Уникальный идентификатор дела
19RS0002-01-2019-003405-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Черногорск
30 января 2020 года Дело № 2-258/2020 (2-2612/2019)
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи И.Р. Коголовского,
при секретаре К.А. Шапаревой, помощнике судьи Т.С. Пановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яковлевой Н.Ю. к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пении, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении пенсии,
при участии в судебном заседании представителя истца Яковлевой Н.Ю. , ее представителя – Голыневой Т.И. по устному ходатайству, представителя ответчика – Пениоза Е.Ю. на основании доверенности от ***,
У С Т А Н О В И Л:
Яковлевой Н.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии от ***, обязании включить периоды работы с *** по *** в должности старшей медсестры в детском саду № 22 «Золотой ключик», с *** по *** в должности медицинской сестры – анестезиста в отделении анестезиологии – реанимации муниципального предприятия «Городская больница № 2» в льготном исчислении стажа из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев; признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении пенсии с ***.
Исковые требования мотивированы тем, что *** истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от *** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением от *** *** отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа, спорные периоды не включены в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным.
В судебном заседании истец и ее представитель поддержали заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика исковые требования не признал, поддержав позицию, изложенную в решении пенсионного органа, принятого по результатам рассмотрения заявления истца о назначении пенсии, указав, что детский сад не относится к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям, в связи с чем отсутствуют основания для включения периода работы в детском саду в качестве старшей медсестры в специальный сраж. Со ссылками на приложение № 1 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ представитель ответчика полагает, что поскольку спорные периоды будут включены в страховой стаж истца на основании решения суда, вынесенного в 2020 году, то страховая пенсия подлежит назначению истцу через 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав устные пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно части 2 статьи 39 Конституции РФ государственные пенсии и пособия устанавливаются законом. Статьей 19 Конституции РФ гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В подпункте «н» пункта 1 постановления Правительства РФ от *** *** «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с *** по *** включительно.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Из материалов дела следует, что решением ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в городе Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) от *** *** Яковлевой Н.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от *** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Засчитано в специальный стаж 23 года 11 месяцев 29 дней с причинением льготного порядка исчисления.
Не засчитан в специальных страховой стаж спорные период работы с *** по *** в должности старшей медсестры в детском саду № 22 «Золотой ключик».
Основанием для отказа включения данного периода в специальный стаж явилось то, что постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 предусмотрено включение в специальный стаж периодов работы в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях, к которым детский сад не относится.Суд не находит оснований не согласиться с указанным решением пенсионного фонда в связи со следующим.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, действовавшим до ***, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. постановлением Правительства РФ от *** ***, действовавшим после ***, а также действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от *** № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от *** ***, не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в детских яслях (ясли-сад) и детских садах.
Медицинские сестры таких учреждений как детские сады в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские сады не включены.
С 1 октября 1993 года введено в действие постановление Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 № 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, которым установлен Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, предусматривавший должность медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах.
При этом суд учитывает, что само по себе изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, старших медицинских сестер в организациях, не относящихся к учреждениям здравоохранения (детских домах, детских садах), применительно к льготному пенсионному обеспечению, притом что за ними сохранено право на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в такой стаж, не может расцениваться как произвольное и нарушающее право на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда РФ от 22.11.2012 № 2181-О).
Также органом пенсионного фонда не включен в специальный стаж период с *** по *** в должности медицинской сестры – анестезиста в отделении анестезиологии – реанимации муниципального предприятия «Городская больница № 2».
Основанием для отказа включения данного периода в специальный стаж явилось то, что в соответствии с требованием пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на соответствующий вид пенсии предусмотрено для медицинских работников, затяжных исключительно в учреждениях здравоохранения.
В указанные спорные периоды работы истца действовал Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ», согласно статье 81 которого пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
Право на пенсию, в связи с занятием лечебной деятельностью, не было связано с правовым статусом медицинского учреждения. В соответствии со статьей 55 Конституции РФ в Российской Федерации недолжны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Наименования учреждения, в котором работала истец в спорный период времени, носило объективный характер, не зависело от воли истицы. Предприятие, в котором осуществляла лечебную деятельность истец, учитывая цели и предмет ее деятельности, а также последующие изменение организационно-правовой формы на муниципальное учреждение здравоохранения, отвечает признакам учреждения здравоохранения. Суд полагает, что право работника на трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности возникло не из правового статуса медицинского учреждения, а из самого факта занятия лечебной деятельностью по охране здоровья населения.
Учитывая характер, специфику, условия осуществляемой истцом работы, выполняемых ей функциональных обязанностей по занимаемой в оспариваемый период должности – медицинской сестры – анестезиста в отделении анестезиологии - реанимации, суд приходит выводу, что спорный периоды подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочную пенсию. При этом, указанный период подлежит включению с применением льготного порядка из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Истцом заявлены требования о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с ***, рассмотрев которые суд приходит к следующему.
Принимая во внимание периоды, засчитанные пенсионным органом в бесспорном порядке, а также периоды работы, засчитанные судом, у истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (***) имелся специальный стаж, предусмотренный подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в объеме 30 лет.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ от ***, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (ч. 1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).
Приложением 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» определены сроки назначения страховой пенсии по старости в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста. В соответствии с указанным Приложением, если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2019 год, то срок назначения такой пенсии по старости определен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», установлено, что повышение пенсионного возраста будет происходить поэтапно, начиная с 2019 года. В течение каждого календарного года предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пунктах 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от *** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с *** по *** достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ***, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Из анализа приведенных норм следует, что с *** право на страховую пенсию по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для лиц, которые в период с *** по *** приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может быть назначена на шесть месяцев раньше сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону.
Поскольку 30-летний стаж на соответствующих видах работ у истца выработан на ***, то право на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от *** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», п. 3 ст. 10 Федерального закона от *** № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» наступит *** (*** + 12 месяцев – 6 месяцев).
Суд отклоняет как основанный на неверном толковании норм права довод представителя ответчика о том, что предусмотренный Приложением 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» с учетом положений Федерального закона от *** № 350-ФЗ срок назначения пенсии должен применяться с момента вступления решения в законную силу, поскольку на дату обращения в пенсионный орган у истца имелся необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, следовательно, право на назначение пенсии возникло в 2019 году.
Расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. суд на основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 193 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить частично исковые требования:
Признать незаконным решение государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) от *** *** об отказе в установлении пенсии в части не включения в специальным страховой стаж, с учетом которого определяется право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периода работы с *** по *** в должности медицинской сестры – анестезиста в отделении анестезиологии – реанимации муниципального предприятия «Городская больница № 2».
Обязать государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) включить указанный период работы Яковлевой Н.Ю. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и шесть месяцев.
Признать за Яковлевой Н.Ю. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от *** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ***.
Взыскать с государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) в пользу Яковлевой Н.Ю. 300 (триста) руб. расходов по государственной пошлине.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Р. Коголовский
Мотивированное решение изготовлено 31.01.2020.