Решение по делу № 2-387/2022 (2-7915/2021;) от 30.07.2021

11RS0001-01-2021-012603-66 дело №2-387/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,

при секретаре Крыжевской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 15 февраля 2022 года гражданское дело по иску Гуйвана Александра Александровича к администрации МО ГО «Сыктывкар», Государственному профессиональному образовательному учреждению «Сыктывкарский политехнический техникум» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением,

установил:

Гуйван А.А. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» и ГПОУ «Сыктывкарский политехнический техникум», в котором просил восстановить его право быть включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, на территории МО ГО «Сыктывкар», указав в обоснование требований, что город Сыктывкар является его местом жительства, однако администрация МО ГО «Сыктывкар» необоснованно отказывает в принятии его на учет в целях получения жилья в порядке статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а руководство Сыктывкарского политехнического техникума своевременно не приняло меры для обеспечения его жилищных прав, в связи с чем, ему пришлось самостоятельно обратиться с заявлением о включении список детей-сирот в администрацию МО ГО «Вуктыл».

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МО ГО «Вуктыл» и Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.

В судебном заседании истцы требования поддержали.

Представители ответчиков просили рассмотреть дело без их участия.

Представители третьих лиц в суд не явились.

Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что истец Гуйван А.А., ..., относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ...

С 01.09.2011 истец обучался в ГАОУСПО «...», откуда был отчислен с 01.02.2013 за нарушение Устава техникума, правил внутреннего распорядка и академическую неуспеваемость.

С 19.03.2014 истец неоднократно судим за совершение преступлений, и в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы.

21.12.2016 истец обратился в администрацию ГО «Вуктыл» с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Постановлением администрации ГО «Вуктыл» от 12.01.2017 №01/11 истец включен в указанный список под номером 16.

По результатам заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации ГО «Вуктыл» издано постановление №03/200 от 20.03.2017 о предоставлении истцу жилого помещения по адресу: г.... ... на состав семьи 1 человек по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этим же постановлением (пункт 2) истец исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда МО ГО «Вуктыл».

Истец для заключения договора найма предоставляемого жилого помещения в администрацию ГО «Вуктыл» не явился, на связь не выходил, в связи с чем, администрацией направлен запрос в орган опеки и ОМВД России по г.Вуктылу о предоставлении информации о месте нахождения истца.

Постановлением администрации ГО «Вуктыл» от 06.03.2018 №03/220 внесены изменения в ранее изданное постановление №03/200 от 20.03.2017, а именно: пункт 2 постановления №03/200 от 20.03.2017 исключен.

18.08.2020 года в администрацию ГО «Вуктыл» поступила информация о нахождении истца в местах лишения свободы, после чего 19.08.2020 и 31.08.2020 администрация направила в адрес истца уведомление о распределении ему жилого помещения, в котором просила выразить мнение по данному вопросу и направить согласие на получение жилья или получить отсрочку на срок отбывания наказания в местах лишения свободы.

28.08.2020 истец направил в администрацию ГО «Вуктыл» заявление, в котором указал, что в г.Вуктыле не проживает, его местом жительства является г.Сыктывкар, в связи с чем, просил разъяснить возможность включения его в список детей-сирот на территории МО ГО «Сыктывкар».

В ответе от 01.10.2020 на данное обращение администрация ГО «Вуктыл» сообщила истцу о необходимости обращения с заявлением об изменении муниципального образования в орган местного самоуправления по новому месту жительства в порядке, установленном Постановлением Правительства Республики Коми от 28.03.2016 №152.

07.06.2021 истец обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем (л.д.106 оборот).

05.07.2021 администрация МО ГО «Сыктывкар» уведомила истца об отсутствии оснований для принятия решения о включении его в список при наличии регистрации по месту жительства на территории иного муниципального образования и без представления документов о том, что г.Сыктывкар является местом жительства, а не местом временного пребывания (л.д.119-123).

12.08.2021 в администрацию МО ГО «Сыктывкар» посредством почтовой связи от истца поступило заявление (по форме) о предоставлении жилого помещения по договору найма жилых помещений специализированного жилищного фонда.

По результатам рассмотрения данного заявления, постановлением администрации от 25.08.2021 №8/2629 истцу отказано в заключении договора найма жилого помещения маневренного фонда ввиду того, что представленные им документы поступили через организацию почтовой связи и представлены не в полном объеме, о чем в адрес истца 27.08.2021 направлено соответствующее уведомление.

