Дело № 2- 1105/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего - судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Уральской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаврилова А.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонному) о признании незаконным его решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии),
установил:
Гаврилов А.Н. с учетом последующего уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонному) (далее - Управление) о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; обязании ответчика включить в страховой стаж период работы в должности мирового судьи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить страховую пенсию (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) с момента достижения пенсионного возраста - с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Однако решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ периоды его работы после 01 января 2002 года в качестве мирового судьи не включены в подсчет страхового стажа для определения права на страховую пенсию по мотиву отсутствия уплаты страховых взносов за указанный период и было отказано в назначении страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) из-за отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Считает, что поскольку продолжительность стажа судьей не позволяет ему претендовать на получение ежемесячного пожизненного содержания, то он в соответствии с законодательством РФ имеет право на страховую пенсию по старости (без фиксированного базового размера).
В судебном заседании истец Гаврилов А.Н. вышеуказанные уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонного) Т. действующая на основании доверенности, исковые требования Гаврилова А.Н. не признала, указав, что спорный период работы истца мировым судьей, за который не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в соответствии с действующим законодательством может быть включен в страховой стаж при соблюдении следующих условий: 1) наличие службы (работы), в период которой на лицо не распространялось обязательное пенсионное страхование, имевшей место с 01.01.2002 г., 2) наличие факта увольнения со службы (с работы), начиная с 01.01.2002 г., 3) отсутствие права на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета. Из документов пенсионного дела следует, что истец Гаврилов А.Н. является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД РФ, установленной ему с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, он не имеет права на включение в страховой стаж спорного периода работы судьей.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон № 400-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В абзаце 4 статьи 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ №4468-1) закреплено право лиц, указанных в статье 1 Закона №4468-1 на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом в силу положений части 4 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. Учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Таким образом, право на одновременное получение двух пенсий возникает у граждан, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости.
В силу п. 1 ст. 4 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 8 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и имеющие не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Вместе с тем переходными положениями, закреплёнными статьей 35 Федерального закона №400-ФЗ, предусмотрено постепенное увеличение необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК).
Так с учетом ч. 2 и ч.3 ст. 35 Федерального закона №400-ФЗ в 2017 году страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 8 лет страхового стажа и величины ИПК не менее 1,4.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ истец Гаврилов А.Н.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте № лет обратился в Управление с заявлением о назначении страховой части страховой пенсии по старости (без фиксированного базового размера).
Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом внесенных в него изменений (л.д№) Гаврилову А.Н. отказано в назначении страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в связи с отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Продолжительность страхового стажа Гаврилова А.Н. на дату достижения № лет Управлением установлена в № лет № месяцев № день при требуемом 8 лет, величина ИПК - № при требуемом 11,4. Указанным решением спорный период работы истца мировым судьей не включен в подсчет страхового стажа для определения права на страховую пенсию (без фиксированного базового размера) со ссылкой на отсутствие уплаты страховых взносов за этот период.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Центром финансового обеспечения Министерства внутренних дел по ЧР. Гаврилов А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ № 4468-1. При определении размера пенсии за выслугу лет были учтены периоды его службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено и подтверждается трудовой книжкой истца Гаврилова А.Н., что последний в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности мирового судьи судебного участка № г. К. ЧР.
По смыслу статьи 124 Конституции РФ во взаимосвязи с конкретизирующей ее статьей 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" финансирование судов, которое производится только из федерального бюджета и которым должна обеспечиваться возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с Федеральным законом, предполагает, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19 февраля 2002 года N 5-П, и финансирование пожизненного содержания, назначаемого пребывающим в отставке судьям, за счет федерального бюджета, а не из средств социальных фондов.
В соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в случаях, когда судья не приобрел право на ежемесячное пожизненное содержание либо утратил его в связи с прекращением отставки, а также по его собственному выбору ему может быть назначена пенсия на общих основаниях. Поэтому в целях обеспечения формирования пенсионных прав судей за период исполнения полномочий по должности судьи, когда на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, поскольку на заработную плату судей не начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" был определен порядок преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных ими за период с 1 января 2002 года (далее - Федеральный закон №126-ФЗ).
Так в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона №126-ФЗ гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.
В силу ч. 12 ст. 15 Федерального закона №400-ФЗ коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 6 - 8 и 10 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом от 4 июня 2011 года №126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" составляет 1,8.
Согласно справке Управления Судебного департамента в ЧР от ДД.ММ.ГГГГ Гаврилов А.Н. не является получателем ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с п.5 ст. 15 Закона РФ от 26.06.1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Как видно из вышеназванной справки Центра финансового обеспечения Министерства внутренних дел по ЧР спорный период работы мировым судьей не учитывался при назначении истцу пенсии по выслуге лет.
Следовательно, не включение ответчиком спорного периода работы истца мировым судьей в страховой стаж для назначения страховой пенсии (без фиксированного базового размера) нарушает его право на пенсионное обеспечение.
В этой связи, при применении положений части 12 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которым коэффициент за полный календарный год засчитываемого в страховой стаж периода службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (в данном случае период работы судьей), составляет 1,8, величина индивидуального пенсионного коэффициента истца Гаврилова А.Н. с учетом спорного периода продолжительностью № года № месяцев № дней составит № исходя из следующего расчета: 9,596 (размер ИПК, установленный Управлением) + № (коэффициент за полный календарный год работы судьей) +№ +№ (за № мес.) + № (за № дней), то есть выше необходимой величины (№).
При указанных обстоятельствах решение Управления в части не включения спорного периода работы судьей в страховой стаж истца и отказа ему в назначении страховой пенсии по старости (без фиксированного базового размера) является незаконным, следовательно, исходя из заявленных требований на ответчика следует возложить обязанность включить в страховой стаж истца Гаврилова А.Н. период работы мировым судьей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему страховую пенсию по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) с ДД.ММ.ГГГГ, то есть по достижении №-летнего возраста.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Решение Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным в части не включения в страховой стаж Гаврилова А.Н, периода работы мировым судьей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказа в назначении ему страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пении) в соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в гК. ЧР (межрайонное) включить в страховой стаж Гаврилова А.Н, период работы в должности мирового судьи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонное) назначить Гаврилову А.Н, страховую пенсию по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий-судья А.М. Ефимова