Решение по делу № 8Г-7456/2024 [88-12257/2024] от 29.02.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 88-12257/2024

№ дела в суде 1-й инстанции 2-604/2023

УИД № 61RS0007-01-2023-002043-43

г. Краснодар                                                                21 мая 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего        Богатых О.П.,

судей                    Макаровой Е.В. и Грымзиной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского краяот 9 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 ноября 2023 года по гражданскому делу по иску исполняющего обязанности Новороссийского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Северо-Кавказской железной дороге – филиалу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о понуждении совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П., судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

исполняющий обязанности Новороссийского транспортного прокурора, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Северо-Кавказской железной дороге – филиалу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – СКЖД филиал ОАО «РЖД»), в котором просил возложить на ответчика обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в области гражданской обороны при использовании и содержании объекта – защитное сооружение гражданской обороны № 357-23 (далее – ЗС ГО № 357-23).

Решением Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 9 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 ноября 2023 года, исковые требования удовлетворены.

                На Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») возложена обязанность устранить нарушения требований законодательства в области гражданской обороны при использовании и содержании объекта «Бомбоубежище», площадью 89,8 кв.м, литер: строение 88, инвентарный номер 03:420:002:000019840, кадастровый номер 23:47:00 00 00 02 02 031:0036:03:420:002:000019840:0168, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Михайлова, 1 (ЗС ГО № 357-23) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу; взыскана с ОАО «РЖД» в доход государства государственная пошлина в размере 6 000 руб.

        В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.

        В обоснование доводов жалобы указывает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку ОАО «РЖД» были приняты все меры по соблюдению требований законодательства о транспортной безопасности; ссылается на то, что на 2023 год были выделены дополнительные средства на текущий ремонт указанного защитного сооружения и Дирекцией по эксплуатации зданий и сооружений проводились конкурсные процедуры, однако они были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием поданных заявок; отмечает, что понуждение к проведению указанных в иске мероприятий в установленные сроки напрямую нарушает баланс финансовых возможностей Компании, а также процесс государственного регулирования деятельности; утверждает, что предъявление прокурором настоящего иска является вмешательством в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД»; кроме того, указывает, что в настоящее время на территории Краснодарского края и Республики Адыгея отсутствуют операторы связи, зарегистрированные в установленном порядке и оказывающим данные услуги связи на основании лицензии.

        В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» Дыдочкин М.В. доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на её удовлетворении, прокурор Костюк А.И. против удовлетворения кассационной жалобы возражал.

        Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//4kas@sudrf.ru).

        Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

        Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

        На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

        Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2). В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно преамбуле Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее по тексту ФЗ «О гражданской обороне») настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

В пункте 1 статьи 1 названного Закона дано определение гражданской обороны, под которой понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (пункт 1 статьи 4 ФЗ «О гражданской обороне»).

Статьей 3 ФЗ «О гражданской обороне» установлено, что правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 9 ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно статье 6 ФЗ «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Во исполнение указанного положения постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее по тексту Порядок создания убежищ).

В соответствии с пунктом 2 вышеназванного Порядка к объектам гражданской обороны относится, в том числе: убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Пункт 10 вышеназванного Порядка предусматривает, что организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года № 583 (далее — Правила № 583) установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 1.2 Правил № 583 установлено, что требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.

На основании пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил № 583 обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны; их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов, возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил № 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом, должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

В силу п. 3.2.7 Правил № 583, помещения защитных сооружений гражданской обороны должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации.

В соответствии с пунктом 3.2.11 указанных Правил № 583 инженерно- техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Судами установлено и из материалов дела следует, что Новороссийской транспортной прокуратурой по поручению Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований действующего законодательства о гражданской обороне на Новороссийском участке Краснодарской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» при использовании защитных сооружений гражданской обороны (убежищ).

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 30.08.2007 серии АЛ №403588 ОАО «Российские железные дороги» на праве собственности принадлежит объект «Бомбоубежище», площадью 89,8 кв.м., литер: строение 88, инвентарный номер 03:420:002:000019840, кадастровый номер 23:47:00 00 00 02 02031:0036:03:420:002:000019840:0168, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Михайлова, д. 1 (ЗС ГО № 357-23).

    12 июля 2007 года на указанный объект был составлен технический паспорт, согласно которому объект - «бомбоубежище», строение 88, площадью 89,8 кв.м, расположен по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Михайлова, д. 1, возведен в 1956 г., имеет один этаж, фундамент - армированный бетон, перекрытия -бетон, крыша совмещенная, полы - бетон, промеры металлические, филенчатые, систему отопления, водопровода, электричество, систему вентиляции, находящиеся в удовлетворительном состоянии.

29.03.2013 начальником Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Голоскоковым В.Н. утверждено Положение о Краснодарской дистанции гражданских сооружений - структурном подразделении Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Согласно пп. 1 п. 8 вышеуказанного Положения, Краснодарская дистанция гражданских сооружений организует работу по содержанию, текущему и капитальному ремонту, эксплуатации административных, производственных и служебно-технических зданий, а также жилищного фонда.

Как следует из материалов дела, объект - «бомбоубежище», строение 88, площадью 89,8 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Михайлова, д. 1 (ЗС ГО № 357-23) находится на балансе Краснодарской дистанции гражданских сооружений - Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

В ходе проведения проверки установлено, что при эксплуатации вышеуказанного объекта - ЗС ГО № 357-23 в режиме повседневной деятельности не выполняются требования, связанные с обеспечением постоянной готовности помещения к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, что является нарушением п. 3.2.1 Правил № 583.

В ЗС ГО № 357-23 в нарушение п. 3.5.2 Правил № 583 отсутствует документация: эксплуатационная схема системы вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования.

В нарушение п. 3.2.11 Правил № 583, система электроснабжения находится в неисправном состоянии (отсутствует), не обеспечена его готовность к использованию по назначению.

Помещения в ЗС ГО № 357-23 не содержатся в сухом состоянии, на полах, стенах и потолках скапливается конденсат, что является нарушением п. 3.2.7 Правил.

Кроме того, ЗС ГО № 357-23 не обеспечено громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания.

15.09.2022 по факту выявленных нарушений было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, а также внесено представление об их устранении.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского судебного района Ростова-на-Дону Рябус О.А. от 01.11.2022 ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.7 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей, которое было исполнено 05.12.2022, что подтверждается платежным поручением № 4229870.

Частью 4 статьи 61 ГПК РФ определено, что вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Новороссийской транспортной прокуратурой 14.03.2023 в адрес начальника Краснодарской дистанции защитных сооружений СК ЖД филиала ОАО «РЖД» Харикова М.О. направлено письмо №23/1-8-2023/410, содержащее вопросы об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства о гражданской обороне на Новороссийском участке Краснодарской дистанции гражданских сооружений Северо- Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» при использовании защитного сооружения гражданской обороны - ЗС ГО № 357-23.

Из ответа от 21.03.2023 №010/42407, данного за подписью начальника Краснодарской дистанции защитных сооружений СК ЖД филиала ОАО «РЖД» Харикова М.О., следует, что до настоящего времени выявленные нарушения Обществом не устранены в полном объеме. Вместе с тем объект ЗС ГО № 357-23 включен в «Титульный список объектов текущего ремонта основных средств Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений на 2023 год», в ходе которого нарушения будут устранены.

Таким образом, из представленных, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела доказательств следует, что ОАО «РЖД» должных мер по исполнению требований федерального законодательства в области гражданской обороны на Новороссийском участке Краснодарской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» при использовании защитного сооружения гражданской обороны -объекта ЗС ГО № 357-23 не принимает в полном объеме, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия суда апелляционной инстанция, правомерно пришёл к выводу об удовлетворения заявленных и.о. Новороссийского транспортного прокурора Ковальчук Р.А. требований в полном объеме.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов судов нижестоящей инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы.

Доводы заявителя кассационной жалобы, выраженные в несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и установленных судом обстоятельств по настоящему делу, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебных актов, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены правильного по существу судебного акта, состоявшегося по настоящему гражданскому делу.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 09 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи                                   О.П. Богатых                                                                    Е.В. Макарова                                                                  Е.В. Грымзина

8Г-7456/2024 [88-12257/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Новороссийский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
04.03.2024Срок рассмотрения жалобы / представления продлен в связи со сложностью
21.05.2024Судебное заседание
21.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее