкина С.Б.- Судья ГР
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
17.06.2021Судебное заседание
17.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее