Решение по делу № 2а-2174/2016 от 10.11.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2016 года Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Лябах И.В.

при секретаре Текнеджян Ю.О.,

с участием административного истца Безруковой С.Н.,

представителей административного истца Омельченко А.Д., Лабецкого А.И.,

представителей административного ответчика – администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» Пащенко А.Н., Глаголева М.Э.,

представителя второго административного ответчика Дудиной Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда административное дело 2а-2174/2016 по административному исковому заявлению Безруковой С.Н. к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» об оспаривании решения, действия органа местного самоуправления,

установил:

Безрукова С.Н. обратилась в суд с административным иском об отмене заключения от 03 декабря 2015 года об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, данного помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при этом просила восстановить пропущенный срок обжалования заключения от 03 декабря 2015 года.

В обоснование требований Безрукова С.Н., ссылалась на то, что названное выше заключение подлежит отмене по тем основаниям, что 17 октября 2016 года межведомственной комиссией принято заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно которому отсутствуют основания для признания многоквартирного <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, используемые для дачи оспариваемого заключения заключения экспертов № <данные изъяты> о техническом состоянии строительных конструкций здания жилого дома по адресу: <адрес>, ООО «<данные изъяты>» выполнены с нарушениями, в связи с чем, не могли являться основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Считает ее права указанным заключением нарушенными, поскольку оно не отменено, она не может полноценно распоряжаться своим жилым помещением, опасаясь, что органом местного самоуправления оно (жилое помещение) может быть изъято для муниципальных нужд, так как в соответствии с оспариваемым заключением многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.

При этом, просила восстановить пропущенный срок обжалования заключения от 03 декабря 2015 года , поскольку он пропущен по уважительной причине, так как она не являлась членом межведомственной комиссии и не могла влиять на принятие этой комиссией данного заключения.

Административный истец Безрукова С.Н. в судебном заседании заявленный административный иск поддержала по основаниям и доводам, изложенным в нем, при этом указала, что о наличии оспариваемого заключения ей было известно в январе- феврале 2015 года, при предъявлении к ней иска в июле 2016 года о переселении в маневренный фонд в качестве основания требований также было указано на оспариваемое заключение. Иных уважительных причин пропуска срока, кроме указанных ранее, не имеется. Вместе с тем, пропуск обжалования указанного заключения считает пропущенным по уважительным причинам и просит его восстановить.

Представители административного истца Омельченко А.Д., Лабецкий А.И. требования поддержали, при этом Омельченко А.Д. указала, что при наличии заключения от 17 октября 2016 года заключение от 03 декабря 2015 года должно было быть отменено администрацией МО «Город Ахтубинск», однако администрацией МО «Город Ахтубинск» в целях законности последнего заключения рекомендовано им обратиться в суд с требованием об оспаривании заключения от 03 декабря 2015 года.

Представители административного ответчика администрации МО «Город Ахтубинск» Пащенко А.Н., Глаголев М.Э. против удовлетворения заявленных административных исковых требований не возражали, указав, что заключение от 03 декабря 2015 года о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принято межведомственной комиссией на основании заключения экспертов, выполненных с нарушениями требований действующего законодательства, в связи с чем, при принятии решения указанные заключения экспертов не могли быть приняты во внимание.

Представитель второго административного ответчика Межведомственной комиссии при администрации МО «Город Ахтубинск» Дудина Г.И. также не возражала против удовлетворения требований административного истца, при этом пояснила, что на заседании межведомственной комиссии 03 декабря 2015 года, которое проводилось во исполнение решения суда, были рассмотрены все представленные, в том числе и гражданами, заключения экспертов и большинством голосов принято заключение о выявлении основания для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции. В связи с тем, что по обращению жильцов указанного дома 17 октября 2016 года принято заключение , согласно которому отсутствуют основания для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заключение от 03 декабря 2015 года должно быть отменено. Полномочия по отмене указанного заключения у межведомственной комиссии отсутствуют.

Выслушав объяснения административного истца Безруковой С.Н., представителей сторон Омельченко А.Д., Лабецкого А.И., Пащенко А.Н., Глаголева М.Э., Дудиной Г.И., исследовав материалы административного дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Пунктом 1 статьи 40 Конституции Российской федерации каждому гарантировано право на жилище.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (пункт 8 часть 1 статья 14 Жилищного кодекса Российской федерации.)