Истец в иске и в своих объяснениях указывает, что местом его жительства с 2011 года является г.Сыктывкар, какая-либо связь с г.Вуктыл у него отсутствует, и возвращаться туда он не намерен, после освобождения из мест лишения свободы желает проживать г.Сыктывкаре, в связи с чем, полагает, что имеет право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, на территории МО ГО «Сыктывкар».

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ)

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, указанного возраста.

При этом в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Из содержания абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2013, следовало, что лица указанной категории при наличии предусмотренных законом оснований должны были быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти по месту жительства.

С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако и в этом случае законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года №15-ФЗ).

Таким образом, обстоятельством, имеющим существенное значение для рассмотрения дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, является установление их места жительства, как единственного критерия, по которому следует определять место предоставления жилого помещения.

Указанная правовая позиция отражена в Обзорах практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденных Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20.11.2013 и 23.12.2020.

Конституция Российской Федерации (статья 27) закрепляет за каждым гражданином Российской Федерации право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В силу положений статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом доме, квартире, общежитии и т.п. в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно материала дела, с 16.01.2008 истец был зарегистрирован по адресу: ..., нанимателем которого является ... С.А.

Решением Вуктыльского городского суда Республики Коми от 25.08.2016 по делу ... по иску ... С.А. истец был признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: г.... и снят с регистрационного учета.

Указанным решением суда установлено, что истец членом семьи нанимателя жилого помещения (... С.А.) не является, в квартире не проживает, жилищно-коммунальные услуги не оплачивает.

Из объяснений истца следует, что с 2011 года он проживал в г.Сыктывкаре, где до 2013 года обучался в ГАОУСПО «...», после чего в период 2013-2014гг. «снимал» квартиру по ..., затем в период 2014-2017гг. жил в квартире по ..., а с 2019г. – в квартире по ...

Адреса фактического проживания истца в г.Сыктывкаре по ... и по ... указаны в приговорах Сыктывкарского городского суда от 22.07.2014 по делу ..., от 24.07.2014 по делу №..., и от 28.05.2020 по делу ....

Кроме того, в материалах уголовного дела №... имеется справка-характеристика участкового уполномоченного УМВД России по г.Сыктывкару, согласно которой истец проживает по адресу: ... и за время проживания на обслуживаемом административном участке зарекомендовал себя посредственно.

В связи с совершением в январе 2020 года истцом преступления в ходе производства по уголовному делу старшим следователем СУК УМВД России по г.Сыктывкару в адрес начальника ОУУПиПДН УМВД России по г.Сыктывкару вынесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления в связи с ненадлежащей профилактической работой с лицами, проживающими на их административном участке.

Совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о том, что с 2011 года истец преимущественно проживал в г.Сыктывкаре в арендуемых им жилых помещениях, при этом, его выезд из г.Вуктыл не был временным либо вынужденным, а произошел в результате совершения им осознанных волевых действий, направленных на изменение места жительства, переезд в другое муниципальное образование.

Смена постоянного места жительства, а именно переезд из г.Вуктыл в г.Сыктывкар, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Доводы представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» со ссылкой на пункт 13 Порядка предоставления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории иных муниципальных образований в Республике Коми, утвержденный Постановлением Правительства Республики Коми от 28.06.2016 №152, о том, что право обращения с заявлением об изменении муниципального образования при изменении постоянного места жительства может быть реализовано гражданином до достижения им возраста 23 лет, подлежат отклонению, поскольку указанные положения (пункт 13) введены Постановлением Правительства Республики Коми от 08.07.2020 №337, тогда как истец достиг возраста 23 лет 07.07.2017.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право быть включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории МО ГО «Сыктывкар». Требования истца в этой части подлежат удовлетворению.

Поскольку государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями и по формированию Списка наделены органы местного самоуправления, обязанность включить истца список в целях получения жилья следует возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар».

Оснований для возложения такой обязанности на ГПОУ «Сыктывкарский политехнический техникум» не имеется. В удовлетворении требований истца к этому ответчику надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Гуйвана Александра Александровича удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» включить Гуйвана Александра Александровича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

В удовлетворении требований Гуйвана Александра Александровича к Государственному профессиональному образовательному учреждению «...» - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 01.03.2022.

Председательствующий                 О.Л. Саенко

2-387/2022 (2-7915/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Саенко Ольга Леонидовна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
30.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2021Передача материалов судье
06.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.10.2021Предварительное судебное заседание
16.11.2021Судебное заседание
09.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
15.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее