Решение по делу № 3а-1/2017 (3а-126/2016;) от 20.05.2016

Дело № 3а-1/2017

Определение

12 января 2017 года г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соловьева В.А., при секретаре Т.М.В. с участием прокурора А.Т.Ф. представителя административного истца К.Р.И. представителя <данные изъяты> К.О.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ООО <данные изъяты> о признании недействующим Приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденного им Административного регламента <данные изъяты>

установил:

ООО <данные изъяты> обратилось в суд с административным иском о признании недействующим Приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденного им Административного регламента <данные изъяты> Свои требования мотивировало тем, что ООО <данные изъяты> осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории <данные изъяты> имея лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ Деятельность в сфере управления многоквартирными домами подлежит государственному надзору (контролю) и муниципальному контролю. Это следует из положений Жилищного кодекса РФ (ст.ст. 4, 12-14, 20) и иных нормативных актов, регулирующих данную сферу. Приказ и Административный регламент, направленные на реализацию положений Закона <данные изъяты> приняты с грубым нарушением процедуры порядка разработки регламентов, превышением предоставленных полномочий, поскольку в силу статей 12, 13, 14, 20 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 части 2 статьи 5 Закона РФ № 294 - ФЗ, пунктов 4. 6 Положения о государственном жилищном надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 г. № 493), ст.ст. 20, 20.1. Порядка утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля и надзора в Удмуртской Республике (утв. Постановления Правительства Удмуртской республики от 03.05.2011 г. № 132) такое право <данные изъяты> не предоставлено:

-    не проведена экспертиза административного регламента;

-    муниципальные органы наделены полномочиями за соблюдением органами власти и органами местного самоуправления обязательных требований (пункты 1 и 5 Регламента) включение которых прямо запрещено или не предусмотрено законодательством Российской Федерации:

-    пункт <данные изъяты> регламента не соответствует требованиям правовой определенности |нормативного акта. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При наличии предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено только после оформления акта о проведении такой проверки.

-    пункт <данные изъяты> регламента противоречит частям 2, 8 ст. 9 Закона РФ № 294-ФЗ, которыми закреплено, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года и основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1)    государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2)    окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3)    начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

-    пункты <данные изъяты> регламента противоречат подп. 5 пункта 2, пункту 4 ст. 16 Закона РФ № В 294-ФЗ, которыми закреплено, в частности, что в акте указывается наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки. Содержанием пунктов 73 и 74 Административного регламента руководителю проверяемого предприятия отказано гарантированное законом право на представление интересов предприятия при проведении проверки, присутствие при проведении проверки, давать объяснения и пояснения при проведении проверки, а также иные гарантии и механизм которые закреплены законом при проведении проверки, оформления её результатов, получения акта с приложением к нему. Закон не содержит требования подписывать акт проверки.

-    в разделе «Составление акта плановой проверки деятельности субъекта регионального государственного жилищного надзора» отсутствует ссылка на предусмотренный п. 3 ст. Закона РФ № 294-ФЗ перечень документов, которые должны быть приобщены к акту в момент его составления: протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объекта окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключи проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

-    содержание разделов регламента «Направление запросов на получение дополнительной информации, получение дополнительной информации» и иных разделов регламента противоречат требованиям Закона РФ № 294-ФЗ, пунктам 2, 11 Положения о надзоре, Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» и фактически закрепляют полномочия должностных лиц на проведение оперативно-розыскных мероприятий и проведение проверок, которые Законом РФ № 294-ФЗ, Положением о государственном жилищном надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 г. № 493) не предусмотрены.

В судебном заседании представитель административного истца требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, возражал против прекращения производства по делу, поскольку ООО <данные изъяты> неоднократно привлекалось к административной ответственности со ссылкой на оспариваемый Административный регламент.

Представитель <данные изъяты> не согласилась с исковыми требованиями истца, полагала, что необходимо прекратить производство по делу, поскольку оспариваемый Административный регламент не применяется в отношении истца, <данные изъяты> разработан и принят Административный регламент регулирующий порядок осуществления лицензионного контроля.

Прокурор пояснила, что в данном случае, возможно прекратить производство по делу, поскольку оспариваемый Административный регламент не применяется в отношении административного истца и не затрагивает его права и законные интересы.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 208 КАС РФ - с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Положениями части 2 статьи 194 и части 2 статьи 214 КАС РФ предусмотрена возможность прекращения производства по административному делу в случае, когда перестали затрагиваться права, свободы и законные интересы административного истца.

Из вышеприведенных положений в их системной взаимосвязи следует, что в судебном порядке не могут рассматриваться требования, которые не затрагивают права и законные интересы лица, обратившегося в суд от своего имени и в своих интересах.

Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории <адрес>, имея лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ

Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Административный регламент <данные изъяты>

Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение <данные изъяты>

Согласно <данные изъяты> данного Положения <данные изъяты> является исполнительным органом <данные изъяты>, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля и лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу <данные изъяты> данного Положения <данные изъяты> на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства <данные изъяты> самостоятельно принимает нормативные правовые акты в форме приказов, в том числе:

- административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора;

- административный регламент по предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

- административный регламент исполнения государственной функции по лицензионному контролю;

осуществляет:

- региональный государственный жилищный надзор, включающий в себя организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности,

- лицензионный контроль, включающий в себя организацию и проведение проверок выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации;

Согласно статье 192 Жилищного Кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии.

В соответствии с частью 7 статьи 20 ЖК РФ (в редакции, действующей с 01.05.2015) в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, государственный жилищный надзор не осуществляется.

С указанного момента в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.

В соответствии с частью 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии с <данные изъяты> оспариваемого Административного регламента, предметом регулирования настоящего Административного регламента являются отношения, возникающие в связи с исполнением Государственной жилищной инспекцией <данные изъяты>, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованными на территории <данные изъяты> государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования).

Как следует из положений оспариваемого административного регламента, он регулирует отношения по осуществлению государственного регионального жилищного надзора, который не осуществляются в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

Соответственно ООО <данные изъяты> не является субъектом правоотношений регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом и положения данного правового акта не затрагивают права и законные интересы ООО <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 и 214 КАС РФ суд,

определил:

прекратить производство по делу по административному иску ООО <данные изъяты> о признании недействующим Приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года и утвержденного им Административного регламента <данные изъяты>

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Председательствующий судья                     Соловьев В.А.

копия верна судья Соловьев В.А.

3а-1/2017 (3а-126/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу прекращено
Истцы
ООО"Управляющая компания "Жилфонд"
Ответчики
Глава УР
Государственная жилищная инспекция
Государственный Совет УР
Другие
Матвеев А.А.
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Дело на сайте суда
vs.udm.sudrf.ru
20.05.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.05.2016[Адм.] Производство по делу приостановлено
20.05.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2016[Адм.] Передача материалов судье
20.05.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2016[Адм.] Производство по делу возобновлено
19.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2017[Адм.] Судебное заседание
12.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее