Решение по делу № 3а-544/2020 от 10.08.2020

Дело № 3а-544/2020                                                              08 октября 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе

председательствующего судьи Панковой А.В.,

при секретаре Степанишиной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 08 октября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Зайнеева А. Н. об установлении кадастровой стоимости квартиры с кадастровым номером <данные изъяты> в размере ее рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Зайнеев А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости квартиры с кадастровым номером <данные изъяты> в размере ее рыночной стоимости. В обоснование исковых требований указал, что ему на праве общей долевой собственности принадлежали до 23 января 2019 года <данные изъяты> доли в квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, он является плательщиком налога на имущество физических лиц, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 июля 2012 года составила 10 344 604 рубля 45 копеек. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость этого имущества на 01 июля 2012 года составляет 4 877 000 рублей. Полагая, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, превышающем рыночную, затрагивает его права как налогоплательщика. Просит восстановить срок на обращение в суд с данным иском и определить кадастровую стоимость квартиры в размере ее рыночной стоимости по состоянию на 01 июля 2012 года на период с 01 января 2020 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведение очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

     По определению суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра), ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФКП Росреестра) в качестве заинтересованных лиц - администрация муниципального образования «Котлас», БаргА. А.С., Кретов Е.Н., Рысев И.Б., Колосова С.Н., Дмитриева О.А., Куксумов М.С., Пинегина С.В., Козлова Н.Б., Окуловский П.С., Приймачук В.А.

Управлением Росреестра в отзыве на административный иск указано, что в 2012 году на территории Архангельской области впервые были проведены работы по государственной кадастровой оценке зданий, строений, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства, выполненные на основании государственного контракта от 18 июня 2012 года № 37Д/2012, заключенного между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (исполнитель). По результатам данных работ исполнителем 11 октября 2012 года подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 июля 2012 года. Поскольку исполнителем работ было представлено положительное экспертное заключение, у Росреестра отсутствовали основания не принять результат работ. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ составила 10 071 119 рублей 30 копеек. Указанная стоимость содержалась в ЕГРН в период с 14 января 2013 года по 19 мая 2014 года. С 20 мая 2014 года в ЕГРН содержится кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 10 344 604 рубля 45 копеек, полученная в ходе исправления ошибок в результатах государственной кадастровой оценки и утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 08.04.2014 № 145-пп. Ни Россреестр, ни Управление не принимали участия в проведении государственной кадастровой оценки. Считают, что Управление Росреестра является ненадлежащим административным ответчиком по делу.

В отзыве ФКП Росреестра на административный иск указано, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, не наделена функциями по государственной кадастровой оценке, не принимала участия в проведении государственной кадастровой оценки. Кадастровая стоимость квартиры с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости в размере 10 344 604 рубля 45 копеек, внесена на основании результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Архангельской области, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 08.04.2014 № 145-пп.

Представитель заинтересованного лица - администрации городского округа Архангельской области «Котлас» просила о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя, против удовлетворения административного искового заявления не возражала.

Стороны, заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон, по материалам дела.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401, статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1 закона Архангельской области от 24 октября 2014 г. № 199-11-ОЗ «О дате начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2015 года налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость расположенных в пределах этого муниципального образования жилого дома, жилого помещения (квартиры, комнаты), гаража, машино-места, единого недвижимого комплекса, объекта незавершенного строительства, иных зданий, строений, сооружений, помещений.

Постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 596-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Архангельской области» (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены определенные по состоянию на 1 июля 2012 г. результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Архангельской области.

В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со ст. 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Сведения о величине кадастровой стоимости указанной квартиры, определенной по состоянию на 01 июля 2012 года, в размере 10 344 604 рубля 45 копеек внесены в Единый государственный реестр недвижимости 20 мая 2014 года на основании постановления Правительства Архангельской области от 08 апреля 2014 г. № 145-пп «О внесении изменений в результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Архангельской области».

С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 05 августа 2020 года, с нарушением установленного приведенными нормами права срока.

Как разъяснено в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Учитывая, что по истечении установленного законом периода в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает необходимым восстановить административному истцу срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Судом установлено, что Зайнееву А.Н. на праве собственности принадлежали <данные изъяты> доли в праве общей собственности на квартиру с кадастровым номером <данные изъяты>, назначение: жилое, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, этаж <данные изъяты>

Как разъяснено в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.

Право собственности на долю было зарегистрировано за Зайнеевым А.Н. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ года; договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ года; договора купли-продажи и акта приема – передачи от 05 ДД.ММ.ГГГГ года; договора дарения недвижимого имущества и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ года; договора купли-продажи и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ года, дополнительного соглашения к договору купли – продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ года; договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ года.

ДД.ММ.ГГГГ Зайнеевым А.Н. продано ДД.ММ.ГГГГ доли в праве общей собственности на квартиру, переход права собственности на недвижимость зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку результаты кадастровой оценки квартиры затрагивают права и обязанности административного истца как налогоплательщика, он вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Архангельской области по состоянию на 01 июля 2012 года.

Постановлением Правительства Архангельской области от 08.04.2014 № 145-пп «О внесении изменений в результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Архангельской области» в соответствии с Федеральными законами «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и «О государственном кадастре недвижимости» внесены изменения в результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Архангельской области, утвержденные постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп.

В силу ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно представленному административным истцом отчету об оценке рыночной стоимости квартиры от 29 июля 2020 года № 189-2020, составленному ИП Власовой О.А., рыночная стоимость квартиры с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 июля 2012 года составляет 4 877 000 рублей.

В силу ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Представленный административным истцом отчет соответствует установленным ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям. Данный отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности, его ответственность застрахована в установленном порядке.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости квартиры, собственником доли в которой которого является административный истец, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости этого объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания указанного отчета недостоверным доказательством.

Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении квартиры, сособственником которой является административный истец, установлена ее рыночная стоимость, величина которой отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права Зайнеева А.Н. как плательщика налога на имущество физических лиц, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу п. 4 ч. 3 ст. 3 названного закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 данного закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Датой подачи настоящего иска является 05 августа 2020 года. При этом суд не делает вывода относительно даты начала применения кадастровой стоимости, поскольку вопрос определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества не являлся предметом настоящего административного спора.

В силу положений ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Зайнеева А. Н. об установлении кадастровой стоимости квартиры с кадастровым номером <данные изъяты> в размере ее рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость квартиры с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, этаж <данные изъяты>, равной ее рыночной стоимости в размере 4 877 000 рублей по состоянию на 01 июля 2012 года.

Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 05 августа 2020 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Председательствующий                                                                     А.В. Панкова

3а-544/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Зайнеев Анатолий Николаевич
Ответчики
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
Правительство Архангельской области
ФГБУ ФКП Росреестра филиал по Архангельской области и НАО
Другие
Администрация муниципального образования «Котлас»
Пинегина Светлана Витальевна
Окуловский Павел Сергеевич
Куксумов Матвей Сергеевич
Колосова Светлана Николаевна
Рысев Иван Борисович
Дмитриева Ольга Александровна
Богданова Татьяна Юрьевна
Митина Людмила Ивановна
Барган Анна Сергеевна
Кретов Евгений Николаевич
Козлова Нина Борисовна
Приймачук Валентина Акиндивна
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Панкова Ангелина Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
10.08.2020Регистрация административного искового заявления
10.08.2020Передача материалов судье
12.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2020Судебное заседание
17.09.2020Судебное заседание
08.10.2020Судебное заседание
12.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее