Решение по делу № 2а-64/2021 от 11.12.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2021 г.                                              г. Донской

Донской городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Пасечниковой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Николаевой А.О.,

с участием

помощника Тульского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Склярова С.С.,

представителя административного ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области по доверенности Кораблиной И.В.,

представителя административных соответчиков УФСИН России по Тульской области, ФСИН России – по доверенности Беловой Е.А.,

представителя заинтересованного лица ФКУ «Медико-санитарнаять-71» Федеральной службы исполнения наказания России Телковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-64/2021 по административному исковому заявлению Тульского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительном учреждении в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тульской области о признании незаконным бездействия администрации ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Тульской области по невыполнению требований законодательства, направленных на реализацию прав осужденных на охрану их здоровья, обязании обеспечить наличие средств для обеззараживания и дезинфекции помещений ФКУ ИК-1 с массовым пребыванием людей в количестве, достаточном для обработки 9780 куб.м.,

установил:

Тульский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением и уточнением к административному исковому заявлению к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тульской области» (далее ФКУИК-5 УФСИН России по Тульской области) об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, что Тульской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения требований санитарного состояния в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 утверждены Санитарно- эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 4.4 вышеуказанных Правил, на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области возложена обязанность проведения мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции. Во исполнение требований вышеуказанного законодательства главным государственным врачом - начальником филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России вынесено и направлено в адрес ФКУ ИК-1 для исполнения постановление от ДД.ММ.ГГГГ о введении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди сотрудников и осужденных УФСИН России по Тульской области. В соответствии с п. 35 постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрация ФКУ ИК-1 обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать бактерицидными облучателями места возможного массового скопления людей. Вместе с тем, в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что данные требования не исполняются, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-1 отсутствует необходимое оборудование по обеззараживанию воздуха в достаточном объеме, места возможного массового скопления людей бактерицидными излучателями не оборудованы.Согласно информации ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России для обеспечения необходимого уровня обеззараживания и дезинфекции помещений в ФКУ ИК-1 необходимо наличие не менее 100 бактерицидных излучателей, однако на момент проверки в наличии имеется только 16.В ходе выездной проверки установлено, что объем жилых помещений ФКУ ИК-1, в которых постоянно проживают либо пребывают осужденные (спальные помещения отрядов и обеденные залы столовой для осужденных) составляет <данные изъяты> куб.м. Невыполнение администрацией ФКУ ИК-1    вышеуказанных профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) создает риск для жизни и здоровья осужденных и лиц, находящихся в исправительном учреждении. Согласно Уставу ФКУ ИК-1, утвержденному приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ , указанное исправительное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, участником бюджетного процесса –получателем бюджетных средств, имеет лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства. Просит признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области по выполнению требований законодательства, направленных на реализацию прав осужденных на охрану их здоровья. Обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области в течение 1 месяцам с момента вступления решения суда в законную силу устранить вышеуказанные нарушения, а именно обеспечить наличие средств для обеззараживания и дезинфекции помещений ФКУ ИК-5 с массовым пребыванием людей в количестве, достаточном для обработки <данные изъяты> куб.м.

Представитель административного истца – старший помощник Тульского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Скляров С.С. в судебном заседании поддержал требования административного истца, с учетом их уточнения в полном объеме, по доводам, изложенным в административном и уточненного исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области по доверенности Кораблина И.В. в судебном заседании административные исковые требования признала, и пояснила, что фактически администрация исправительного учреждения приобрела 70 бактерицидных излучателей, но не все они используются, недостающее их количество администрация исправительного учреждения имеет намерение приобрести.

Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тульской области Белова Е.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признала, ссылаясь, что Управление Федеральной службы исполнения наказания по Тульской области является не надлежащим ответчиком, поскольку ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области является самостоятельным юридическим лицом.

Представитель заинтересованного лица – Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 71 Федеральной службы исполнения наказаний» по доверенности Телкова Е.И. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования, пояснив, что объем жилых помещений ФКУ ИК-1, в которых постоянно проживают либо пребывают осужденные (спальные помещения отрядов и обеденные залы столовой для осужденных) составляет <данные изъяты> куб.м. Указанная площадь в полном объеме не оборудована средствами для обеззараживания и дезинфекции, которые необходимыми в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 утверждены Санитарно- эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Из Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области» от 2011 г., являющего приложением к приказу ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1.1.).

Учредителем Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области»является Российская Федерация. Функции и полномочия учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.2.).

Учреждение находится в ведении ФСИН России (п.1.3.).

Предметом и целями деятельности Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области» согласно п. Устава являются: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение правопорядка и законности в учреждении, обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения; охрана и конвоирование осужденных в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, международного права, положениям международных договоров Российской Федерации; организация оказания медицинской помощи осужденным, содержащимся в учреждении; организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; иные цели, возложенные на учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1.7 Устава, Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств, имеет лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Уставу ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Тульской области, утвержденному приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ , указанное исправительное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств, имеет лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства.

Учредителем данного исправительного учреждения является Российская Федерация функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний; собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России.

При недостаточности у исправительного учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Тульской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. ( пункт 5.12 Главы V Устава ФКУ ИК-5)

В соответствии с Положением об УФСИН России по Тульской области, утвержденным приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ , УФСИН России по Тульской области является самостоятельным юридическим лицом, участником бюджетного процесса распорядителем (получателем) бюджетных средств.

Согласно пункту 7 Главы II Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Как следует из ст. 7 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

УФСИН России по Тульской области в отношении ФКУ ИК-1 осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, контроль использования закрепленного за исправительным учреждением имущества (пункта 4.3 главы IV Устава ФКУ ИК-1).

Таким образом, суд считает Управление ФСИН России по Тульской области, надлежащим соответчиком по данному иску.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения требований санитарного состояния в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Санитарно- эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.В соответствии с п. 4.4 вышеуказанных Правил, на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области возложена обязанность проведения мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции.

Во исполнение требований вышеуказанного законодательства главным государственным врачом - начальником филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России вынесено и направлено в адрес ФКУ ИК-1 для исполнения постановление от ДД.ММ.ГГГГ о введении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди сотрудников и осужденных УФСИН России по Тульской области.

В соответствии с п. 35 постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрация ФКУ ИК-1 обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать бактерицидными облучателями места возможного массового скопления людей.

Вместе с тем, в ходе проведенной Тульской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки установлено, что данные требования не исполняются, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-1 отсутствует необходимое оборудование по обеззараживанию воздуха в достаточном объеме, места возможного массового скопления людей бактерицидными излучателями не оборудованы.

Доказательств обратного представителем административного ответчика, суду не представлено.

В статьях 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого человека на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии со ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществления или деятельности.

Статьей 11 вышеназванного Закона определена обязанность юридических лиц в соответствии с осуществляемой или деятельностью выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 24 Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования административного истца, признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области по выполнению требований законодательства, направленных на реализацию прав осужденных на охрану их здоровья. Обязать ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области в течение 1 месяцам с момента вступления решения суда в законную силу устранить вышеуказанные нарушения, а именно обеспечить наличие средств для обеззараживания и дезинфекции помещений ФКУ ИК-1 с массовым пребыванием людей в количестве, достаточном для обработки <данные изъяты> куб.м.

Указанный срок суд полагает разумным и достаточным для совершения перечисленных действий.

Руководствуясь ст.ст. 174-177 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Тульского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительном учреждении в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тульской области о признании незаконным бездействия администрации ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Тульской области по невыполнению требований законодательства, направленных на реализацию прав осужденных на охрану их здоровья, обязании обеспечить наличие средств для обеззараживания и дезинфекции помещений ФКУ ИК-1 с массовым пребыванием людей в количестве, достаточном для обработки 9780 куб.м. в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Тульской области по невыполнению требований законодательства, направленных на реализацию прав осужденных на охрану их здоровья

Обязать администрацию ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Тульской области обеспечить наличие средств для обеззараживания и дезинфекции помещений ФКУ ИК-1 с массовым пребыванием людей в количестве, достаточном для обработки 9780 куб.м., в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                               Е.В.Пасечникова

2а-64/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тульский прокурор по надзору соблюдением законов в ИУ по Тульской области
Ответчики
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области
Другие
УФСИН России по Тульской области
ФКУ "Медико-санитарная чать71" ФСИН России
ФСИН России
Суд
Донской городской суд Тульской области
Судья
Пасечникова Е.В.
Дело на странице суда
donskoy.tula.sudrf.ru
11.12.2020Регистрация административного искового заявления
11.12.2020Передача материалов судье
11.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2020Судебное заседание
30.12.2020Судебное заседание
11.01.2021Судебное заседание
18.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2021Дело оформлено
11.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее