Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2018 года Мытищинский городской суд Московской области
в составе судьи Борисик А.Л.,
с участием прокурора Голосовой Н.Ю.,
при секретаре Налбандян А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2253/18 по иску Берзиной Е. П. к МУП «ГЖЭУ-4» о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратилась с иском к ответчику - МУП «ГЖЭУ-4» о компенсации морального вреда в размере 120 000 рублей.
В обоснование исковых требований Берзина Е.П. указала, она является собственником квартиры и проживает по адресу: <адрес>.
Указала, что ДД.ММ.ГГГГ она спускалась по лестнице, ведущей от лифта к подъездной двери, при этом в подъезде было темно, так как вышел из строя люминесцентный светильник, расположенный в подъезде около металлической двери. Кроме того, на участке лестницы отсутствовали демонтированные несколько лет назад перила. Истица оступилась на этой лестнице и упала на правую руку. В результате падения она получила оскольчатый перелом дистального конца лучевой кости правой руки.
Берзина Е.П. просит взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в указанном размере, поскольку вследствие травмы она была выбита из привычного уклада жизни, испытывала боль, ограничения в свободном движении, чем ей причинены физические и нравственные страдания (л.д.2-5).
В судебном заседании истец Берзина Е.П. поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме (л.д. ).
Представитель ответчика - МУП «ГЖЭУ-4» по доверенности Старчикова Н.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск (л.д.26-28, ).
Допрошенный в судебном заседании Жидков И.В. пояснил, что вечером ДД.ММ.ГГГГ он услышал крик с лестничной площадки, после чего принял решение подняться наверх, однако там никого не было. Спустившись вниз, он увидел истицу, которая стояла на лестничном пролете с поврежденной рукой. С ее слов, в полумраке она оступилась и упала. Жидков И.В. предложил вызвать скорую помощь, но Берзина Е.П. отказалась.
Указал, что на лестничном пролете у лифта перила отсутствовали, однако в настоящее время их установили. Кроме того, жильцы их дома жаловались, что в подъезде отсутствует свет (л.д. ).
Допрошенный в судебном заседании Берзин Г.А. пояснил, что он является мужем истицы. ДД.ММ.ГГГГ он приехал к Берзиной Е.П. за техническими книжками, они вместе спустились на лифте и вышли из него. Свет в подъезде не горел. Истица пошла вниз к подъездной двери, стала спускаться по лестнице, после чего сильно закричала. Берзин Г.А. понял, что Е. упала.
Указал, что скорую помощь они вызывать не стали, поскольку вызвали такси и уехали в травматологический пункт (л.д. ).
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора о необходимости частичного удовлетворения заявленных требований, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материала дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на имя директора МУП «ГЖЭУ-4» направлено коллективное ходатайство о включении в план текущего ремонта на ДД.ММ.ГГГГ подъезда № <адрес> <адрес>.
Из данного письма усматривается, что последний раз подъезд № в указанном доме ремонтировался давно, состояние стен и потолка неудовлетворительное: отходит и осыпается штукатурка и масляная краска, более того, спилены перила на первом этаже (л.д.9, 10).
ДД.ММ.ГГГГ истица лично обратилась в МУП «ГЖЭУ-4» с просьбой проинформировать жителей указанного подъезда в <адрес> о дате начала ремонта лестничных клеток (л.д. 11).
Из справки, выданной рентгеновским кабинетом ГБУЗ МО «МГКБ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Берзиной П.А. диагностирован артроз правого коленного сустава ( л.д. 8), в связи с чем, она утверждает, что испытывает дискомфорт в коленном суставе при движении с лестницы от лифта до двери подъезда, поскольку отсутствует необходимая опора в виде перил.
Как указывает истец, ДД.ММ.ГГГГ она спускалась по лестнице, ведущей от лифта к подъездной двери. В подъезде отсутствовало освещение, также на участке лестницы отсутствовали перила. Истица оступилась и упала на правую руку.
Как следует из справки № кабинета неотложной травматологии и ортопедии ГБУЗ МО «МГКБ», у Берзиной П.А. при обращении ДД.ММ.ГГГГ обнаружен закрытый перелом правой лучевой кости (л.д.6).
Как указано выше, истец просит взыскать с ответчика в счет возмещения морального вреда, выраженного в физической боли и страданиях, причиненных вследствие травмы, денежную сумму в размере 120 000 рублей.
Ст.151 ГК РФ предусматривает компенсацию морального вреда, если гражданину причинены физические или нравственные страдания действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно Постановления Пленума ВС РФ № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может выражаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной <данные изъяты>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической боли, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Исходя из ст.ст.15, 1099-1101 ГК РФ, размер компенсации зависит от характера и объеме причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда № 10, нравственные страдания могут быть связаны с разнообразными обстоятельствами: утрата супруга, родителей, детей, других близких родственников; потеря работы; раскрытие семейной, врачебной <данные изъяты>; распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию; временных ограничения, лишение каких-то прав (свободы, свободы передвижения, водительского удостоверения); увечье иное повреждение здоровья, заболевание.
В рассматриваемом случае суд находит установленным факт причинения Берзиной Е.П. морального вреда, выразившегося в физических страданиях, причиненных ей вследствие травмы при изложенных выше обстоятельствах, в связи с чем, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению
По мнению суда, размер компенсации морального вреда, с учетом степени тяжести причиненного здоровью вреда, является достаточным, разумным и справедливым в сумме 80 000 рублей.
К доводам ответчика ( л.д. 26-28) суд относится критически и исходит из того, что МУП «ГЖЭУ-4» с ДД.ММ.ГГГГ является управляющей организацией <адрес> <адрес> <адрес>, в связи с чем, в силу действующего жилищного законодательства, обязан обеспечить для граждан возможность безопасного использования мест общего пользования дома- лестничных конструкций, площадок.
Таким образом, поскольку травма истицей Берзиной Е.П. была получена при падении в подъезде дома вследствие отсутствия поручней на перилах лестницы и освещения, суд приходит к выводу о наличии прямой причинно- следственной связи между бездействием ответчика, выразившимся в ненадлежащем обслуживании дома и наступившими последствиями- закрытым переломом правой лучевой кости у истицы, что причинило ей физические страдания и моральный вред, в связи с чем, соответствующая компенсация подлежит взысканию с заявленного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Берзиной Е. П. к МУП «ГЖЭУ-4» о компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с МУП «ГЖЭУ-4» в пользу Берзиной Е. П. в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 80 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца.
Судья