К делу номер
УИД: 23RS0номер-77
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 мая 2023 года <адрес>
Лазаревский районный суд <адрес> края в составе председательствующего судьи Рубцовой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием:
представителя истца старшего помощника прокурора <адрес> края ФИО7,
представителя ответчика ФИО3 - ФИО5 по доверенности,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> - прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО3 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> - прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к ФИО3, в котором просил признать отсутствующим право собственности ФИО3, зарегистрированное в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0503001:11, площадью 1193 кв.м., категории земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, с. В. Мамедка, с/т «Родничок», уч. номер; снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0503001:11, площадью 1193 кв.м., категории земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, с. В. Мамедка, с/т «Родничок», уч. номер.
Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории Лазаревского внутригородского района муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что принадлежащие Российской Федерации на праве собственности земли, входившие в состав территории Сочинского национального парка, незаконно использованы для формирования в пределах земель населенных пунктов <адрес> спорного земельного участка и регистрации на него права собственности физических лиц. При этом волеизъявление уполномоченных органов на отчуждение этих земель из федеральной собственности отсутствовало. В результате оформления права собственности третьих лиц нарушены имущественные интересы Российской Федерации по управлению, использованию по назначению и обеспечению сохранности федеральных лесопокрытых земель, имеющих режим территорий общего пользования (городских лесов), приватизация и сокращение площади которых запрещены законом. На земельный участок с кадастровым номером 23:49:0503001:11 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ право собственности за ФИО6, на основании договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ перешло к ФИО3, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:49:0503001:11 и последующей регистрации права собственности на него за первоначальным собственником ФИО6 послужило свидетельство на право собственности на землю серии РФ-ХХХVIIIномер номер, выданное последнему в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер «О передаче земельных участков в собственность в садоводческом товариществе «Родничок» <адрес>». Вместе с тем, как следует из информации Центрального отдела <адрес> Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер, в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведения в отношении земельного участка номер в с/т «Родничок» на имя ФИО6 на хранении не числится. Согласно информации МБУ муниципального образования городского округа города-курорта Сочи «Муниципальный институт генплана» от ДД.ММ.ГГГГ номер, границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0503001:11, учтенные в ЕГРН технически имеют пересечение с контуром участка номер.1, который согласно инвентаризационной описи от ДД.ММ.ГГГГ входит в состав земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:42. Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается. Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ответчика и иных граждан указанным участком. Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора <адрес> ФИО7 уточнила заявленные исковые требования и в окончательном варианте просила суд признать отсутствующим право собственности ФИО3, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0503001:11 площадью 1193 кв.м., категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, с. В. Мамедка, садоводческое товарищество «Родничок», уч. номер; в решении суда указать, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> аннулировать, без истребования дополнительных заявлений и документов, в Едином государственном реестре недвижимости запись о праве собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0503001:11 площадью 1193 кв.м., категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, с. В. Мамедка, садоводческое товарищество «Родничок», уч. номер; в решении суда указать, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образованию земельных участков 23:49:0503001:ЗУ1 и 23:49:0503001:ЗУ2 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0503001:11 и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образованных земельных участках в соответствии со следующими каталогами координат:
№ точки | X | Y | |
23:49:0503001:ЗУ1 | |||
1 | 359797,78 | 2165963,90 | |
2 | 359798,77 | 2165963,89 | |
3 | 359811,60 | 2165969,60 | |
4 | 359812,32 | 2165972,83 | |
5 | 359804,02 | 2165976,08 | |
6 | 359809,77 | 2165994,72 | |
7 | 359788,25 | 2166002,42 | |
8 | 359771,24 | 2165964,37 | |
1 | 359797,78 | 2165963,90 | |
23:49:0503001:ЗУ2 | |||
9 | 359789,84 | 2165951,70 | |
10 | 359794,58 | 2165957,35 | |
11 | 359795,36 | 2165962,37 | |
2 | 359798,77 | 2165963,89 | |
1 | 359797,78 | 2165963,90 | |
8 | 359771,24 | 2165964,37 | |
12 | 359769,93 | 2165961,43 | |
9 | 359789,84 | 2165951,70 |
- признать право собственности Российской Федерации на земельный участок 23:49:0503001:ЗУ1, образованный в результате раздела земельного участка 23:49:0503001:11, в соответствии со следующим каталогом координат:
№ точки | X | Y |
23:49:0503001:ЗУ1 | ||
1 | 359797,78 | 2165963,90 |
2 | 359798,77 | 2165963,89 |
3 | 359811,60 | 2165969,60 |
4 | 359812,32 | 2165972,83 |
5 | 359804,02 | 2165976,08 |
6 | 359809,77 | 2165994,72 |
7 | 359788,25 | 2166002,42 |
8 | 359771,24 | 2165964,37 |
1 | 359797,78 | 2165963,90 |
- в решении суда указать, что решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок 23:49:0503001 :ЗУ1, образованный в соответствии с п. 3 решения суда, о площади - 994 кв.м., о категории земельного участка - «земли населенных пунктов», виде разрешенного использования - «для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма», адресе - <адрес>, Лазаревское лесничество Сочинского национального парка;
- признать право собственности ФИО3 на земельный участок 23:49:0503001:ЗУ2, образованный в результате раздела земельного участка 23:49:0503001:11, в соответствии со следующим каталогом координат:
№ точки | X | Y |
23:49:0503001:ЗУ2 | ||
9 | 359789,84 | 2165951,70 |
10 | 359794,58 | 2165957,35 |
11 | 359795,36 | 2165962,37 |
2 | 359798,77 | 2165963,89 |
1 | 359797,78 | 2165963,90 |
8 | 359771,24 | 2165964,37 |
12 | 359769,93 | 2165961,43 |
9 | 359789,84 | 216595170 |
- в решении суда указать, что решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок 23:49:0503001:ЗУ2, образованный в соответствии с п. 3 решения суда, о площади - 201 кв.м., о категории земельного участка - «земли населенных пунктов», виде разрешенного использования - «для садоводства», адресе - <адрес>, с. В. Мамедка, садоводческое товарищество «Родничок», уч. номер.
- в решении суда указать, что п.п. 4, 5, 6, 7 решения подлежат исполнению Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> без истребования дополнительных заявлений и документов, после исполнения п.п. 1, 2, 3 решения.
Ответчик в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о дате, времени и месте его проведения уведомлен своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, считая, что доказательства, представленные в обоснование своих доводов истцом в части нахождения спорного участка в границах ранее учтенных земель федеральной собственности не могут являться относимыми и допустимыми, поскольку не могут однозначно определить предмет спора.
Представитель третьего лица - администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк» в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. Ходатайств об отложении слушания дела или заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие не предоставил.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. Ходатайств об отложении слушания дела или заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие не предоставил.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает требования заместителя прокурора <адрес> - прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, а также принцип разграничения государственной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ЗК РФ закрепляется презумпция государственной собственности на землю, согласно которой земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с вышеназванными нормами Конституционном Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ номер-О установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации отмечено, что федеральным законодателем с ДД.ММ.ГГГГ определены критерии, в соответствии с которыми земельные участки относятся к тому или иному уровню публичной собственности в силу прямого указания закона.
В связи с этим абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, далее - Федеральный закон №137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ номер «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства ФИО1. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса ФИО1 (Закон ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, далее - ЛК ФИО1 1978 года, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены ст.ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер (далее - Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), которыми ЛК ФИО1 1978 года признан утратившим силу.
Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации(Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 ЗК РФ.
Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 200-ФЗ, далее - ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ номер, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ номер.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Лазаревского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:42 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ЕГРН), письмом Территориального отдела номер филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Пункт 3 ст. 84 ЗК РФ устанавливает, что включение земельных участков в границы земель населенных пунктов не влечет за собой прекращение возникших прав собственности Российской Федерации, что подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ номер.
Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Следовательно, защитные леса, составлявшие территорию Сочинского национального парка, после их включения в границы населенных пунктов города-курорта Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшение площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ номер-АПГ15-5.
В силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 8 ст. 27, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер-КГ14-9070.
Статьей 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), ст. 49 Федерального закона №218-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, является акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
При этом не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность. В частности, в силу его ограничения в обороте (п. 8 ст. 27 ЗК РФ, п. 9.1 ст. 3.1 Федерального закона №137-ФЗ).
Следовательно, входившие в территорию Сочинского национального парка земельные участки, имеют правовой режим земель общего пользования, что исключает их оформление в частную собственность.
Кроме того, при государственной регистрации права собственности на земельные участки, предоставленные для садоводства до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат правовой оценке правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельные участки на предмет законности их издания уполномоченным органом в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта и на момент его издания.
Так, ст. 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ номер-VII, ст.ст. 3, 12, 13, 34, 35, 85 Земельного кодекса ФИО1, утвержденного Законом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ЗК ФИО1 1970 года), ст.ст. 29, 37 ЛК ФИО1 1978 года, п.п. 14, 15, 16, 27 Положения о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ номер, предусмотрено, что земля состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование. Предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. При этом отвод земельного участка производится только после изъятия земель у землепользователей.
Изъятие земель, занятых лесами первой группы, к которым относятся леса национальных парков, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится в исключительных случаях и только по постановлению ФИО1.
В последующем, вступившими в законную силу ДД.ММ.ГГГГ ст.ст. 24, 25 Земельного кодекса ФИО1, утвержденного постановлением ВС ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ номер (далее - ЗК ФИО1 1991 года), установлен запрет на изъятие земель природно-заповедного фонда и других особо охраняемых территорий. Изъятие земель лесов первой группы осуществлялось в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации.
В частности, п. 15 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в ФИО1» установлено, что для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства допускается с разрешения Правительства Российской Федерации изъятие земель в лесах первой группы, не включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Согласно позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер-ПВ01 в соответствии со ст.ст. 24, 25 ЗК РСФРС 1991 года изъятие земель, занятых лесами первой группы, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
При этом использование лесов первой группы для целей индивидуального жилищного строительства осуществляется с разрешения Правительства Российской Федерации.
Таким образом, до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земель национальных парков для организации коллективного садоводства, ведения личного подсобного хозяйства, допускалось только после изъятия этих земель на основании постановления (распоряжения) ФИО1 (Правительства Российской Федерации).
Кроме того, ст.ст. 17, 18 ЗК ФИО1 1970 года, ст.ст. 31, 32 ЗК ФИО1 1991 года предусмотрено, что право собственности, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом. Приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления их границ в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования.
Положениями ст. 7 Закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О земельной реформе» установлено, что до юридического закрепления земель в собственность, владение, пользование, в том числе в аренду, за гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в течение двух лет с начала реформы сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками. По истечении этого срока названное право утрачивается.
Следовательно, если в течение двух лет не произведено изъятие земель национального парка в установленном порядке, то утрачивают юридическую силу принятые органами местного самоуправления решения об отводе (предоставлении) земель национальных парков для садоводства, о переоформлении прав на такие земельные участки, выдаче государственных актов и свидетельств, а также государственные акты и свидетельства о праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования.
Последующая регистрация (перерегистрация) прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на основании вышеуказанных правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки, образованные за счет земель национального парка является незаконной.
Из приведенных положений ранее действовавшего законодательства следует, что право пользования земельными участками национального парка, возникает только на земли, изъятые из его состава в установленном законом порядке, с момента выдачи государственного акта, подтверждающего границы землепользования.
Вместе с тем вопреки вышеуказанным требованиям законодательства в отсутствие изъятия земель ФИО1 (Правительством Российской Федерации), а также волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в <адрес> и <адрес>, в настоящее время в их границах сформированы земельные участки с регистрацией на них права собственности третьих лиц.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим; исковая давность на такие требования не распространяется (ст. 208 ГК РФ).
Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от ДД.ММ.ГГГГ номер-КГ18-15, номер-КГ18-17 и др.).
Спорный участок не огорожен, покрыт лесной растительностью, свободен от строений и не осваивается, следовательно, фактически из владения Российской Федерации не выбывал.
Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании отсутствующим права собственности, так как ответчик не является фактическим владельцем земельного участка.
В соответствии с распоряжением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ номер-р Сочинскому городскому исполнительному комитету ФИО1 народных депутатов (далее - Сочинский ГИК) отведено 244,34 га земель, изъятых в установленном законом порядке из Сочинского национального парка, для последующего выделения земельных участков предприятиям и организациям под коллективное садоводство.
Краснодарским управлением лесного хозяйства письмом от ДД.ММ.ГГГГ номер в Сочинский национальный парк сообщено об изъятии 244,34 га земель национального парка (лесов первой группы) за счет Нижне-Сочинского, Лазаревского, Кудепстинского, Головинского, Мацестинского, Дагомысского, ФИО2-Сочинского лесничеств и предоставлении этих земель Сочинскому ГИК для распределения между предприятиями и организациями <адрес>.
