Дело № 2а-2925/2020
25RS0007-01-2020-008498-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2020 года г. Артём
Артёмовский городской суд Приморского края в составе:
судьи Шестухиной Е.А.,
при секретаре Цевелёвой Е.В.,
с участием помощника прокурора Рымар Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УМВД России по Приморскому краю о продлении срока пребывания в центре временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Артемовскому городскому округу Ахмедова Сейрана Мамед оглы, <номер> года рождения, гражданина Азербайджанской Республики, подлежащего депортации,
установил:
административный истец УМВД России по Приморскому краю обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что гражданин Ахмедов С.М. оглы, <номер> года: рождения, уроженец Азербайджанской Республики, прибыл в Российскую Федерацию 27.11.2013 по паспорту серии <номер>, выданному 14.09.2005 МВД Азербайджана.
06.03.2009 года осужден Михайловским районным судом Приморского края по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30; пунктом «г» ч. 3 ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации к 12 годам лишения свободы.
Министерством юстиции Российской Федерации 09.06.2015 вынесено распоряжение № 4911-рн о нежелательности пребывания (проживания) гражданина Азербайджанской Республики Ахмедова Сейрана Мамед оглы, <дата> года рождения, в Российской Федерации, сроком до 24.09.2028.
10.07.2020 УМВД России по Приморскому краю принято решение о депортации гражданина Азербайджанской Республики Ахмедова Сейрана Мамед оглы, <дата> года рождения, за пределы Российской Федерации, после освобождения из мест лишения свободы.
24.09.2020 г. Ахмедов С.М.о. по отбытии срока наказания освобожден из мест лишения свободы и по решению Артемовского городского суда помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Артемовскому городскому округу, на срок до 24.12.2020.
Законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации после освобождения из мест лишения свободы вышеуказанный гражданин не имеет.
Согласно поручению Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 «О решениях по итогам заседания Президиума Координационного Совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»: в связи с объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией новой коронавирусной инфекции и ускорением темпов ее распространения в 170 странах мира, включая Российскую Федерацию, а также введением отдельными государствами режима чрезвычайной ситуации и запрета международного авиасообщения Росавиации поручено обеспечить прекращение с 00 ч. 00 мин. 27.03.2020 года регулярного и чартерного авиасообщения, осуществляемого из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полетов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированными МИД России), а также полетов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.
Просит продлить срок пребывания Ахмедова С.М.о. в Центре временного содержания иностранных граждан ОМВД России по г. Артему до 10 марта 2020 года, но не более чем до осуществления процедуры депортации.
В судебном заседании представитель административного истца УМВД России по Приморскому краю Вольский В.В. поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что авиасообщение с Азербайджанской Республикой в настоящее время приостановлено.
Административный ответчик Ахмедов С.М.о. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления УМВД России по Приморскому краю.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В силу положений ст. 25.10 названного Федерального закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в п. 11 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (п. 12 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (п. 9 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Согласно ч. 5 ст. 32.2 указанного закона за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, помещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальное учреждение может осуществляться только на основании решения суда.Содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи (ч. 6 ст. 32.2).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства».
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Ахмедов С.М.о. 06.03.2009 года осужден Михайловским районным судом Приморского края по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30; пунктом «г» ч. 3 ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации к 12 годам лишения свободы.
09.06.2015 Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение № 4911-рн о нежелательности пребывания (проживания) гражданина Азербайджанской Республики Ахмедова Сейрана Мамед оглы, <дата> года рождения, в Российской Федерации, сроком до 24.09.2028.
10.07.2020 УМВД России по Приморскому краю принято решение о депортации гражданина Азербайджанской Республики Ахмедова Сейрана Мамед оглы, <дата> года рождения, за пределы Российской Федерации, после освобождения из мест лишения свободы.
24.09.2020 г. Ахмедов С.М.о. по отбытии срока наказания освобожден из мест лишения свободы и по решению Артемовского городского суда от 24.09.2020 помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Артемовскому городскому округу, на срок до 24.12.2020, но не более чем до осуществления процедуры депортации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.03.2006 № 55-О, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола № 4 к ней).
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Распоряжение заместителя Министра юстиции РФ № 4911-рн от 09.06.2015 года «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», которым пребывание (проживание) в Российской Федерации Ахмедова С.М.о. признано нежелательным, в установленном законом порядке не обжаловано и не отменно.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Ахмедов С.М.о. не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, в отношении него в установленном законом порядке принято решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации, а также учитывая необходимость обеспечения исполнения принятых решений о его депортации и реадмиссии, которые не могут быть исполнено по объективным причинам в связи с не поступлением из Консульского отдела Республики Казахстан в Российской Федерации ответов, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления УМВД России по Приморскому краю о продлении срока пребывания последнего в Центре временного содержания иностранных граждан ОМВД России по г. Артему до осуществления процедуры депортации.
В силу пункта 9 статьи 31 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которой иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, во взаимосвязи с положениями главы 28 КАС РФ, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ изложенной в Определении от 25 сентября 2014 года № 1830-О, при разрешении заявления о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении, суд должен определить конкретный срок пребывания иностранного гражданина в указанном учреждении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 268-269 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление УМВД России по Приморскому краю о продлении срока пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Артемовскому городскому округу Ахмедова Сейрана Мамед оглы удовлетворить.
Продлить срок содержания Ахмедова Сейрана Мамед оглы, <дата> года рождения, в Центре временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Артемовскому городскому округу, расположенном по адресу г. Артем, Каширская, 21, на срок до 10 марта 2021 года, но не более чем до осуществления процедуры депортации.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения, путем подачи апелляционной жалобы, представления через Артемовский городской суд Приморского края.
Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2020 года
Судья Е.А. Шестухина