Дело № 2а-9825/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2018 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием административного истца Горяйнова В.А.,
представителя административных соответчиков Алябушевой Е.В., действующей на основании доверенностей от 14.04.2017 года,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видео конференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Горяйнова В.А. к УФСИН России по Республике Коми о признании действий по направлению в исправительное учреждение другого региона несоответствующим требованиям ст. 8 Европейской конвенции по правам человека
УСТАНОВИЛ
Горяйнов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о признании действий по направлению для отбывания наказания в исправительное учреждение другого региона несоответствующим требованиям ст. 8 Европейской конвенции по правам человека.
Основанием для обращения явилось несогласие административного истца с действиями УФСИН России по Республике Коми по направлению для отбывания наказания в исправительное учреждение ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, в связи с нарушением его прав на свидание с родственниками из-за удаленности расстояния, создания препятствия для поддержания социальных связей.
Административный истец Горяйнов В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, указав, что ИК-22 была расформирована лишь в сентябре месяце, его могли перевезти для отбывания наказания в ИК-22, затем в ИК-19 г. Ухта.
Представитель административных соответчиков Алябушева Е.В. заявленные требования не признала, поддержала письменный отзыв, согласно которого 12.02.2015 года директором ФСИН России принято решение об изменения вида режима ФКУ ИК-22 на колонию поселение. В связи с чем были проведены мероприятия по переводу осужденных, ранее отбывавших наказание в ИК-22 и проживавших до осуждения в других регионах России, в исправительные учреждения по месту их прежнего жительства. По распоряжению ФСИН России, в соответствии с ч. 2 ст. 73 УИК РФ до особого разрешения осужденные из Республики Коми переводились в распоряжение ФСИН России по Мурманской области. Следовательно, направление Горяйнова В.А. для отбывания наказания в учреждение Мурманской области осуществлено в полном соответствии с действующим законодательством.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещения, а также перевод осужденных из одних учреждений в другие, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из обстоятельств дела следует, что Горяйнов В.А. 08.07.2015 года осужден приговором Сыктывкарского городского суда по ч. 3 ст. 30, п «б» ч. 3 ст. 228 УК РФ к 10 г л/свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Приговор вступил в законную силу 04.09.2015 года.
Распоряжением ФСИН России от 10.06.2014 года № 120-р утвержден Перечень исправительных колоний строгого режима, предназначенных для отбывания наказания осужденными мужчинами, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, в соответствии с которым на территории Республики Коми такими учреждениями являются ФКУ ИК-1 г. Сыктывкар и ИК-22 г. Воркута.
В дальнейшем, к дополнению Перечня исправительных учреждений территориальных органов ФСИН России, подлежащих ликвидации, изменению вида режима от 12.02.2015 года, директором ФСИН России 13.03.2015 года было согласовано изменение вида режима ФКУ ИК-22 со строгого режима на колонию-поселение.
Письмом ФСИН России от 01.04.2015 года в связи с реорганизацией ФКУ ИК-22 в Республике Коми, в соответствии со ст. 73 ч. 2 УИК РФ до особого распоряжения разрешено ежемесячно направлять осужденных к строгому режиму из следственного изолятора в распоряжение УФСИН России по Мурманской области.
По материалам дела следует, что осужденный в октябре 2015 года в соответствии с ч. 2 ст. 73 УИК РФ был направлен в распоряжение УФСИН России по Мурманской области, где и отбывает наказание в настоящее время.
По общему правилу, изложенному в ч. 1 ст. 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
В силу ч. 2 названной нормы, при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Частью 2 ст. 81 УИК РФ определено, что перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Следовательно, названные нормативные положения предусматривают два основания направления осужденных для отбывания наказания в иные регионы: 1) отсутствие в субъекте Российской Федерации по месту жительства осужденного исправительного учреждения соответствующего вида; 2) невозможность размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях.
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое определен Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания.., утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 01.12.2005 года № 235 (действующей в спорный период).
Согласно пункта 6 Инструкции при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Пунктом 10 Инструкции определено, что в соответствии со ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Во исполнении распоряжения ФСИН России от 01.04.2015 года в период с апреля по май 2015 года из ФКУ ИК-22 переведен 61 осужденный, из ФКУ ИК-1 переведено 53 осужденных.
С августа 2015 года был организован перевод осужденных строгого режима, являющихся жителями Республики Коми из ФКУ ИК-22 в ФКУ ИК-1. осужденные этапировались четыре раза в месяц, всего в 2015 году из ИК-22 в ИК-1 переведено 227 осужденных – жителей Республики Коми. Освобождались также места в ФКУ ИК-1 для принятия осужденных из ФКУ ИК-22.
По вступлению приговора в законную силу, осужденные – жители Республики Коми из Следственных изоляторов направлялись в распоряжение УФСИН России по Мурманской области.
Следовательно, все мероприятия по перемещению осужденных как с ФКУ ИК-22, так и с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми производились в рамках реорганизации ФКУ ИК-22 с целью того, чтобы к определенному сроку освободить ФКУ ИК-22 от лиц, отбывающих наказание в строгих условиях и в связи с названным, возможности для направления осужденного Горяйнова В.А. в исправительные колонии по месту проживания в Республике Коми, не имелось.
Таким образом, направление Горяйнова В.А. для отбывания наказания в исправительную колонию Мурманской области в полном объеме соответствует действующему законодательству, такое направление осуществлено на основании распоряжения ФСИН России, с учетом невозможности размещения в исправительных учреждениях Республики Коми, является законным и обоснованным, что влечет оставление административного искового заявления без удовлетворения.
Доводы Горяйнова В.А. о невозможности воспользоваться правом на свидание с родственниками в связи с удаленностью места отбывания наказания от места проживания его семьи, правовым основанием для признания его направления для отбывания наказания в иной регион Российской Федерации незаконным, не является, поскольку действующее законодательство, определяя право осужденного иметь свидания с близкими ему людьми не ставит реализацию такого права в зависимости от места отбывания наказания.
Кроме этого, заслуживаю внимания доводы представителя административного ответчика о пропуске срока обращения с административным исковым заявлением.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод, законных интересов.
Направление административного истца в исправительное учреждение иного региона, находящегося не по месту его проживания, имело место в октябре 2015 года, с административным исковым заявлением Горяйнов В.А. обратился в ноябре 2018 года, т.е за пределами установленного трехмесячного срока. Из пояснений административного истца также следует, что уже при этапировании он предполагал, что такое этапирование незаконно, в связи с чем направлял жалобу в ФСИН России по этому поводу еще в 2015 году.
При надлежащем подходе к осуществлению своих прав и законных интересов Горяйнов В.А. мог в установленные законом сроки обратиться с соответствующим заявлением, однако такого сделано не было. Судебные акты, принятые в отношении иных, третьих лиц, не устанавливают виновность действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в отношении административного истца.
Частью 8 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Горяйнова В.А. к УФСИН России по Республике Коми о признании действий по направлению в исправительное учреждение другого региона несоответствующим требованиям ст. 8 Европейской конвенции по правам человека, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия.
<данные изъяты>
Судья А.П. Леконцев