В связи с этим на основании решений Сочинского ГИК изъятые земли Сочинского национального парка в полном объеме предоставлены предприятиям и организациям <адрес> для коллективного садоводства с выдачей последним в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы соответствующих государственных актов на право пользования землей совокупной площадью 244,34 га.
Изъятые земельные участки национального парка, удостоверенные государственными актами, отведены для коллективного садоводства 70 садоводческим товариществам, в числе которых садоводческое товарищество «Родничок» <адрес> отсутствует.
Таким образом, изъятые распоряжением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ номер-р земли Сочинского национального парка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме распределены для размещения 70 садоводческих товариществ.
Информациями ФКУ «Государственный Архив Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ номер-т, от ДД.ММ.ГГГГ номер-т подтверждается, что иные распоряжения ФИО1 (Правительства Российской Федерации) об изъятии земель национального парка для организации коллективного садоводства в документах архивного фонда не имеется, следовательно, дополнительное изъятие земель Сочинского национального парка не осуществлялось.
По результатам проведенного ФГБУ «Сочинский национальный парк» анализа установлено, что на планах лесонасаждений ФИО2-Сочинского, Нижне- Сочинского, Головинского, Дагомысского, Лазаревского, Макопсинского, Мацестинского лесничеств Сочинского национального парка лесоустройства 1997-1998 годов имеются обозначения произведенных изъятий земель Сочинского национального парка для коллективного садоводства, следовательно, указанные земли исключены из состава Сочинского национального парка при лесоустройстве.
На указанных планах лесонасаждений местоположение участков и площадь изъятых земель Сочинского национального парка для коллективного садоводства (исключенных из национального парка) соответствуют площади земель и местоположению земельных участков садоводческих товариществ, которым предоставлены в пользование изъятые земли Сочинского национального парка. Садоводческие товарищества расположены в границах изъятых земель.
Заключением специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в границах земель Дагомысского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, в пределах выделов 1, 2 квартала 42 указанного участкового лесничества, который составлял территорию Сочинского национального парка сформированы земельный участок садоводческого товарищества «Родничок» с кадастровым номером 23:49:0503001:11. Пересечение границ земельного участка с землями федеральной собственности отражено на схемах пересечений (наложений).
Вместе с тем для размещения садоводческого товарищества «Родничок» (<адрес>), из территории которого образованы спорные земельные участки, земли Сочинского национального парка в установленном законом порядке не изымались и в пользование не предоставлялись.
Решением Сочинского ГИК от ДД.ММ.ГГГГ номер «Об отводе предприятиям и организациям города земель для коллективного садоводства рабочих и служащих организаций садоводческих товариществ» Лазаревскому мехлесхозу отведен земельный участок площадью 3 га за счет земель совхоза Лазаревский в с. ФИО2 для организации садоводческого товарищества «Родничок».
Решением Сочинского ГИК от ДД.ММ.ГГГГ номер Сочинскому ГПНП (филиал «ФИО2») отведен земельный участок площадью 1,98 га за счет земель Лазаревского плодосовхоза.
Во исполнение указанного решения, Сочинскому ГПНП (филиал «ФИО2») выдан государственный акт на право пользования землей, предоставленной для коллективного садоводства серии А-1 номер.
Однако, обозначенный земельный участок не подлежал выделению за счет земель Сочинского национального парка, поскольку правомерная площадь земель, изъятых в установленном порядке, для его образования отсутствовала, в том числе не осуществлялось дополнительное изъятие земель национального парка после ДД.ММ.ГГГГ (дата окончания распределения земель национального парка, изъятых в установленном порядке).
Таким образом, права пользования землями СТ «Родничок» и производные от них права собственности на спорные земельные участки возникли незаконно.
На земельный участок с кадастровым номером 23:49:0503001:11 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ право собственности за ФИО6, на основании договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ перешло к ФИО3, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:49:0503001:11 и последующей регистрации права собственности на него за первоначальным собственником ФИО6 послужило свидетельство на право собственности на землю серии РФ-ХХХVIIIномер номер, выданное последнему в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер «О передаче земельных участков в собственность в садоводческом товариществе «Родничок» <адрес>».
Вместе с тем, как следует из информации Центрального отдела <адрес> Росреестра по краю от ДД.ММ.ГГГГ номер, в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведения в отношении земельного участка номер в с/т «Родничок» на имя ФИО6 на хранении не числится.
