Решение по делу № 2-528/2017 (2-10594/2016;) от 22.11.2016

Дело №2-528/2017г. Именем Российской Федерации Решение

«06» марта 2017 года                                                             город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Буторина О.Н.,

при секретаре Вдовичевой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кринина А. В. к Министерству финансов Архангельской области о возмещении убытков, взыскании денежной компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о возмещении убытков, взыскании денежной компенсации морального вреда. Обосновывает тем, что на основании указа губернатора Архангельской области, признанного впоследствии судебным решением незаконным, он был досрочно освобожден от должности главы МО «Коношское». В связи с чем с ответчика надлежит взыскать 340 000 рублей убытков в виде недополученного денежного вознаграждения главы муниципального образования, 68 241 рубль убытков виде денежной компенсации за дни неиспользованного трудового отпуска, 16 109 рублей 70 коп. убытков в виде компенсации расходов на проезд к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно. Истец указывает, что в результате издании незаконного указа ему причинен моральный вред, который он оценивает в сумме 2 000 000 рублей. Информация об отрешении его должности была размещена в средствах массовой информации, стала широко известной, что негативно отразилось на его состоянии здоровья. Пострадало его доброе имя и репутация. Уведомил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители ответчика Рябова Н.В., Александрова Е.М. по доверенностям, с иском не согласны, полагают, что они не основаны на законе, представили письменный отзыв.

Выслушав представителей ответчика, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса РФ расходы, которые лицо произвело для восстановления нарушенного права, относятся к реальному ущербу и возмещаются в составе убытков по требованию лица, право которого нарушено.

На основании ст. 1064 ч.1 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Возмещение вреда в этом случае производится не государственными и муниципальными органами либо их должностными лицами, а за счет казны, от имени которой в силу статьи 1071 ГК РФ выступают соответствующие финансовые органы.

Из обстоятельств дела следует, что указом губернатора Архангельской области от 27 апреля 2016 года -у, истец отрешен от должности главы муниципального образования «Коношское» Коношского муниципального образования Архангельской области.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -АПГ16-14 указ губернатора Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -у признан незаконным и отменен, истец восстановлен в должности главы муниципального образования «Коношское» Коношского муниципального образования Архангельской области.

Кринин А.В., исполняя полномочия главы муниципального образования «Коношское» до ДД.ММ.ГГГГ, имел гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица - высшего должностного лица муниципального образования «Коношское», установленных уставом муниципального образования «Коношское» (далее - устав) в соответствии с областным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области» (далее - областной закон от ДД.ММ.ГГГГ ).

Установление положениями уставов муниципальных образований гарантий осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления обусловлено требованиями части 5.1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 областного закона от ДД.ММ.ГГГГ выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, за счет средств местного бюджета муниципального образования гарантируются оплата труда (подпункт 2), ежегодный оплачиваемый отпуск (подпункт 3), компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно и провоза багажа один раз в два года (подпункт 9).

Уставом муниципального образования «Коношское» определены аналогичные положения, устанавливающие гарантии главе муниципального образования «Коношское» (пункты 2, 3 и 9 статьи 23 устава).

На основании части 9 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ установлена правовая связь гарантий, предусмотренных областным законом от ДД.ММ.ГГГГ и закрепляемых уставами муниципальных образований, с расходами местных бюджетов.

Средства местных бюджетов согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 составляют экономическую основу местного самоуправления.

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями БК РФ (статья 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ).

В соответствии со статьей 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Бюджетным законодательством Российской Федерации исполнение расходных обязательств муниципальных образований отнесено к бюджетным полномочиям муниципальных образований, а местные бюджеты, отнесены к самостоятельному «звену» бюджетной системы Российской Федерации, одним из основополагающих принципов которой является разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Так, решением муниципального Совета муниципального образования «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден бюджет муниципального образования «Коношское», приложением к которому установлено, что на функционирование высшего должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования «Коношское») заложено в местном бюджете 1 162 000 рублей.

При этом назначение заместителя главы муниципального образования «Коношское» К.Б. Капустинского временно исполняющим полномочия главы муниципального образования «Коношское» (на время отрешения от должности истца) не повлекло расходование средств местного бюджета по статье «функционирование высшего должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования «Коношское»)».

Системное толкование указанных норм законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что денежные выплаты, причитающиеся истцу (по его мнению), а именно денежные средства - денежное вознаграждение главы муниципального образования «Коношское» (340 000 рублей), компенсация за неиспользованные дни отпуска (68 241 рубль), оплата стоимости проезда к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска и провоза багажа (16 109 рублей 70 коп.) не могут подлежать возмещению из бюджета Архангельской области, а должны быть выплачены из бюджета муниципального образования «Коношское». В удовлетворении иска в данной части надлежит отказать.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как указано в разъяснениях, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10 от ДД.ММ.ГГГГ "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Как уже отмечалось, согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с положениями указанной нормы для наступления гражданско-правовой ответственности государственных органов, необходимо наличие состава правонарушения, включающего в себя наступление вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда.

Согласно ч. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда при возбуждении в отношении лица дела об административном правонарушении, поскольку само по себе пребывание истца в статусе правонарушителя по административному делу не может указывать на причинение ему морального вреда.

Согласно ст. ст. 56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенных равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Вместе с тем, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено, а судом не добыто каких - либо доказательств, свидетельствующих о нарушении его личных неимущественных прав и нематериальных благ.

В ходе рассмотрения дела также установлено и не оспаривается участвующими в деле лицами, что каких - либо мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении истца не применялось.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Кринина А. В. к Министерству финансов Архангельской области о возмещении убытков, взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Архангельска.

Судья                                                                                                          О.Н. Буторин

Решение в окончательной форме изготовлено 13 марта 2017 года:

Судья                                           О.Н. Буторин

2-528/2017 (2-10594/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кринин Александр Валерьевич
Ответчики
Министерство финансов АО
Другие
Администрация МО "Коношское"
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
22.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2016Передача материалов судье
28.11.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2016Предварительное судебное заседание
13.12.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.02.2017Предварительное судебное заседание
06.03.2017Судебное заседание
13.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее