|
Именем Российской Федерации
(Дата обезличена) г. ИСТРА, МО
Истринский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Гордиенко Е.С.,
при секретаре Марковой И.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Седневой Г.Д., в качестве заинтересованного лица ФГБУ <данные изъяты>, ФГУ <данные изъяты> об оспаривании решения органа власти в порядке гл.25 ГПК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель Седнева Г.Д. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действия Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии <данные изъяты> по вынесению Решения об отказе <данные изъяты> в учете изменений объекта недвижимости на земельный участок, <данные изъяты> местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу: (адрес) и обязать устранить в полном объеме нарушение прав собственника.
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником земельного участка, <данные изъяты> Основанием для возникновения права является свидетельство на право собственности на землю. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет без определения границ, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от (Дата обезличена). Для возможности постановки участка на кадастровый учет истец провела межевание указанного земельного участка. При подаче документов в ФГБУ <данные изъяты> Седнева Г.Д. получила Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости в связи с выявлением двух ошибок:
- в представленных для кадастрового учета документах имеются противоречия со сведениями ГКН смежного по границе земельного участка: согласно сведениям ГКН смежными по указанной границе являются земли лесного фонда.
- одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ земельного участка <данные изъяты> Причиной для отказа послужила ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ. Также пояснила, что ее участок никогда не граничил с землями лесного фонда.
Просит суд признать незаконными действия ФГБУ <данные изъяты>, отменить Решение <данные изъяты> (Дата обезличена). Обязать ФГБУ <данные изъяты> поставить земельный участок <данные изъяты> местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу: (адрес) на кадастровый учет с уточненной площадью <данные изъяты> в связи с чем внести соответствующие изменения в ГКН, касающиеся уникальных характеристик земельного участка с кадастровым номером (№)
В судебное заседание заявитель Седнева Г.Д. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, воспользовалась услугами представителя по доверенности Алексеевой А.Д., которая в судебном заседании уточнила заявление и его поддержала.
Представитель заинтересованного лица ФБУ <данные изъяты> по доверенности Макеева Н.В. в судебное заседание явилась, пояснила, что (Дата обезличена) вынесено решение об отказе, поскольку по результатам проверки выявлены кадастровые ошибки. Считает, что оспариваемое решение об отказе принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа.
Представитель ФГУ «Мособллес» в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Дело слушалось при данной явке, возражений нет.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, дав юридическую оценку собранным по делу доказательствам, суд находит, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый и технический учет объекта недвижимости представляет собой описание и индивидуализацию объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества; учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номер.
Согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица с заявлениями об учете изменений земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, - лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Нормами статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определены основания для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Согласно ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с п. 1 ст. 28 указанного Закона ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 4 ст. 28 Закона кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ).
Положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета при отсутствии оснований для приостановления (ст. 26 Закона) и оснований для отказа (ст. 27 Закона) в осуществлении государственного кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости в соответствии с представленными документами, после принятия соответствующего решения.
Как установил суд, заявитель Седнева Г.Д. обратилась с заявлением в ФГБУ <данные изъяты> о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений объекта недвижимости, представила межевой план от (Дата обезличена) <данные изъяты>
При рассмотрении заявления Седневой Г.Д., должностными лицами ФГБУ <данные изъяты> было установлено, что в представленных для кадастрового учета документах имеются противоречия со сведениями ГКН смежного по границе земельного участка: согласно сведениям ГКН смежными по указанной границе являются земли лесного фонда, одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ земельного участка с кадастровым (№)
Согласно межевого плана, представленного в материалы дела, из заключения кадастрового инженера не усматривается вывода об ошибке, ни о кадастровой, или технической, не указано в связи с чем произошло увеличение площади земельного участка.
Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона о кадастре, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
- при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
Нормами статьи 27 Закона о кадастре определены основания для отказа в осуществлении кадастрового учета. Согласно п. 4 указанной статьи Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
Согласно подп. 2 п. 5 ст. 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
В силу п. 1 ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
В связи с указанным согласование местоположения границ земельных участков осуществляется в случаях, когда в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ: земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ; земельных участков, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ.
Таким образом, в порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков (Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.09.2009 N Д23-3146).
Согласно п. 3 ст. 39 Закона о кадастре согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Нормами п. 1 ст. 28 Закона о кадастре дано понятие кадастровой ошибкой, согласно которой кадастровой ошибкой является: воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Из содержания п. 4 ст. 28 Закона о кадастре следует что, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Поскольку в соответствии с п. 4 ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, то для исправления необходимо получить письменное заявление собственника объекта недвижимости.
При наличии заявления от собственника объекта недвижимости об исправлении кадастровой ошибки и документов, содержащих сведения в объеме, необходимом для внесения данных исправлений, орган кадастрового учета принимает решение об устранении такой ошибки, с учетом требований п. 5 статьи 28 Закона. Заверенная копия решения направляется заинтересованным лицам в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.
С заявлением об исправлении кадастровой ошибки в установленном законом порядке Седнева Г.Д. не обращалась.
При таком положении, оспариваемое решение об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от (Дата обезличена) (№) является законным и обоснованным, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Седневой Г.Д., в качестве заинтересованного лица ФГБУ <данные изъяты> ФГУ <данные изъяты> о признании незаконным действия федеральной службы по вынесению Решения об отказе <данные изъяты> от (Дата обезличена), в учете изменений объекта недвижимости на земельный участок<данные изъяты> местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу: <данные изъяты> и обязании устранить в полном объеме нарушение прав собственника, в связи с чем внести соответствующие изменения в ГКН, касающиеся уникальных характеристик земельного участка, с кадастровым (№) - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд Московской области, постановившего судебный акт, в течение одного месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, в апелляционном порядке.
Председательствующий:
решение принято в окончательной
форме (Дата обезличена)