Согласно информации МБУ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи «Муниципальный институт генплана» от ДД.ММ.ГГГГ номер, границы земельного участка с кадастровым номером23:49:0503001:11, учтенные в ЕГРН технически имеют пересечение с контуром участка номер.1, который согласно инвентаризационной описи от ДД.ММ.ГГГГ входит в состав земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:42.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ответчика и иных граждан указанным участком.
Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая, что прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд в соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ считает необходимым взыскать судебные издержки с ответчика ФИО3
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора <адрес> - прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО3 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности ФИО3, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0503001:11 площадью 1193 кв.м., категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, с. В. Мамедка, садоводческое товарищество «Родничок», уч. номер;
Решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> аннулировать, без истребования дополнительных заявлений и документов, в Едином государственном реестре недвижимости запись о праве собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0503001:11 площадью 1193 кв.м., категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, с. В. Мамедка, садоводческое товарищество «Родничок», уч. номер.
Решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образованию земельных участков 23:49:0503001:ЗУ1 и 23:49:0503001:ЗУ2 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0503001:11 и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образованных земельных участках в соответствии со следующими каталогами координат:
№ точки | X | Y | |
23:49:0503001:ЗУ1 | |||
1 | 359797,78 | 2165963,90 | |
2 | 359798,77 | 2165963,89 | |
3 | 359811,60 | 2165969,60 | |
4 | 359812,32 | 2165972,83 | |
5 | 359804,02 | 2165976,08 | |
6 | 359809,77 | 2165994,72 | |
7 | 359788,25 | 2166002,42 | |
8 | 359771,24 | 2165964,37 | |
1 | 359797,78 | 2165963,90 | |
23:49:0503001:ЗУ2 | |||
9 | 359789,84 | 2165951,70 | |
10 | 359794,58 | 2165957,35 | |
11 | 359795,36 | 2165962,37 | |
2 | 359798,77 | 2165963,89 | |
1 | 359797,78 | 2165963,90 | |
8 | 359771,24 | 2165964,37 | |
12 | 359769,93 | 2165961,43 | |
9 | 359789,84 | 216595170 |
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок 23:49:0503001:ЗУ1, образованный в результате раздела земельного участка 23:49:0503001:11, в соответствии со следующим каталогом координат:
№ точки | X | Y |
23:49:0503001:ЗУ1 | ||
1 | 359797,78 | 2165963,90 |
2 | 359798,77 | 2165963,89 |
3 | 359811,60 | 2165969,60 |
4 | 359812,32 | 2165972,83 |
5 | 359804,02 | 2165976,08 |
6 | 359809,77 | 2165994,72 |
7 | 359788,25 | 2166002,42 |
8 | 359771,24 | 2165964,37 |
1 | 359797,78 | 216596390 |
Решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок 23:49:0503001:ЗУ1, образованный в соответствии с п. 3 решения суда, о площади - 994 кв.м., о категории земельного участка - «земли населенных пунктов», виде разрешенного использования - «для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма», адресе - <адрес>, Лазаревское лесничество Сочинского национального парка.
Признать право собственности ФИО3 на земельный участок 23:49:0503001:ЗУ2, образованный в результате раздела земельного участка 23:49:0503001:11, в соответствии со следующим каталогом координат:
№ точки | X | Y |
23:49:0503001:ЗУ2 | ||
9 | 359789,84 | 2165951,70 |
10 | 359794,58 | 2165957,35 |
11 | 359795,36 | 2165962,37 |
2 | 359798,77 | 2165963,89 |
1 | 359797,78 | 2165963,90 |
8 | 359771,24 | 2165964,37 |
12 | 359769,93 | 2165961,43 |
9 | 359789,84 | 216595170 |
Решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок 23:49:0503001:ЗУ2, образованный в соответствии с п. 3 решения суда, о площади - 201 кв.м., о категории земельного участка - «земли населенных пунктов», виде разрешенного использования - «для садоводства», адресе - <адрес>, с. В. Мамедка, садоводческое товарищество «Родничок», уч. номер.
П.п. 4, 5, 6, 7 решения подлежат исполнению Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> без истребования дополнительных заявлений и документов, после исполнения п.п. 1, 2, 3 решения.
Взыскать с ФИО3 в доход государства Российской Федерации государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Лазаревского районного суда <адрес> М.Ю. Рубцова
Копия верна.
Судья Лазаревского районного суда <адрес> М.Ю. Рубцова