Согласно пункту 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (в редакции от 25 марта 2015 года) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пунктам 7, 43, 44 данного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещение жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Данным Положением также урегулированы порядок создания комиссии и ее состав, в который включаются: представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Абзац об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции введен в указанное положение Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2016 года № 746.

Судом установлено, что 26 сентября 2016 года администрацией МО "Город Ахтубинск" издано постановление , которым утвержден состав межведомственной комиссии для оценки и обследования помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При этом постановление администрации МО «Город Ахтубинск» от 10 июля 2013 года «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии при администрации МО «Город Ахтубинск» по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» признано утратившим силу.

Положение о межведомственной комиссии для оценки и обследования помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждено постановлением администрации МО «Город Ахтубинск» 12 октября 2016 года.

Решением <данные изъяты> суда ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Ахтубинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Ахтубинск» о понуждении к исполнению жилищного законодательства постановлено: требования Ахтубинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении к исполнению жилищного законодательства, удовлетворить.

Обязать межведомственную комиссию администрации МО «Город Ахтубинск» провести обследование жилого дома по адресу: <адрес> выдать заключение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (в редакции от 25 марта 2015 г.) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение вступило в законную силу.

Межведомственной комиссией при администрации МО «Город Ахтубинск» 07 августа 2015 года проведено обследование многоквартирного дома <адрес>, в соответствии с которым по результатам принято заключение - основания для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не выявлены.

Решением <данные изъяты> районного суда ДД.ММ.ГГГГ административный иск Ахтубинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворен. Заключение об оценке соответствия помещения(многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 07 августа 2015 года межведомственной комиссии, назначенной Постановлением администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» от 10 июля 2013 г. «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», признано незаконным. На межведомственную комиссию возложена обязанность устранить нарушения закона путем рассмотрения на заседании межведомственной комиссии вопроса о соответствии дома <адрес>, установленным в Положении о признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 требованиям, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда вступило в законную силу.

Во исполнение указанного решения суда 03 декабря 2015 года межведомственной комиссией, назначенной Постановлением администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» от 10 июля 2013 года , принято заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции , в соответствии с которым выявлены основания для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.

Заключение принято межведомственной комиссией в составе 13 человек с участием собственников помещений в количестве 6 человек по результатам рассмотренных документов: заключения о техническом состоянии несущих и ограждающих конструкций жилого дома <адрес>,ООО «<данные изъяты>»,<адрес>, заключение эксперта о техническом состоянии строительных конструкций здания жилого дома по адресу: <адрес>, ООО «<данные изъяты>», <адрес>, экспертного заключения ,ООО «<данные изъяты>» <адрес> и на основании визуального осмотра.

Распоряжением администрации МО «Город Ахтубинск» от 04 декабря 2015 года многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. Этим же распоряжением принято решение: расселить из аварийного и подлежащего реконструкции многоквартирного дома <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, на период реконструкции, граждан, занимающих жилые помещения в многоквартирном доме по договорам социального найма, путем предоставления им жилых помещений маневренного фонда без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме, граждан, имеющих в собственности жилые помещения в многоквартирном доме и необеспеченным иными жилыми помещениями на территории МО «Город Ахтубинск», путем предоставления им жилых помещений маневренного фонда; собственникам многоквартирного дома <адрес> в разумный срок произвести реконструкцию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; до ДД.ММ.ГГГГ разработать проектную документацию на реконструкцию многоквартирного дома <адрес>; до ДД.ММ.ГГГГ выполнить реконструкцию многоквартирного дома <адрес>.

17 октября 2016 года межведомственной комиссией, назначенной Постановлением администрации МО «Город Ахтубинск» от 26 сентября 2016 года , принято заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу или реконструкции – отсутствии оснований для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Распоряжением администрации МО «Город Ахтубинск» от 01 ноября 2016 года признано необходимым провести ремонтно-восстановительные работы в многоквартирном доме № <адрес>. Собственникам помещений в многоквартирном доме ремонтно-восстановительные работы провести в разумные сроки.

