Гражданское дело № 2-533/2024
75RS0004-01-2024-000867-98
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Балейский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.М.,
при секретаре Алексеевой Ю.В.,
с участием помощника Балейского межрайонного прокурора Козак М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Балей 4 декабря 2024 года гражданское дело по иску и.о. Балейского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Начальная общеобразовательная школа № 3» о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Балейского межрайонного прокурора обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки МКОУ «Начальная общеобразовательная школа № 3» на предмет соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, установлено, что в МКОУ «Начальная общеобразовательная школа № 3» отсутствуют информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), отображающие информацию о помещениях в здании, а также кнопка вызова «помощника» (работника организации, способного оказать помощь инвалиду). Ненадлежащее исполнение МКОУ «Начальная общеобразовательная школа № 3» требований законодательства о социальной защите инвалидов влечет нарушение прав неопределенного круга лиц- маломобильных групп населения, в том числе, несовершеннолетних детей, на доступность к объектам социальной инфраструктуры, что является недопустимым.
Просил суд обязать МКОУ «Начальная общеобразовательная школа № 3» оборудовать здание МКОУ «Начальная общеобразовательная школа № 3», расположенное по адресу: <адрес>: информационными табличками о направлении движения в здании, исполненные шрифтом «Брайля»; кнопкой вызова "помощника" (работника организации, способного -оказать помощь инвалиду.
Помощник Балейского межрайонного прокурора Козак М.В., действующий на основании прав по должности, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика МКОУ «Начальная общеобразовательная школа № 3» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, дополнительно указала, что приняты меры к исполнению требований прокурора.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации МР «Балейский район» не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами. возможностей участия в жизни общества (далее - Закон).
В соответствии со ст. 15 Закона органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования, автомобильным транспортом.
Пункт 6 статьи 15 Закона предусматривает, что организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Под социальной инфраструктурой понимается система объектов образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания, торговли, культуры, спорта, досуга, иных социально значимых объектов обслуживания населения.
Одним из средств конкретизации положений ч. 1 ст.15 Закона № 181-ФЗ является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, в том числе заключающегося в оборудовании указанных зданий и сооружений информационными мнемосхемами и тактильными направляющими полосами.
Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 2, 55.24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15, 30).
Под визуальным средством отображения информации понимаются носители информации в виде зрительно различимых текстов, знаков, символов, световых сигналов, имеющих повышенные характеристики распознаваемости с учетом особенностей восприятия людьми с нарушением функций органов зрения
Согласно п.8 Приложения №1 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.07.2011 №7.12н обеспечение доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов с учетом их особых потребностей и других маломобильных групп населения, исходя из ограничений их жизнедеятельности, предполагает реализацию следующих базовых мероприятий: оборудование объектов пандусами и другими специальными устройствами и приспособлениями (аппарели, подъемники, лифты, места крепления колясок, светозвуковые информаторы путей движения внутри зданий и др.); оборудование зданий (помещений внутри здания) информационными табличками, кнопкой вызова "помощника" (работника организации, способного оказать помощь инвалиду при предоставлении ему услуги).
Статья 12 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 (ред. от 25.12.2023) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее-Регламент) разъясняет, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
В п.3 ст.30 Регламента сказано, что для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и не заполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.
В силу пп. "а" пункта 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Как следует из материалов дела, проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что в МКОУ «Начальная общеобразовательная школа № 3» отсутствуют информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), отображающие информацию о помещениях в здании, а также кнопка вызова «помощника» (работника организации, способного оказать помощь инвалиду).
Согласно акту осмотра, фототаблице от 30 октября 2024 года, МКОУ «Начальная общеобразовательная школа № 3» не оборудовано информационными табличками о направлении движения, исполненными шрифтом «Брайля», а также кнопкой вызова «помощника» (работника организации, способного оказать помощь инвалиду).
Таким образом, судом установлено, что в МКОУ «Начальная общеобразовательная школа № 3» отсутствуют информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), отображающие информацию о помещениях в здании, а также кнопка вызова «помощника» (работника организации, способного оказать помощь инвалиду). Ненадлежащее исполнение МКОУ «Начальная общеобразовательная школа № 3» требований законодательства о социальной защите инвалидов влечет нарушение прав неопределенного круга лиц- маломобильных групп населения, в том числе, несовершеннолетних детей, на доступность к объектам социальной инфраструктуры, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд полагает, что обязанность оборудовать здание МКОУ «Начальная общеобразовательная школа № 3», расположенное по адресу: <адрес>: информационными табличками о направлении движения в здании, исполненные шрифтом «Брайля»; кнопкой вызова "помощника" (работника организации, способного -оказать помощь инвалиду должна быть возложена на МКОУ «Начальная общеобразовательная школа № 3».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования и.о. Балейского межрайонного прокурора.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 3» (ИНН 7528002104, ОГРН 1027500988151) оборудовать здание МКОУ «Начальная общеобразовательная школа № 3», расположенное по адресу: <адрес>: информационными табличками о направлении движения в здании, исполненные шрифтом «Брайля»; кнопкой вызова "помощника" (работника организации, способного -оказать помощь инвалиду).
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Т.М. Михайлова
Мотивированное решение изготовлено 4 декабря 2024 года.