Административный истец Безрукова С.Н., оспаривая заключение межведомственной комиссии от 03 декабря 2015 года , указала на нарушении ее прав указанным заключением тем, что при наличии заключения межведомственной комиссии от 17 октября 2016 года, оно (оспариваемое заключение) является действующем, в связи с чем, возможно изъятие ее жилого помещения в муниципальную собственность, в то время, как многоквартирный дом не является аварийным и не подлежит реконструкции. При этом ее представитель Омельченко А.Д. полагала, что указанное заключение при наличии последнего должно быть отменено самой администрацией МО «Город Ахтубинск», а не путем предъявления указанного административного иска.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

При рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности многоквартирного дома для проживания граждан.

Как следует из объяснений сторон, порядок принятия заключения от 03 декабря 2015 года межведомственной комиссией требованиям, изложенным в Постановлении, был соблюден.

Выводы комиссии, как следует из оспариваемого заключения, тоже соответствовали пункту 47 Положения.

Какие-либо опровергающие доказательства, подтверждающие нарушение прав административного истца, в судебном заседании представлены не были, несмотря на то, что бремя доказывания нарушенных прав возлагается на административного истца в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

То обстоятельство, что административный истец не принимал участие в заседании межведомственной комиссии, не является безусловным основанием к признанию такого заключения незаконным, так как в силу пункта 7 Положения мнение собственника может быть учтено при принятии соответствующего решения, но не является решающим, поскольку решающее значение для межведомственной комиссии имеют данные о техническом состоянии несущих конструкций обследуемого здания, отраженные в акте и экспертном заключении.

Доводы административного истца Безруковой С.Н. о том, что необоснованно межведомственной комиссией приняты во внимание заключение эксперта о техническом состоянии строительных конструкций здания жилого дома по адресу: <адрес>, ООО «<данные изъяты>», <адрес> и экспертное заключение № ,ООО «<данные изъяты>» <адрес> не могут быть приняты судом во внимание при рассмотрении данного административного иска, поскольку оценка данных о техническом состоянии несущих конструкций обследуемого здания, отраженных в экспертных заключениях, относится к полномочиям межведомственной комиссии.

Вместе с тем, доказательств того, что указанные заключения экспертов признаны недействительными, как не соответствующие нормам действующего законодательства, суду не представлено.

Право органа местного самоуправления отменять свои правовые акты закреплено в пункте 1 статьи 48 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, согласно которому муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Из дела видно и не оспаривается административным истцом, что с оспариваемым заключением межведомственной комиссии от 03 декабря 2015 года Безрукова С.Н. была ознакомлена первоначально в январе-феврале 2016 года, повторно 08 августа 2016 года при предъявлении к ней иска администрацией МО «Город Ахтубинск» о выселении в жилое помещение маневренного фонда, при этом с указанным административным иском Безрукова С.Н. обратилась 10 ноября 2016 года, то есть со значительным пропуском установленного срока.

Заявляя ходатайство о восстановлении срока, в качестве уважительных причин административным истцом указано на тот факт, что она не являлась членом межведомственной комиссии и не могла повлиять на принятие ею оспариваемого заключения.

При этом, каких-либо допустимых доказательств того, что Безрукова С.Н. была лишена возможности своевременно оспорить заключение межведомственной комиссии от 03 декабря 2015 года по указанным в иске основаниям, представлено не было.

Не установив уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока обращения в суд.

руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Безруковой С.Н. к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», Межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» об отмене заключения от 03 декабря 2015 года об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, данного помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.

Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате на компьютере.

Судья: И.В. Лябах

2а-2174/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Безрукова С.Н.
Ответчики
Администрация МО "Город Ахтубинск"
Межведомственная комиссия при администрации МО "Город Ахтубинск"
Другие
Глаголев М.Э.
Дудина Г.И.
Омельченко А.Д.
Лабецкий А.И.
Пащенко А.Н.
Предвечная Е.С.
Суд
Ахтубинский районный суд Астраханской области
Дело на сайте суда
ahtubinsky.ast.sudrf.ru
10.11.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.11.2016[Адм.] Передача материалов судье
12.11.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.11.2016[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.11.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
05.12.2016[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
05.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.12.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
14.12.2016[Адм.] Судебное заседание
21.12.2016[Адм.] Судебное заседание
22.12.2016[Адм.] Судебное заседание
26.12.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее